Понятие управленческого консультирования.

Имеется множество определений управленческого консультирования. Можно выделить два основных подхода к консультированию.

В первом случае используется широкий функциональный взгляд на консультирование. Фриц Стееле определяет его так: “Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это”

Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласно Лэрри Грейнеру и Роберту Метцгеру “управленческое консультирование – это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений” [2, c. 91]. Можно считать два эти подхода взаимодополняющими.

Актуальность управленческого консультирования обусловлена по крайней мере 2-мя причинами:

· Подразумевается использование специалистов более высокого уровня, нежели имеются в штате компании,

· Использование услуг консультантов не обременяет компанию известными социально-трудовыми обязательствами и, следовательно, делает ее более гибкой (что особенно важно в условиях неустойчивого рынка).

Автором разработана классификация форм и методов консультационных услуг.

Основными задачами управленческого консультирования, с точки зрения вида оказываемых услуг, являются: исследовательское, экспертное, методологическое, системное, практическое консультирование. Другими видами услуг являются аудит, консультации по налогообложению, корпоративные финансовые услуги, информационное консультирование, правовое консультирование, автоматизированные системы. Необходимым условием успеха консультационной деятельности является ее системность. По положению консультанта в организации различают следующие классификационные группировки:

· Руководитель - консультант,

· Приглашенный внутренний консультант,

· Приглашенный внешний консультант.

Понятие команды. Основные характеристики и типы команд.

Команда– это особая или высшая формы группы. В организации команда представляет собой определенное число равноправных специалистов с взаимодополняющими навыками, приверженных единым целям и общему подходу к работе, проявляющих инициативу и солидарную ответственность.

Команда характеризуется особым командным духом, командным типом мышления и нацеленностью на результат. Она отличается от группы тем, что:
• лидерство в ней выражено не так ярко, как в группе и разделено между всеми членами команды,
• ответственость за результаты работы является взаимной,
• ее миссия может отличаться от миссии организации,
• процесс работы не предполагает детального распределения полномочий между членами команды,
• результативность работы определяется, прежде всего, по коллективным показателям.

Каждая команда устанавливает свои собственные цели. Цели создаются для выполнения заданий, стоящих перед командой, и для поддержания организационной миссии. Усилия команды и командные цели могут быть разбиты на три части:

· определение рабочего процесса или решения, соответствующего организационному видению, или их совершенствование;

· разработка рекомендаций по выполнению этих процессов, решений и усовершенствований;

· выполнение этих рекомендации.

Команда может быть создана для любых целей. В некоторых случаях команды имеют взаимозависимые цели: одна команда выполняет свою часть работы только после того, как другая выполнит свою часть.

Этапы построения команды.

Одним из важнейших признаков успешного руководителя, считается умение построить сильную и сплоченную команду, которая сможет выполнять все необходимые задачи в кратчайшие сроки, с минимальными затратами.

· Эмоциональная сплоченность.

Достигается за счет проведения различных тренингов и мероприятий, в которых задействованы все или почти все сотрудники компании. В кейсах существенно преобладают задания, рассчитанные на командное выполнение. Более того, чтобы выполнить задания все участники должны действовать слаженно и самостоятельно между собой согласовать порядок действий и определить степень ответственности каждого члена команды за определенные этапы. Во время этих упражнений люди знакомятся, лучше узнают друг друга, что в свою очередь, способствует более быстрому эмоциональному сплочению участников.

Ролевой подход

Невзирая на то, что данная методика имеет множество моделей, все они имеют один общий принцип: сотрудники проходят тестирование, на основании которого их объединяют в команды по принципу взаимодополняемости.

Наши рекомендации