Пути концентрации. Централизация, комбинирование производства
Укрупнение сельскохозяйственного производства не может быть бесконечным и на каждом этапе развития производительных сил имеет границы, за которыми эффективность концентрации резко снижается, то есть закон о превосходстве крупного производства в сельском хозяйстве не имеет абсолютного значения. Концентрация производства в сельском хозяйстве может происходить следующими путями:
1. на основе централизации, то есть слияния нескольких мелких предприятий в одно, более крупное;
2. путем интенсификации, когда за счет дополнительных вложений при неизменной площади происходит увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на основе роста урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных;
3. за счет углубления специализации, увеличения объемов определенного вида продукции на базе применения индустриальных технологий и прогрессивных форм организации труда;
4.на основе аренды земли и других средств производства;
5. за счет развития агропромышленной интеграции, что позволяет в рамках предприятия организовать производство, хранение, переработку продукции, то есть рационально использовать всю произведенную продукцию и увеличить размеры производства.
В сельском хозяйстве имеется около 20% крупных предприятий с численностью работников свыше 260 человек. В среднем на одно такое хозяйство приходится 460 работников, 9,8 тыс. га сельскохозяйственных угодий, 3,1 тыс. га посевных площадей зерновых культур, около 1,4 тыс. голов крупного рогатого скота. К мальм предприятиям в сельском хозяйстве относятся имеющие до 60 человек работников (без совместителей и работников несписочного состава). В РФ их 4,9 тыс., или 17,8% в общей численности. На одно малое хозяйство в среднем приходится около 2 тыс. га сельскохозяйственных угодий, 227 га посевов зерновых культур, 100 голов крупного рогатого скота
Концентрацию в сельском хозяйстве характеризуют показатели:
1.размер сельскохозяйственных угодий;
2.поголовье животных;
3.количество работающих на предприятии;
4.объем производства в натуральном и стоимостном выражении;
5.стоимость основных производственных фондов.
Материальной основой концентрации является развитие производительных сил в результате научно-технического прогресса. Концентрация имеет весьма ограниченный характер. Концентрация производства может осуществляться и на основе комбинирования – соединения в одном предприятии производства и переработки продукции, основного производства с дополнительным в целях лучшего использования имеющихся ресурсов.
Как самостоятельная форма организации общественного производства комбинирование возникло позже остальных, на рубеже XIX и XX в., когда концентрация, специализация, кооперация производства и научно-технический прогресс достигли достаточно высокого уровня развития. Комбинирование признано наиболее сложной и в то же время наиболее эффективной формой организации общественного производства, в которой наиболее ярко проявляются закон обобществления труда и интеграционные преимущества.
Комбинирование производства — это соединение в рамках одного предприятия производства продукции различных отраслей промышленности, основанное на последовательности стадий переработки сырья или переработке отходов основного производства. Комбинирование выступает наиболее эффективной формой концентрации промышленного производства и объединения специализированных предприятий.
Основными признаками комбинирования производства являются:
— ограниченность производств рамками одного предприятия;
— соединение в рамках одного предприятия основных и вспомогательных производств различных отраслей промышленности или народного хозяйства;
— соединение этих разнородных производств на основе:
а) последовательности стадий переработки сырья;
б) переработки отдельных отходов основного производства;
в) комплексной переработки сырья, т. е. переработки всех отходов.
Комбинирование обязательно должно содержать в себе все эти признаки и без их наличия не может являться комбинированием.
Комбинирование в пищевой промышленности, развиваясь на основе общих закономерностей промышленности, имеет свои специфические отраслевые особенности, связанные со следующими факторами:
- продолжительностью и разнообразием технологического процесса производства;
- образованием в процессе производства при получении готового продукта значительного количества ежегодно возобновляемых отходов, которые являются сырьем для последующей переработки;
- наличием наряду с отраслями промышленности, перерабатывающими сельскохозяйственное сырье и продукцию животноводства, отраслей, занятых переработкой сырья, уже прошедшего промышленную переработку;
- сезонностью производства, при которой создание технологически дополняющих друг друга производств позволяет улучшить использование трудовых ресурсов и повысить фондоотдачу основных производственных фондов;
- общностью назначения основных видов вырабатываемой готовой продукции, направляемой преимущественно для питания населения.
