Тема 2. основные этапы становления
И развития экономической теории
Экономия | Неоклассическое направление |
Политэкономия | Маржиналистская теория |
Меркантилизм | Кейнсианство |
Физиократы | Неоклассический синтез |
Политэкономия богатства | «Экономика предложения» |
Трудовая теория стоимости | Монетаризм |
Политэкономия труда | Новая классика |
Марксизм | Гипотеза рациональных ожиданий |
Теория прибавочной стоимости | Институционализм |
Экономикс | Неоинституционализм |
Теория цены | Теория общественного выбора |
Современная экономическая наука – это результат экономической мысли разных исторических эпох, каждая из которых привносила свои наблюдения, предлагала свои объекты исследования, формировала свои понятия и теории. На протяжении нескольких тысячелетий развития экономическая наука не раз меняла и свое название, и предмет и методы своих исследований. В соответствии с названием науки и предметом ее исследования можно выделить три этапа в развитии экономической мысли: экономия, политическая экономия, экономикс (экономическая теория).
Простейшее понимание экономики.
Экономия и хрематистика
Первый этап в развитии экономической мысли представлен экономическими идеями древневосточных обществ и античного мира.
В общественной мысли древнего и средневекового Востока экономические проблемы анализировались в рамках науки о государстве. В трактатах, посвященных проблемам государства («Кодекс царя Хаммурапи» – VII в. до н.э., «Книга правителя области Шан» – IV в. до н.э., «Артхашастра» – I в. до н.э. и многих других), а также в теориях, направленных на поддержание стабильности в государстве и обществе (учение Конфуция и др.) обязательно содержались рекомендации по регулированию хозяйства, отражавшие осмысленный опыт многовековой практики. Однако взгляды древних мыслителей Востока оказали лишь косвенное влияние на становление экономической науки, которая родилась в лоне европейской цивилизации.
Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия (от древнегреческого «ойкономия» – «ойкос» – дом, «ном» – закон) – наука о доме, о домоводстве, о домашнем хозяйстве. Ее целью было воспитание достойных граждан. Сам термин впервые предложен Ксенофонтом (430 – 354 гг. до н.э.). Его трактат «Ойкономия» дает наглядную картину экономии в представлении древних греков.
Ксенофонт отдавал предпочтение натуральному хозяйству на земле, ибо оно делает человека здоровым, сытым и справедливым (земля больше одаряет того, кто лучше работает). Одобрял штрафы за накопление в личном пользовании золота и серебра и поддерживал введение железных денег, которые делают богатство «неудобным». К ремесленному труду относился снисходительно, но признавал, что ремесленник может достичь большого умения за счет специализации (разделения труда).
Абстрактными проблемами полезности и стоимости Ксенофонт не интересовался. Сохранилась его сентенция о том, что «друзья полезнее и ценнее волов».
Величайшим философом древности был, как известно, Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Экономические проблемы интересовали его лишь в незначительной степени. Однако некоторые его взгляды на экономические и социальные процессы представляют значительный интерес. Так, возникновение государства он связывал с удовлетворением повседневных интересов людей и с обменом. «Государство возникает из нужд человека: никто не может сам удовлетворить всех своих нужд. ...Мы берем себе одного помощника для одной цели, другого для другой, и когда все эти сотоварищи и помощники собраны в одном месте, то всю группу обитателей можно назвать государством. Они обмениваются друг с другом... с той мыслью, что этот обмен будет им к благу».
Государство может существовать длительное время, только если оно основано на натуральном хозяйстве и если деньги имеют ограниченное хождение. Поэтому он считал, что горожан надо наделять земельными наделами. Однако имущество граждан не должно быть чрезмерным. Если стоимость имущества превысит стоимость надела в 4 раза, то излишек подлежит передаче государству. Запрещаются ссуды под проценты. Закон должен устанавливать пределы колебаний цен. В таком государстве не будет ни богатых, ни бедных.
В докапиталистических обществах традиционный тип поведения был господствующим, но не единственным. Образцы поведения, нацеленного на личное обогащение (однотипного с тем, которое называется рациональным поведением в современном смысле слова), также имеют давнюю историю. Выдающийся мыслитель Древней Греции Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), был, вероятно, первым кто предпринял попытку анализа такого поведения.
