Задачи и организационные структуры Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
История создания РСЧС.
Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности.
Задачи и организационные структуры Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1. В бывшем Советском Союзе и России до начала 90-х гг. устранение последствий крупных аварий и катастроф, как правило, поручалось силам гражданской обороны. Однако система ГО была ориентирована на чрезвычайные ситуации и защиту населения в военное время, в частности от оружия массового поражения. С учетом этого Правительство РФ своим постановлением от 27.12.1990 г. образует Российский корпус спасателей. Его целями объявляются прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других ЧС, координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях.
В 1992 г. функции по защите населения и территорий России были поделены между Российской системой предупреждения и действий в ЧС (РСЧС) и гражданской обороной (ГО). ГО решает задачи в военное время, а РСЧС в мирное. Через два с половиной года эта система, проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Знакомство с нормативно-правовыми актами РФ по обеспечению безопасности
3. С какой целью создана РСЧС? Какие причины обусловили создание этой системы?
РСЧС создана для прогнозирования, предотвращения и ликвидации различных ЧС, обеспечения постоянной готовности к ним органов государственного управления, быстрых и эффективных действий в ЧС.
Основная цель создания РСЧС — объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, городов, районов, а также организаций, учреждений и предприятий для предупреждения и ликвидации ЧС.
Причинами создания этой системы послужили чрезмерная концентрация промышленности в отдельных регионах, усложнение технологических процессов, широкое использование взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ, износ технологического оборудования. Кроме того, в последние годы наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличение числа человеческих жертв, возрастание материального ущерба от ЧС техногенного характера. Велики также социально-экономические последствия природных ЧС. Опыт ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий показывает необходимость повышения оперативности управления процессами предупреждения и ликвидации ЧС, выхода на качественно новый уровень готовности населения и специалистов-спасателей к действиям в ЧС.
После принятия в 1994 году федерального закона “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” главная роль в ликвидации подобных явлений была возложена на МЧС, откуда и пошло название Единой системы РСЧС.
Задачи РСЧС
Система объединяет органы управления, силы и средства Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решения вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
Основные задачи РСЧС:
• разработка и реализация законов и других необходимых документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от ЧС;
• осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в ЧС;
• обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
• сбор, обработка, обмен и представление информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
• подготовка населения к действиям в ЧС;
• прогнозирование и оценка социально- экономических последствий ЧС;
• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
• осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
• ликвидация ЧС;
• осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
• реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
• международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Структура РСЧС.
Система структурно состоит из территориальных (создаются в субъектах РФ), функциональных (создаются федеральными органами власти) и ведомственных подсистем и имеют пять уровней:
· федеральный;
· региональный;
· территориальный;
· местный;
· объектовый.
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы – органы управления, силы и средства РСЧС, системы связи и оповещения и резервы финансовых и материальных ресурсов.
Режимы функционирования РСЧС и основные мероприятия при их введении.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретных территорий устанавливаются режимы функционирования РСЧС
n Режим повседневной деятельности – при обычной производственно - промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмологической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;
n Режим повышенной готовности – при ухудшении указанной обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
n Режим ЧС – при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Основными мероприятиями, проводимыми в различных режимах функционирования РСЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
• осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
• планирование и выполнение программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
• совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил и средств к действиям в ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в ЧС;
• создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
• осуществление целевых видов страхования;
б) в режиме повышенной готовности:
• принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия и выработки предложений по ее нормализации;
• усиление дежурно-диспетчерской службы;
• усиление наблюдения и контроля за состоянием окруж. природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
• принятие мер по защите населения и окруж. природной среды, обеспечение устойчивого функционирования объектов;
• приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в район предполагаемой ЧС;
в) в режиме ЧС:
• организация защиты населения;
• выдвижение оперативных групп в район ЧС;
• определение границ зоны ЧС;
• организация ликвидации ЧС;
• организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;
• осуществление постоянного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.