В пищевой промышленности используются следующие формы комбинирования.
1. Комбинирование, основанное на последовательности соединения стадий переработки сырья (вертикальная форма)-
В качестве примеров такого комбинирования можно выделить:
—мелькомбинаты, осуществляющие хранение зерна, подготовку к помолу, размол на муку и переработку муки в хлебные, макаронные и мучные кондитерские изделия на хлебозаводе;
— масло-жировые комбинаты, на которых после производства растительного масла его подвергают последующей переработке в маргарин и майонез;
— мясокомбинаты, осуществляющие первичную переработку скота и производство из выработанного мяса полуфабрикатов, консервов, колбасных, кулинарных и других изделий.
2. Комбинирование, основанное на использовании вторичных продуктов (отходов) основного производства (горизонтальная форма).
3. Комбинирование, основанное на комплексном использовании сырья и вторичных продуктов производства (горизонтальная форма).
Например, для экономики спиртовых производств важное значение имеет комбинирование на основе комплексного использования основного сырья, полупродуктов и вторичных продуктов. В этом разрезе важна организация на спиртовых заводах производства белковых кормов, антибиотиков и витаминов для нужд животноводства, а также пищевых и химических продуктов. Производство пищевого картофельного крахмала на спиртовых заводах требует меньшего расхода сырья, при этом существенно снижаются капитальные затраты по сравнению с затратами на специализированных заводах, уменьшается себестоимость продукции.
Вторая и третья формы комбинирования различаются только степенью охвата промышленной переработки образующихся отходов основного производства, поэтому они относятся к одной — горизонтальной форме.
4. Комбинирование, основанное на соединении производства сельскохозяйственной продукции и ее промышленной переработки (вертикальная форма). Сегодня такой вид комбинирования выступает в форме агропромышленной интеграции, когда предприятия, производящие первичное сырье, объединяются в единый комплекс с перерабатывающими сельскохозяйственное сырье предприятиями. Данный вид комбинирования традиционно реализовывался на базе создания агропромышленных объединений между предприятиями виноградного, плодоовощного, эфиромасличного направлений с перерабатывающими мощностями винодельческих, консервных и других производств.
5. Комбинирование, основанное на соединении производств холода и технологически родственных пищевых производств (горизонтальная форма). Примером такого комбинирования может являться производство замороженных плодов и ягод.
К показателям уровня комбинирования производства относятся:
— удельный вес продукции комбинатов в общем объеме произведенной отраслью продукции;
— доля комбинатов в общем числе предприятий отрасли;
— число производств (стадий, фаз производства), объединенных одним комбинатом.
Пищевая промышленность как отрасль имеет благоприятные предпосылки для комбинирования производства:
— сложный состав перерабатываемого органического сырья, дающий возможность получения наряду с основным продуктом и ряда вторичных продуктов;
— достаточно высокий уровень концентрации производства, позволяющий использовать вторичные продукты производства;
— многоступенчатость переработки сырья;
— физическая и экономическая нетранспортабельность многих отходов и отбросов пищевого производства, требующая их утилизации на месте;
— родственный характер размещения многих отраслей пищевой промышленности (в зоне сырья или районе потребления), позволяющий комбинировать производства на одном крупном предприятии;
— высокий уровень развития производственных технологий, обеспечивающий промышленную утилизацию с получением полезных продуктов из отходов основного производства;
—агропромышленная интеграция, позволяющая создать межотраслевое комбинирование на более широкой основе.
Комбинирование производства является одной из наиболее эффективных форм организации производства и аккумулирует в себе экономический эффект, достигаемый концентрацией, специализацией и кооперированием производства.
