Общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые при прохождении практики
В результате прохождения данной производственной практики бакалавр экономики по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» с квалификацией (степенью) «бакалавр» у обучающихся должны быть сформированы элементы следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки:
а) общекультурных (ОК):
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7):
- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8):
- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9):
- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10):
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11):
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12):
- (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации (ОК-1); готов к операции с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации, мастерства (ОК-6) и др. в соответствии с ФГОС ВПО);
б) профессиональных (ПК):
- расчетно-экономическая деятельность:
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2)
- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
- аналитическая, научно-исследовательская деятельность:
- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
-способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации,
-собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
- способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
- организационно-управленческая деятельность:
- способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
- способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).
Развитие специальных компетенций предусмотрено профилем направления подготовки.
Содержание производственной практики
Согласно учебному плану данный вид практики 2 недели на 3 курсе. Материалы, собранные в ходе данной практики, должны лечь в основу выпускной квалификационной работы.
На данном этапе производственной практики студент должен ознакомиться с подразделениями организации (предприятия) и основными подсистемами (Табл. Учебно – тематический план производственной практики). При прохождении производственной практики студентом по месту ознакомительной практики возможно использование материалов отчета предыдущей практики. При этом студент должен скорректировать используемые материалы в соответствии с программой производственной практики и изменившимися условиями деятельности организации (предприятия).
Таблица 1
Учебно – тематический план производственной практики
№ этапа практики | Этапы прохождения практики | Сроки | |
2 недели | 4 недели | ||
Согласование программы практики. Знакомство с организацией (предприятием), изучение организационно – управленческой документации. Особенности государственного регулирования деятельности организации | 1 день | 2 дня | |
Ознакомление с видами деятельности и структурой управления | 1 день | 2 дня | |
Изучение содержания работы экономиста (финансиста, специалиста по налогам) по специальным функциям | 2 дня | 4 дня | |
Изучение маркетинговой деятельности организации (предприятия | 2 дня | 4 дня | |
Изучение деятельности организации в сфере экономики | 2 дня | 4 дня | |
Изучение бухгалтерского и налогового учета | 2 дня | 4 дня | |
Изучение особенностей организации в сфере финансовой деятельности | 2 дня | 4 дня | |
Оформление, сдача и защита отчета по производственной практике. Защита материалов практики. | |||
Итого | 12 рабочих дней | 24 рабочих дня |
Таблица 2
План производственной практики бакалавра
№ этапа | Этапы прохождения практики | Предмет изучения | Сроки | Примечание | |
2 недели | 4 недели | ||||
Согласование программы практики. Знакомство с организацией (предприятием), изучение организационно – управленческой документации. | Знакомство с основными организационными документами (уставом, коллективным договором, положениями об отделах, должностными инструкциями, штатным расписанием). Студент должен отразить информацию о следующих аспектах деятельности организации(предприятия): - миссия организации (предприятия), стратегия развития организации (предприятия) и ее (его) внутрифирменная политика; - основные этапы создания и развития организации (предприятия); - характер собственности организации (предприятия); - принадлежность организации (предприятия) по капиталу и контролю (национальная, иностранная, смешанная); - производственная структура организации (предприятия), ассортимент выпускаемой продукции или услуг, их назначение; - характеристика организации с точки зрения масштабов производства, уровня специализации, комбинирования, кооперирования; - внешнеэкономическая деятельность | 1 день | 2 дня | - привести перечень должностей, наделенных рекомендательными, согласовательными и функциональными, параллельными полномочиями (табл. «Характеристика полномочий управленческих должностей в организации (на предприятии)»; - привести примеры, объясняющие содержание операций (утверждает, согласовывает, готовит) при работе экономистов (финансистов, бухгалтеров) с документацией; - установить особенности распределения функционала и делегирования полномочий в организации (на предприятии). Дополнительно в приложении к этому разделу по возможности студент представляет копии основных организационных документов. | |
