В россии
Социальная политика – это система законодательных, экономических и социально-психологических гарантий, предоставляемых трудоспособным гражданам для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям населения - преимущества в пользовании общественными фондами потребления, в прямой материальной поддержке в виде пособий, стипендий и других выплат, в снижении налогов.
Законодательной основой социальной политики в России является Конституция (Основной закон) Российской Федерации. В статье 7, пункт 1, отмечается: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В пункте 2 говорится: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». В статье 37, пункт 3, Конституции РФ отмечается: «Каждый имеет право на трудовые условия, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за свой труд без какой - бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». В статье 39, пункт 1, говорится: «Каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом». В статье 41, пункт 1, записано: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь».
В конце 1991 г. перед российским правительством, приступившим к проведению радикальных реформ, стояла проблема определения места социальной политики в экономической стратегии. Основной целью реформ изначально было повышение эффективности функционирования хозяйственной системы. Развитие социальной сферы даже не называлось в качестве явной цели, несмотря на многочисленные декларации о «социально ориентированной экономике» и «социальном государстве».
Сегодня население страны поставлено в такие условия, когда любая, даже самая действенная стратегия реформ не может быть реализована без немедленного спасения трудового потенциала страны, для чего необходимо проведение эффективной социальной политики.
В начале 1997 г. в печати была опубликована Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997 – 2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост». В этом документе отмечается, что проведение реформ в социальной сфере станет одним из важнейших направлений дальнейшего реформирования российской экономики. К их числу важнейших из них следует отнести:
ð гарантию конституциональных прав граждан в области труда, отдыха, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
ð достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
ð обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
ð предотвращение застойной безработицы в процессе структурной перестройки экономики и создание новых рабочих мест.
В начале 1997 г. Правительство РФ приняло «Программу социальных реформ в Российской Федерации на период 1997 - 2000 гг.».
В первом разделе данной программы характеризуется состояние и тенденции изменений в социальной сфере; отмечается, что, наряду с определенными положительными сдвигами, многие негативные явления приобрели застойный характер, отдельные социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность для социально-экономической стабильности общества.
Во втором разделе программы намечаются главные цели и приоритетные направления социальных реформ. На первом этапе (1996 – 1997 гг.), в условиях ограниченности ресурсных возможностей экономики, необходимо осуществить комплекс мер по стабилизации уровня жизни населения, постепенному сокращению масштабов бедности, уменьшению разрыва между различными категориями населения, недопущению массовой безработицы, усилению защиты трудовых и социальных прав граждан. На втором этапе (1998 – 2000 гг.), когда начнется экономический рост и появятся материальные и финансовые возможности для увеличения расходов на социальные нужды, будут созданы объективные предпосылки для реального роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости.
Третий раздел данной программы посвящен ходу реформ в сфере труда и трудовых отношений. На сегодняшний день Россия занимает 52-е место среди промышленно развитых стран по реальному ВНП на душу населения. Доля заработной платы в доходах россиян составляет не более 40 %, минимальная заработная плата составляет 16 – 17 % прожиточного минимума. Здесь необходимо обеспечение роста реальной заработной платы работников в тесной увязке с результатами их работы, квалификацией и профессионализмом.
В четвертом разделе программы говорится о политике в области занятости населения и развития потенциала. В стране растет вынужденная неполная занятость: более 5 млн. человек (или около 7 % экономически активного населения) сохраняют трудовые отношения с работодателями, но длительное время не получают заработной платы и находятся под реальным риском увольнения. Здесь необходимо проведение сбалансированной инвестиционной политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест и создание новых.
В пятом разделе программы речь идет о миграционной политике, основной целью которой должно стать преодоление стихийного развития миграции, выработка рычагов воздействия на этот процесс, снижение негативных последствий для общества и государства, повышение эффективности использования потенциала мигрантов.