Комбинат — крупное предприятие, которое пользуется всеми преимуществами крупномасштабного производства и получает эффект от специализации производства, равно как и от кооперирования. Следует учитывать, что масштабность производства, ее дальнейшее увеличение приводят к снижению производственных издержек, появлению резервов для роста прибыли предприятия и повышению его конкурентоспособности.
Причины экономической эффективности комбинирования производства наглядно проявляются при рассмотрении их по отдельным формам — вертикальной и горизонтальной.
При вертикальной форме комбинирования производства экономический эффект достигается за счет следующих факторов:
1) Экономии на административно-управленческих расходах, поскольку добавляемые при комбинировании различные производства не увеличивают существенно эти расходы.
2) Значительного снижения транспортных расходов. Полупродукты обрабатываются на комбинате в едином потоке, без транспортировки с завода на завод, без излишних погрузочно-разгрузочных работ. Кроме того, вследствие непрерывности производственного процесса и сокращения его продолжительности уменьшается время перевозок грузов, значительно снижаются потери массы сырья и полуфабрикатов, максимально сохраняются их первоначальные свойства, повышается качество готовой продукции.
3) Непрерывно-поточного метода производства.
4) В отдельных отраслях, например, при комбинировании сахарорафинадного или кондитерского производства, используется физическое тепло полупродуктов, следовательно, снижается расход энергии на каждый из этих видов про дукции. Таким образом, теплоэнергетические ресурсы выступают важным источником экономии при комбинировании производства.
При горизонтальной форме комбинирования экономический эффект складывается из:
— экономии на сырьевых ресурсах. Продукт удешевляется по мере переработки отходов основного производства. В отраслях пищевой промышленности это весьма важно, поскольку доля сырья в себестоимости продукции превышает 70%;
— снижения затрат на транспортные расходы по вывозу отходов;
— сокращения административно-управленческих расходов. При переработке отходов на специализированных предприятиях необходим соответствующий общехозяйственный и цеховой персонал. На комбинированном предприятии для выполнения этой операции требуется только незначительный по своему количеству цеховой персонал.
В целом по промышленности основными показателями эффективности комбинирования являются:
— снижение капиталоемкости производства и повышение фондоотдачи, что достигается в результате наиболее полного использования основных производственных фондов, вспомогательного и основного хозяйства (ремонтного, энергетического, транспортного и т. д.). Например, в мясной промышленности комбинаты перерабатывают различные виды скота и птицы при совместном использовании технических средств как основных производств, так и вспомогательных (установки для производства холода, пара и др.). Вследствие технологической однородности переработки скота всех видов различные производства размещаются, как правило, в одном производственном корпусе, с одновременной переработкой продуктов убоя скота. На молочных предприятиях, помимо производства различных видов цельномолочной продукции, масла и сыра, осуществляют переработку и сопутствующей продукции (сыворотки, обезжиренного молока и различных видов продукции пищевого и технического назначения). При этом технологические операции по комплексной переработке молока также организованы в рамках единого производственного корпуса;
— рост производительности труда, снижение материалоемкости продукции в результате применения новейшей техники, прогрессивных технологий и комплексного использования сырья;
— ускорение оборачиваемости оборотных средств, достигаемое в результате уменьшения длительности производственных циклов изготовления продукции и снижения величин текущих страховых запасов сырья и полуфабрикатов, поскольку все стадии производства продукции осуществляются в пределах одного комбината;
— снижение стоимости сырья на единицу продукции, получаемое благодаря уменьшению транспортно-заготовительных расходов на единицу сырья и полуфабрикатов.