Ознакомление с видами деятельности и структурой управления. | Структуру управления организации (предприятия) | 1 день | 2 дня | Студент представляет информацию: - анализ организационной структуры управления (прикладывается схема структуры организации); - назначение и содержание блоков общего линейного, технического руководства и управления деятельностью организации, перечень должностей, выполняющих функциональные обязанности по каждому блоку (табл. «Характеристика блоков управления организацией (предприятием)»); - схема документопотока в организации. | |
Изучение содержания работы экономиста (финансиста, бухгалтера) по специальным функциям. | - перечень управленческих должностей и специалистов внутри структурного подразделения и функции, закрепленные за ними (табл. «Распределение должностных обязанностей внутри структурного подразделения»). | 2 дня | 4 дня | По итогам работы необходимо сделать выводы по разделу | |
Изучение маркетинговой деятельности организации (предприятия) | - структура маркетинговой службы и ее функции; - ассортиментный перечень продукции или услуг (указать ее сильные и слабые стороны) и ее рынки сбыта; - структура конкуренции (количество конкурентов, работающих на территории, и их рыночные доли, особенности маркетинговых действий) | 2 дня | 4 дня | В отчете представляется следующая информация: - краткая характеристика рынка, на котором работает организация (предприятие); - характеристика конкурирующих организаций; - описание сильных и слабых сторон конкурентов и организации (предприятия); - сегментные группы потребителей основной продукции (услуг) организации (предприятия) (по полу, возрасту, роду занятий, стилю жизни и т.д.); - методы формирования цены на основные виды продукции, производимые или реализуемые организацией (предприятием) (привести примеры); - рассмотреть в динамике изменения цены на основные виды продукции (услуги) за последние три года, сделать прогноз; - маретинговые инструменты, используемые организацией (предприятием) для формирования спроса и стимулирования сбыта (реклама, сервис, послепродажное гарантийное обслуживание, дополнительные услуги, лотереи, скидки при повторной покупке и т.д.); - виды рекламы и каналы ее размещения. | |
Изучение деятельности организации в сфере экономики | Деятельность экономического отдела | 2 дня | 4 дня | В отчете предоставляет информацию: - перечень функций экономического отдела; - расчет основных технико – экономических показателей деятельности предприятия, выявление основных наметившихся тенденций (табл. «Основные технико – экономические показатели деятельности (см. приложение 10) - обеспеченность организации персоналом, коэффициент выбытия персонала из организации. коэффициент приема персонала, коэффициент текучести персонала (табл. «Обеспеченность организации (предприятия) персоналом (по категориям работников»). - оценить производительность труда работников. (см. приложение 12) - оценить показатели обеспеченности основными производственными фондами (см. приложение 11); - оценить показатели обеспеченности оборотными средствами. | |
Изучение бухгалтерского учета. | - изучение учетной политики предприятия; -состояние бухгалтерского учета на предприятии (см. приложение 15), в том числе: - учет основных средств и нематериальных активов; - .учет материально- производственных запасов; - учет труда и его оплаты; - учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции; - учет продажи готовой продукции, работ, услуг; - учет денежных средств, расчетных и кредитных операций; - учет собственного капитала; - формирование и учет фондов и резервов; - учет финансовых результатов. | 2 дня | 4 дня | По итогам работы необходимо сделать выводы по каждому из обозначенных разделов. | |
Изучение особенностей организации в сфере финансовой деятельности | - знакомство с организацией финансовой деятельности на предприятии; . | 2 дня | 4 дня | В отчете указывается: - службы, занимающиеся финансовыми вопросами (табл. «Характеристика служб, занимающихся финансовыми вопросами»); - перевод денежных средств (кредитные карточки, дебетовые карточки, платежное поручение, аккредитив, трансферт и т.д.); - особенности налогообложения результатов деятельности организации (предприятия); - объем и структура денежной выручки в организации (на предприятии) (см. приложение 13); - оценку финансовой устойчивости организации (предприятия), используя показатели приложения 14; По итогам показателей студент делает выводы о финансовой устойчивости организации. | |
Оформление, сдача и защита отчета по производственной практике. Защита материалов практики | Готовится выступление студента (5-7 мин.) с презентацией по результатам прохождения производственной практики. | По материалам практики делается заключение, содержащее выводы по каждому разделу практики. |