Шестой раздел программы посвящен путям реформирования социального страхования. На сегодняшний день объем финансовых средств четырех внебюджетных фондов равняется 708 % ВВП, в т.ч. Пенсионного фонда - 5,2 % ВВП, что значительно меньше доли ассигнований на эти цели в странах Центральной и Восточной Европы, и в два раза меньше, чем страны Западной Европы тратят на одни только пенсии.
Основные задачи реформирования пенсионного обеспечения рассматриваются в седьмом разделе программы. На 1 июля 1996 г. минимальная пенсия (нижний предел пенсии, установленный соответствующими нормативными актами) составляла менее 50 % физиологического прожиточного минимума пенсионера. Более 80 % пенсионеров получают пенсию в размере 1,0-1,5 минимума. Это приводит к тому, что подавляющая часть пенсионеров находится за чертой бедности. За годы реформ уровень минимальной пенсии колебался от половины до двух третей прожиточного минимума пенсионера.
Восьмой раздел программы посвящен реформированию системы социальной защиты населения. На сегодняшний день система социальных гарантий, льгот и выплат представляет собой неупорядоченную совокупность различных законодательных норм. Количество разновидностей социальных гарантий и льгот в РФ превышает тысячу, ими обеспечивается более 200 категорий получателей. Подавляющая часть гарантий и льгот предоставляется в виде социальной помощи на уравнительной основе. В западных странах государственные системы гарантий и льгот существенно меньше по объему и количеству. Основным содержанием реформ в этой области является усиление адресности социальной поддержки.
В девятом разделе говорится о реформировании системы социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи. Здесь необходимо обеспечить условия для реализации семьей ее функций. Обеспечить права детей и молодежи на полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
В десятом разделе программы намечаются основные направления реформ в отраслях социальной сферы (образование, культура и здравоохранение). История не только России, но и всего человечества не помнит того, чтобы за год средняя продолжительность жизни сократилась на четыре года, что произошло у нас в стране. От убийств и самоубийств в стране гибнет людей трудоспособного возраста больше, чем от всех сердечно-сосудистых и инфекционных болезней. Только треть беременностей россиянок заканчивается, как и положено, родами. Материнская смертность в России в 15 раз выше, чем в развитых странах. Ситуация со здоровьем россиян такова, что это, пожалуй, на сегодняшний день самая реальная угроза безопасности страны.
Одиннадцатый и двенадцатый разделы программы посвящены региональным аспектам социальной политики, особенностям социальных реформ в северных районах и финансовому обеспечению реформ в социальной сфере соответственно.
Контрольные вопросы
1. Что подразумевается под доходами населения?
2. Какова структура доходов россиян в современных условиях?
3. Что такое мода, медиана, среднее арифметическое? Как они рассчитываются и используются в экономической теории?
4. Почему в качестве «реального среднего» используется медиана доходов, а не среднее арифметическое?
5. Как рассчитываются децильный, квартильный и квантильный коэффициенты? Для чего они используются в экономической теории?
6. Каков экономический смысл кривой Лоренца?
7. Как сказываются на положении кривой Лоренца проводимая государством налоговая политика и социальные программы?
8. В чем основное отличие компенсации доходов от их индексации?
9. Почему во многих странах, где осуществлялась индексация, она, как правило, затрагивала не всю заработную плату, а только часть (обычно 50-70 %)? Усиливает ли индексация заработной платы инфляцию?
10. Распространено ли сейчас в России неравенство в доходах? Какие цифры вы бы использовали в обоснование ответа? Как вы думаете, является ли кривая Лоренца для России слишком крутой?
28. ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА И международные
экономические отношения
Особенности развития национальной экономики во многом определяются участием страны в мирохозяйственных связях.
Мировая экономика – это глобальная хозяйственная общность, опирающаяся на планетарные ресурсы и объединяющая в единое целое хозяйственные системы отдельных стран. Мировая экономика развивается по собственным законам. Знание этих законов позволяет использовать выгоды международного сотрудничества в национальных интересах России.