Обобщающими показателями экономической эффективности в промышленности являются уменьшение суммы приведенных затрат и увеличение рентабельности производства. Помимо стоимостных показателей могут быть использованы натуральные показатели эффективности комбинирования:
— снижение удельных расходов сырья, топлива, энергии на единицу готовой продукции или на 1 руб. товарной продукции;
— снижение удельной трудоемкости (в нормо-часах) на единицу готовой продукции или на 1 руб. товарной продукции;
— уменьшение числа административно-управленческого персонала, приходящегося на 100 рабочих или увеличение числа рабочих, приходящихся на одного административно-управленческого работника;
— уменьшение стоимости перевозок сырья и полуфабрикатов.
Межотраслевое комбинирование и интеграция. В современных условиях комбинирование выходит за рамки отдельно взятой отрасли промышленности и приобретает межотраслевую форму. Под межотраслевым комбинированием следует понимать соединение в рамках одного предприятия производств различных отраслей народного хозяйства с целью получения готовой продукции при сохранении той же последовательности переработки сырья.
Так, в силу экономической целесообразности появились агропромышленные объединения как новая форма организации производства, представляющая собой взаимосвязанные агропромышленные комплексы предприятий, где на основе достаточного уровня развития производства и разделения труда, при рациональной специализации и кооперировании, органично сочетаются и функционируют сельскохозяйственные и промышленные производства.
Подобное межотраслевое комбинирование дает высокий экономический эффект. Как известно, в агропромышленном комплексе теряется много дорогостоящего, трудоемкого, ценного сырья. Ликвидация этих потерь на основе крупномасштабного агропромышленного комбинирования позволяет решить крупную социально-экономическую задачу — укрепить позиции отечественного производителя пищевых продуктов за счет выпуска более дешевых, чем импортные, конкурентоспособных изделий. При агропромышленном комбинировании более эффективно используется персонал как в сельскохозяйственном, так и промышленном производстве. Таким образом, комбинирование, в том числе и межотраслевое, является эффективной формой организации производства, дальнейшему развитию которой может служить реализация ряда резервов, таких как:
— совершенствование методологии распределения комплексных затрат по всем видам производимой комбинатом продукции;
— определение оптимального типа комбинирования производства как с позиций органичного соединения наиболее взаимосвязанных технологически и экономически производств, так и с позиций повышения эффективности организации деятельности и управления комбинатом;
— определение оптимальных размеров комбинированных предприятий. При недостаточных объемах производства, дальнейшее повышение уровня комбинирования приводит к недостаточному уровню загрузки производственных мощностей, что сказывается на росте производственных издержек;
— улучшение технологических схем промышленной переработки отходов основного производства и разработка на этой основе новых видов продукции;
— совершенствование ценовой политики и механизма формирования цены на дополнительную продукцию комбинатов.
Концентрация и специализация производства могут осуществляться и на основе кооперирования. Кооперирование – это объединение предприятий для совместного производства определенного вида продукции или оказания услуг при сохранении полной самостоятельности предприятий. Концентрация определяет размеры предприятий. Их рациональными размерами являются такие, которые при определенной специализации и интенсивности, достигнутом уровне механизации производства и имеющихся трудовых ресурсах, обеспечивают наиболее эффективное сочетание и использование всех факторов производства, и получение максимума продукции при наименьших затратах.
Специализация и концентрация производства имеют следующие преимущества:
*расширяют возможности применения индустриальных технологий, более совершенной организации труда;
*создают условия для снижения трудоемкости, роста производительности труда и более полного эффективного использования ресурсов, снижения себестоимости.
Концентрация и олигополия
В результате комбинирования, интеграции и концентрации в отрасли и на сельскохозяйственном рынке могут возникнуть олигополистические отношения. Как форма рыночной конкуренции олигополия получила широкое распространение в современной экономике и имеет место в отраслях, производящих не только различные виды стандартизованной продукции, но и в отраслях с широким спектром дифференцированных товаров. Следует отметить, что в большинстве стран почти всем отраслям тяжелой промышленности (металлургия, автомобилестроение и др.) характерна именно олигополистическая структура.
