Управление охраной здоровья как основная задача общества
Управление охраной здоровья населения является комплексной задачей всего общества, в реализации которой принимают участие много секторов народного хозяйства и структур управления (от региональных до местных органов самоуправления). Для принятия научно обоснованного решения в отрасли обеспечения здравоохранения необходимы данные медико-социального, экономического, правового и другого характера. Следует также учитывать факторы, которые определяют формы и методы управления сложной системой здравоохранения населения в целом и на отдельных территориях:
– Социальные факторы (социальная направленность решений и действий всех органов власти);
– Уровень социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов;
– Реализация принципов социальной справедливости и доступности для всех членов общества достижений науки и практики в отрасли здравоохранения населения;
– Уровень научного обеспечения проблем здравоохранения населения;
– Адаптация международного опыта в отрасли медико-социального обеспечение населения Украины в целом и в различных регионах.
Медико-социальное обеспечение населения в системе менеджмента сферы здравоохранения.
Важной теоретической проблемой медико-социального обеспечения населения является определение правильного соотношения внутренних и внешних связей системы здравоохранения населения.
Комплексная система здравоохранения населения состоит из структурных (соответствующие ведомства медико-социального обеспечения) и функциональных (органы и учреждения медико-социального обслуживания) элементов. Все элементы системы здравоохранения населения взаимосвязаны между собой. Для нормального функционирования подсистем здравоохранения населения необходимо, чтоб между их отдельными элементами был налажен постоянный и достаточный количественно и качественно обмен информацией. Реализация сложных задач здравоохранения населения требует системного подхода, в котором четко разграничены функции и компетенции всех участников медико-социальной защиты населения.
Вопросы и задания для самоконтроля.
1. Цели и задачи менеджмента в системе здравоохранения.
2. Две стороны и три уровня системы управления сферой здравоохранения.
3. Функции управления.
4. Сущность медико-социального обеспечения населения в системе менеджмента сферы здравоохранения.
Лекция 9. Маркетинг в системе здравоохранения
План:
I. Основные понятия маркетинга.
II. Маркетинговые исследования на ринке медицинских услуг
III. Рыночный механизм услуг здравоохранения и его основные элементы.
IV. Функции ринка услуг здравоохранения.
I. Основные понятия маркетинга.
Функционирование здравоохранения в рыночных условиях хозяйствования требует от руководителей и специалистов здравоохранения высокой профессиональности и глубоких знаний в отрасли маркетинга.
Маркетинг –явление сложное и многоаспектное. В классическом понимании – этопредпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя до потребителя или пользователя.
Известный американский специалист по маркетингу, профессор Филипп Котлер считает, что маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей путем обмена. В системе здравоохранения маркетинг, по определению В.З. Кучеренко и В.И. Филатова, - система принципов, методов и мероприятий, которые базируются на комплексном изучении спроса потребителя и целенаправленном формировании предложения медицинских услуг производителем.
NB: Независимо от форм собственности лечебно-профилактических учреждений, видов медицинской деятельности, все медицинские работники должны научиться работать на принципах маркетинга.
Маркетинг имеет место тогда, когда люди решают удовлетворить свои потребности при помощи обмена.
2). На рынке медицинской деятельности действуют три группы субъектов:
- производитель, продавец медицинских услуг и товаров (медицинская организация, медицинский работник);
- покупатель – пациент (здоровий и больной);
- работодатель разных форм собственности, дилерские компании, медицинские фонды, страховые медицинские организации.
3). Для маркетинга в сфере здравоохранения характерно:
- асимметрия информации у производителя и потребителя относительно потребительских свойств получаемой услуги;
- почти абсолютное доверие к продавцу медицинских услуг;
- медицинская услуга, которую можно легко продать, должна быть качественной;
- высокая приоритетность медицинских услуг;
- отсутствие четкой взаимосвязи между затратами труда медработников и конечным результатом;
- приоритетность социальной и медицинской эффективности перед экономической.
4). Основными видами маркетинга здравоохранения являются:
- маркетинг медицинских услуг, включая процесс разработки, продвижения и реализации медицинских услуг с учетом потребностей населения;
- маркетинг организаций (создание, поддержка отношений населения с медицинскими учреждениями);
- маркетинг отдельных лиц (создание, поддержка отношений с конкретным специалистом);
- маркетинг мест (создание, поддержка отношений населения к конкретной местностью, где находится медицинское учреждение);
- маркетинг идей (разработка и реализация форм и методов общественного характера: формирования здорового способа жизни, отказ от вредных привычек, планирование семьи и др.).