«Существует ли предел богатства?» – вот вопрос, которым задался Аристотель и ответил на него положительно. Такой ответ может озадачить современного читателя, но он логически следовал из аристотелевского понимания богатства как «совокупности средств... необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины». Иными словами, если условия нормальной жизни обеспечены и люди защищены от голода, холода и ненастья, значит, богатство (как совокупность именно средств) имеется в достатке. Подразумевалось, что наличие богатства как раз и дает свободному человеку возможность заниматься достойными его делами – такими, как служение обществу или совершенствование в «беспредельных» по своим целям науках и искусствах.
Этот взгляд на богатство лежит в основе знаменитого противопоставления «экономии» и «хрематистики». Широко известная, но упрощенная его версия сводится к разграничению искусства ведения хозяйства («экономии»), которое, по выражению Аристотеля, «заслуживает похвалы», и искусства накопления денег, или наживы («хрематистики»), которое, напротив, «по справедливости вызывает порицание».
Аристотель различает потребительную стоимость (пользу) и меновую стоимость. Например, обувью можно пользоваться, чтобы ее носить, или же для обмена. Обмен справедлив, если каждый получает как раз столько, сколько он дает другому.
Предвосхищая последующие споры между экономистами, Аристотель считает, что обмен уравнивает потребности, а не издержки. Если в продуктах труда кожевника люди нуждаются больше, чем в продуктах земледельца, то за обувь должно быть дано больше зерна, чем если бы дело обстояло наоборот.
Первый этап развития экономической мысли представлен также идеями средневековых ученых-схоластов, для которых присущ богословский характер. Экономические проблемы также рассматривались ими в рамках учения о справедливости.
Наиболее крупным схоластом в средние века был Фома Аквинский(1225 – 1274 гг.) Он считал, что все вещи принадлежат богу, а человек может ими только пользоваться. Тем не менее, для эффективного удовлетворения личных нужд частная собственность (частное пользование) необходима.
Богатство делится на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро). Жизнь без обменов невозможна, но за вещь должна быть назначена «справедливая цена». Земельная рента оправдана, поскольку эта часть продукта производится силами природы.
Следуя Аристотелю, Фома Аквинский считал, что «деньги не могут порождать деньги», т.е. процента. Взимание процента он сравнивал с желанием продать и вино, и, вдобавок, право пить (за отдельную плату) это вино.
Предвестником экономических воззрений Нового времени стали, в частности, писания Ж. Кальвина (1509 – 1546 гг.). Несмотря на их отчетливую религиозную форму, они имели вполне конкретное экономическое содержание. Миром правит божественное предопределение (одних Бог предопределил к вечному блаженству, других – к вечным мукам), однако каждый человек, не зная этого, должен думать, что именно он – божий избранник, и доказывать свою избранность всей своей деятельностью. Свидетельством этому служит денежный успех. Человек должен быть бережливым, расчетливым, деятельным и честным – это его моральный долг перед Богом.
Доктрина Кальвина (и в целом, протестантизма) помогла становлению духа предприимчивости и бережливости в Голландии и Англии, а затем в США. Ссудный процент стал считаться нормальным явлением, а стремление к богатству – естественным для человека. Законы должны разрешать каждому человеку употреблять свои способности и состояние так, как он считает нужным. Частная собственность и частная жизнь человека священны и неприкосновенны. Вместо прежнего тезиса «не обманешь – не продашь» пришло осознание того, что обман затрудняет систематическую торговлю большими количествами товаров. Протестантская вера стала гарантией точного выполнения контрактов и способствовала моральному оправданию процента.
Таким образом, идея равенства и справедливости в отношениях между людьми трансформировалась в идею эквивалентности обмена товаров, идея честного труда – в обоснование буржуазного предпринимательства.
Экономическая мысль Средневековья в России представлена сводом законов Киевского государства «Русская правда» (XII – XIII вв.), а также связана с именами Владимира II Мономаха (1058 – 1125 гг.), Даниила Заточника (XIII в.), Ивана Пересветова (конец XV – начало XVI в.), Ермолая Еразма.