Олигополия представляет собой такие рыночные условия хозяйствования, при которых в отрасли присутствует ограниченное число крупных производителей, занимающих существенную долю рынка и обладающими значительным контролем над рыночными ценами. Поэтому одной из предпосылок возникновения олигополии выступает именно масштабность производства, что определяет основной барьер для появления в отрасли новых участников. Величина капитала и контроль олигопольных предприятий над производственными технологиями делают вступление в отрасль практически невозможным, за исключением случаев, связанных с привлечением колоссальных инвестиций (часто на государственном уровне) и с административно-принудительными неэкономическими мерами. Следует отметить, что крупные производители являются не единственными участниками рынка. На нем могут быть представлены и мелкие производители, но доля рынка таких производителей настолько мала, что они не могут определять ценовую и товарную политику рынка. Другим барьером для вступления в отрасль выступает ограниченный спрос на определенные группы промышленной продукции, потребность в которой в полном объеме обеспечивается производственными возможностями нескольких крупных предприятий, поэтому создание новых предприятий экономически нецелесообразно.
Традиционно к олигополии относят те отрасли, где несколько крупных производителей (3~4 производителя — классическая олигополия, 6-8 производителей — аморфная олигополия) производят более 60% всей выпускаемой отраслью продукции. При более низкой концентрации (масштабности) производства отрасль относят к монополистической конкуренции.
В России примером олигополии может выступать автомобильная и металлургическая промышленность, в то время как пищевая промышленность в целом, в которой 8 крупнейших производителей контролируют не более 15% рынка, функционирует в условиях монополистической конкуренции. Высокая степень дифференциации пищевой продукции и деление пищевой промышленности на большое количество профильных специализированных отраслей не позволяют сконцентрировать выпуск всей номенклатуры пищевой продукции в руках нескольких производителей. В то же время в отдельно взятой отрасли (подотрасли) пищевой промышленности, например в соляной и табачной отраслях, из-за ограниченного количества производителей проявляются признаки олигополистического рынка. Если рассматривать территориальную структуру пищевого производства, то здесь можно выделить признаки олигополии на уровне отдельно взятого региона.
Еще одной причиной возникновения олигополии является слияние предприятий или групп предприятий в единую структуру в целях увеличения рыночной доли и укрепления рыночной власти.
Олигополистическая структура рынка может быть различной, и каждая ее разновидность сказывается на рыночном поведении предприятий.
Олигополия может быть нескоординированной, тогда предприятия-производители не предпринимают попыток скоординировать свою деятельность, согласовать ценовую и ассортиментную политику. Однако из-за незначительного числа очень крупных производителей предприятия при изменении своей ценовой политики и объемов производства все-таки вынуждены принимать во внимание реакцию конкурентов, которая может быть различной и труднопрогнозируемой. При совершенной и монополистической конкуренции, в виду отсутствия конкурентов, нет необходимости учитывать их мнения.
В этом проявляется олигополистическая взаимосвязь и координация, что является еще одной характерной чертой олигополии, которая подразумевает учет действий конкурентов. Скоординированное поведение олигополии делает ее по сути близкой к чистой монополии. Нескоординированное поведение одного производителя может привести к ценовой войне и вытеснению его с рынка. Взаимосвязь и координация в олигополии тесно связаны не только с политикой ценообразования, но и со стратегией и тактикой предприятий в части раздела рынка, что подразумевает необходимость вступления в сговор или соглашения.
Наиболее распространенной формой такого соглашения является картель, т. е. негласный (как правило) договор между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, объемах реализации, обмене правами, патентами и т. д. Картель не означает утрату производственной и сбытовой самостоятельности предприятий, но предусматривает соглашение между ними по ряду вопросов, связанных в первую очередь с формированием отпускных цен, зачастую монопольно высоких, и разделу рынка сбыта по территориальному и ассортиментному признаку. Создание картелей направлено также на устранение конкуренции между основными участниками рынка.
