Анализ сокращения бюджетных расходов при применении нормирования.
Применение инструментов нормирования тесно связано с повышением эффективности расходов государства.
Средства бюджета являются основным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений производства, освоения новых направлений в структуре национальной экономической системы и новых технологий, а также обеспечения государственных обязательств.
При этом стоит отметить, что эффективное сокращение расходов бюджета является основополагающей целью работы государственной машины. Под эффективным сокращением понимается такое сокращение, которое не приводит к уменьшению качества работы государственных структур, исполнения их полномочий и стандартов оказания государственных услуг. Стоит отметить, что основное назначение расходов - обеспечение выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач. Одновременно, бюджетные расходы выступают важным фактором, оказывающим влияние, как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. Стимулирование совокупного предложения осуществляется через субсидирование и кредитование из бюджета субъектов хозяйствования, через размещение государственных (муниципальных) заказов на поставку товаров, работ и услуг для государственных нужд. При этом финансовая политика, направленная на стимулирование совокупного предложения, а значит и производства валового внутреннего продукта, создает предпосылки для дальнейшего увеличения бюджетных расходов. Влияние расходов бюджета на совокупный спрос обеспечивается путем прямых бюджетных инвестиций, социальных выплат нуждающимся категориям населения, а также финансирования производства общественных благ. Бюджетные расходы влияют на социально-экономические процессы также посредством использования адекватных форм бюджетного финансирования, нацеленных на повышение эффективности использования бюджетных средств.
Таким образом, уровень бюджетных расходов свидетельствует о степени участия государства в экономической деятельности общества и в обеспечении общеэкономического равновесия. Исследование динамики расходов бюджета государства может дать важную информацию о степени социально-экономического развития страны, о приоритетах государственной политики, о дисбалансах, которые складываются в результате неравномерного распределения финансовых ресурсов, и о направлениях дальнейшего совершенствования распределения финансовых ресурсов при реализации государством возложенных на него функций и задач. Не стоит забывать и о том, что на современном этапе развития в условиях экономической глобализации социально-экономическое развитие страны должно происходить под влиянием тех же приоритетов, которыми определяется развитие ведущих зарубежных стран, а государственная финансовая политика должна быть направлена на реализацию этих приоритетов.
При этом, в условиях нестабильности внешней среды, государство обязано предусматривать различные механизмы сокращения тех расходов, которые имеются.
Одним из наиболее жестких является нормативное ограничение предельной стоимости товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных и муниципальных нужд.
На данный момент, на современном этапе нормирования, предельные цены установлены для двух видов товаров: для сотовых телефонов (15 тысяч рублей) и для легковых автомобилей (2,5 миллиона рублей).
Для анализа эффективности указанных ограниченней, которые должны быть отражены в актах всех уровней нормирования, проведем анализ превышения установленного предельного значения для контрактов на закупку легковых автомобилей (код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности - 34.10.22).
Базой для исследования является выгрузка из реестра контрактов, заключенных заказчиками. Указанный реестр ведется Федеральным казначейством, федеральным орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Указанный реестр находится в единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru)
В соответствии с пунктом 5 обязательного перечня, установленного постановлением Правительства Российской Федерации № 927 федеральные органы (а также и региональные и муниципальные) и значимые бюджетные организации не имеют возможности закупать автомобили стойкостью более 2,5 миллионов рублей.
Это связано с тем, что для выполнения даже самых значимых функций государственному служащему достаточно автомобиля, который подпадает под ценовой диапазон, ограниченной указанной стоимостью. К примеру, автомобиль BMW 4 подпадает под указанный норматив цены и вполне достаточен для выполнения как и представительской, так и служебной функции автомобиля, купленного для нужд органа власти.
Для исследования возможных сокращений бюджетных расходов по данному направлению мною было проанализировано 3370 государственных контрактов, заключенных федеральными органами, и их территориальными подразделениями за 2014-2015 года на закупку легковых автомобилей до ввода нормирования в действие.
Из 3787 контрактов 127 (3,4%) контрактов были заключены с превышением порогового значения в 2,5 миллиона рублей (приложение № 3).
В 2016 году заключение таких контрактов было бы просто не возможно. При этом общая стоимость заключенных с превышением контрактов составила 1 828 328 441 рублей.
При введении нормирования в действие раньше государству удалось бы сохранить 719 200 578 рублей, если допустить, что эти 127 контрактов были бы осуществлены на закупку автомобилей с предельно допустимой стоимостью в 2,5 миллиона, то есть реальные размеры экономии гораздо выше указанной суммы, так как, стоит отметить, что в силу указанного постановления № 927 с 2016 года, автомобили стоимостью 2,5 миллиона могут закупать только руководители или заместители руководителя федерального государственного органа (за исключением должности руководителя федерального агентства, заместителя руководителя федеральной службы и заместителя руководителя федерального агентства).
Рис. 5. Упущенная экономия бюджетных средств до введения нормирования (руб.)
Стоит отметить, что в рамках данного исследования не проводился анализ всей массы региональных и муниципальных контрактов на закупку автомобилей, но стоит предположить, что «на местах» закупки дорогостоящих автомобилей были в порядке вещей. При этом осознать необходимость в сверхдорогих машинах, для органов власти субъекта или муниципалитетов тем более не представляется возможным.
Также, стоит отметить, что с введением нормирования предметом отдельного анализа может стать сравнение цен, на закупаемы заказчиками одинаковые товары (товарные группы). Этот анализ также может быть предметом внимания контролирующих органов и общественных организаций.
Так, к примеру, из имеющейся выборки контрактов, можно отметить, что для федеральных нужд закупается автомобиль Ford Мondeo. Рыночная цена указанного автомобиля находится в диапазоне от 1100000 рублей до 1800000 рублей в «топовой» комплектации. При этом в целом ряде государственных контрактов можно отметить превышение не только рыночной цены, но и стоимости в 2,5 миллиона рублей. К примеру, МВД и ФСО закупают автомобили по явно завышенным ценам.
Таблица 3 Расходы органов на автомобили
Орган власти | № контракта | Закупка | Кол-во | Цена за единицу | Цена контракта |
МВД РОССИИ | Автомобили Ford Mondeo | 2 860 110 | 2 860 110 | ||
ФСО России | Автомобиль легковой Ford Mondeo |
Превышения по указанным контрактам составляют 300% и не обосновываются. При этом с введением нормирования, закупки ряда автомобилей в специальной комплектации (бронированные, со встроенной спутниковой связью и т.д.) должны быть нормативно обоснованны и отражены в нормативах количества, предусмотренных первым видом нормирования (в актах, утверждающих нормативные затраты) и размещены в сети Интернет.
Учитывая изложенное, можно отметить, что эффект сокращения бюджетных расходов является прямым следствием введения правил нормирования. При этом, установление в законодательстве норм, определяющих предельную стоимость напрямую влияет на сокращение расходов бюджета на покупку предметов роскоши, которые при этом не влияют на эффективность работы органов и исполнения должностными лицами своих обязанностей. Эффективность актов, регламентирующих указанные ограничения, подтверждается анализом расходов федеральных органов по отдельно взятому направлению нормирования в части легковых автомобилей.