Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение и цена.
Спрос– это общественная потребность в товарах и услугах, обеспеченная деньгами, или, иначе, – это платежеспособная потребность. Величина спроса на какой-либо товар выражается в количестве этого товара, которое потребители могут и готовы приобрести по определенной цене в определенный промежуток времени.
На спрос влияет множество факторов. Они делятся на ценовый и неценовые. Ценовый фактор – это цена товара, на который определяется спрос (P). Неценовые: доход потребителей (I), цена товаров-субститутов ( ), цена товаров-комплементов ( ), вкусы и предпочтения потребителей (Z), ожидания потребителей (W), количество покупателей (N), прочие факторы (B). В математической форме влияние всех этих факторов фиксируется в функции спроса. Функция спроса – это функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него факторов. Она имеет следующий вид:
.
Главным фактором, влияющим на спрос на данный товар, является его цена. Если исключить влияние всех прочих факторов,
т. е. ввести предпосылку ceteris paribus, то получим функциональную зависимость между ценой и спросом. Эта зависимость выражает закон спроса. Суть его: при прочих равных условиях величина спроса на товар увеличивается при снижении цены на него и уменьшается при увеличении цены. Графически закон спроса изображается с помощью кривой или линии спроса. Она имеет следующий вид (рис. 3.1: P – цена товара; Q – количество товара; D – спрос).
Кривая спроса – это кривая, показывающая, какое количество данного блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный период времени.
В экономической теории большое значение имеет разграничение величины спроса и самого спроса. Закон спроса характеризует изменение величины спроса при изменении цены; сам спрос как выражение потребности в данном товаре остается в данном случае неизменным. Графически это выражается в перемещении по или вдоль линии спроса (рис. 3.2: обозначения те же).
Если изменяется не цена, а прочие, т. е. неценовые, факторы, то изменяется не величина, а сам спрос (спрос в целом). Графически это выражается в смещении или сдвиге кривой спроса вправо, если спрос увеличивается, или влево, если спрос уменьшается (рис. 3.3: обозначения те же).
В частности, кривая спроса сдвинется вправо вверх, если: увеличатся доходы потребителей, увеличатся цены товаров-субститутов (повышение цены на масло приведет к переключению части спроса на маргарин, т. е. повышение цены на масло приведет к увеличению спроса на маргарин), уменьшатся цены товаров-комплементов (уменьшение цены на автомобиль повышает спрос на бензин), увеличится число покупателей (спрос увеличивается).
Наоборот, к сдвигу кривой спроса влево вниз приводит: уменьшение доходов и уменьшение числа покупателей, уменьшение цены товаров-субститутов и увеличение цены товаров-комплементов.
Рис. 3.2. Изменение величины спроса |
Рис. 3.3. Изменение самого спроса |