Для обеспечения возможностей удержания высоких рыночных цен часто ограничивается предложение товаров на рынке, что, в свою очередь, требует ограничения масштабов производства. Поэтому картельные соглашения предусматривают и определение доли в производстве различных групп товаров для каждого предприятия.
Создание картелей наталкивается на большое количество препятствий, связанных, как правило, с антимонопольным регулированием, поэтому зачастую картели являются тайными. В России создание картелей запрещено законодательством, однако случаи негласных сговоров между крупными предприятиями имеют место (особенно в топливном и сырьевом секторе), что приводит к повышению цен на продукцию.
Для следующей модели олигополии характерны черты картеля, однако ей присущи менее радикальные формы рыночной конкуренции. Такая модель олигополии получила название «игры по правилам» (англ. — play by the rules), при которой предприятия не вступают в тайный или легальный сговор, но подчиняются цивилизованным нормам рыночной конкуренции, делая свое поведение на рынке понятным и предсказуемым для других участников. При этом олигопольные предприятия нивелируют возможный риск обострения конкурентной борьбы из-за непредсказуемых действий других участников олигополии и добиваются определенного рыночного равновесия.
Олигополистическое ценообразование может быть представлено следующими основными видами:
1.Не основанное на тайном сговоре ценообразование. Здесь предполагается, что олигополия представлена тремя производителями, контролирующими равные доли рынка.
2.Основанное на тайном сговоре ценообразование. Поскольку для любого участника олигополии важно увеличить свою прибыль, то скоординированное повышение цены путем сговора и тайных соглашений характерно для олигополии. В то же время для эффективного и взаимовыгодного повышения цены существует ряд препятствий, таких как разность в производственных и сбытовых издержках у отдельных участников отрасли, ценовая дискриминация, сложности в координации действий, спады деловой активности, антимонопольное законодательство и государственное регулирование цен.
3.Лидерство в ценах. Является наиболее характерным для олигополии, «играющей по правилам», когда отсутствует ценовой сговор. Крупнейший и наиболее эффективно функционирующий производитель отрасли проводит крупное изменение цен, определяя его размеры самостоятельно. Далее изменение цен в сопоставимых масштабах осуществляется остальными участниками отрасли. Однако крупнейший производитель изменяет цены с таким расчетом, чтобы новые цены устраивали его конкурентов, во избежание возникновения состояния нескоординированной олигополии в случае, если конкурентов не устроят новые цены, и они не будут следовать за лидером. Крупнейший производитель, как правило, предает огласке через средства массовой информации размер предстоящего изменения цен, отслеживает реакцию других участников отрасли и добивается их потенциального согласия.
4."Издержки плюс". Данный принцип очень схож с производственным методом, применяемым на российских промышленных предприятиях. В этом случае в основе цены лежат затраты на единицу продукции и к ним добавляется наценка для установления конечной цены. Наценка представляет собой целевую прибыль, а затраты на единицу продукции рассчитываются при стандартной предполагаемой загрузке мощностей.
Неценовая конкуренция в олигополии. Неценовая форма конкуренции, особенно при производстве дифференцированной продукции, также характерна для олигополии, поскольку создает долговременные и перспективные конкурентные преимущества перед другими участниками отрасли. Учитывая то, что ценовая конкуренция существенно осложнена в условиях олигополии и может привести к жесткой ценовой борьбе с непредсказуемыми последствиями, то дальнейшая дифференциация продукции, создание ее новых видов, совершенствование производственных технологий, развитие рекламы и сервисного обслуживания являются важными резервами обеспечения конкурентных преимуществ. Здесь следует учитывать, что крупные участники отрасли обладают значительными финансовыми ресурсами, которые позволяют достаточно эффективно реализовать вышеуказанные резервы.
Экономическая эффективность олигополии. Одной из основных составляющих экономической эффективности олигополии выступает экономия производственных издержек, вызванная большими масштабами производства. Следовательно, в условиях олигополистического рынка крупные производители имеют явные экономические преимущества над более мелкими производителями, при этом тайное ценовое соглашение между участниками олигополии может открыть, в результате снижения цены, возможности для дальнейшего роста объемов производства. Такие возможности характерны и для чистой монополии, однако в отличие от нее, при олигополии сохраняются признаки конкуренции между отдельными независимыми производителями, что позволяет избегать преследования по антимонопольному законодательству и делает олигополию менее контролируемой со стороны государства.
Олигополия может выступать и как консолидированный покупатель материально-технических ресурсов, диктуя их поставщикам закупочные цены и обеспечивая дальнейший ростэффективности производства путем снижения издержек и максимизации прибыли.
Хотя олигополия и не способствует развитию здоровой конкуренции, что является ее негативной стороной, но крупные ее участники обладают достаточными финансовыми ресурсами для ведения научно-исследовательской деятельности по разработке новых продуктов и производственных технологий, которая является крайне дорогостоящей и недоступна для участников рынка чистой конкуренции. Таким образом, крупные олигополистические предприятия с достаточной рыночной властью объективно необходимы для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса (концепция Шумпетера-Гэлбрейта). При этом существование барьеров для вступления в отрасль дает участникам олигополии определенную уверенность в том, что направленные на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) средства будут в дальнейшем приносить им прибыль. Такая уверенность создает предпосылки для дальнейшего улучшения качества продукта, увеличения объемов производства, снижения издержек производства на единицу продукции, установления более низких цен, расширения деятельности и обеспечения занятости населения.
Концентрация и монополия
Чистая монополия— представлена единственным производителем уникальной, не имеющей аналогов незаменимой продукции. Покупатели данной продукции не имеют возможности выбора ввиду отсутствия альтернатив и вынуждены приобретать ее не по рыночной цене, а по цене, которую диктует монополист, зачастую не анализирующий платежеспособность потребителей. При этом монополист, не имея конкурентов, часто пользуется различными льготами и привилегиями со стороны государства (естественные монополии). Причины возникновения чистой монополии кроются в высоких административных и финансовых барьерах, полностью блокирующих потенциальных конкурентов и препятствующих участию других производителей в отрасли.
В качестве таких барьеров можно обозначить следующие:
а) Масштабность производства продукции.
б) Наличие естественных монополий.
в) Административные препятствия (лицензии и патенты).
г) Собственность на важнейшие материальные и производственные ресурсы (сырье, землю).
Наряду с рассмотренными основными барьерами, препятствующими проникновению в отрасль потенциального конкурента, возможны и другие: таможенные ограничения на импорт (например, поддержка государством отечественного автопрома), сложности получения кредитов, различные незаконные методы борьбы с конкурентами и т. д.
Издержки монополистов и конкурентных производителей неодинаковы. Масштабное производство, обеспечивающее более низкие удельные издержки, доступнее для монополистов. С другой стороны, способность производить продукцию с наименее дорогой комбинацией используемых ресурсов более свойственна конкурентным производителям, чем монополистам.
Чистая монополия также зачастую не способствует внедрению достижений научно-технического прогресса, который, в свою очередь, является важнейшим фактором снижения себестоимости единицы продукции.
Примером монополий в пищевой промышленности могут служить такие компании, как Nestle Alimentana SA и Unilever, утвердившие в начале 70-х г. контроль над рынком Западной Европы в части поставок замороженных продуктов. Характерным примером является американский трест мясохладобойной промышленности Swift and Co, монополизировавший скупку, убой скота и переработку мяса в большинстве штатов США. Монополизировав производство пищевой продукции, данные компании поддерживали длительное время высокие продажные цены на свою продукцию и низкие закупочные цены на сырье.
Контрольные вопросы:
1.Что такое концентрация производства?
2.Показатели концентрации производства?
3.Перечислите виды концентрации производства.
4.Перечислите основные пути концентрации производства в АПК.