Диверсификация цен по категориям товаров
Практика ценообразования известной компании по производству спиртных напитков на первый взгляд может показаться странной. Компания производит водку, кото-
рую она рекламирует как одну из наиболее мягких и приятных на вкус. Эту водку называют «Золотой короной 3 звездочки» и продают по 12 долл. за бутылку. Однако компания разливает ту же самую водку в бутылки под названием «Старая корзина», которую продает по цене около 4 долл. за бутылку. Почему она так поступает? Не проводит ли президент компании слишком много времени у бочки со своей продукцией?
Данная компания осуществляет на практике диверсификацию цен по категориям товаров, потому что это обеспечивает ей прибыль. Данная форма ценовой диверсификации разделяет потребителей на две или большее число групп с различными кривыми спроса для каждой группы. Это преобладающая форма ценовой диверсификации со множеством примеров: авиабилеты туристского и первого классов, первосортные спиртные напитки и алкогольная продукция других сортов, консервированные продукты и мороженые овощи, скидки для студентов и пенсионеров и т. д.
В каждом отдельном случае используются различные критерии, распределяющие потребителей на явно выраженные четыре категории. Например, по многим товарам, за которые студенты и пожилые люди обычно способны заплатить меньше среднего, чем остальные категории населения (потому что их доходы ниже), эти критерии заранее установлены — студенческие билеты или карточки социального обеспечения. Аналогичным образом, разделяя пассажиров на туристов и лиц, отправляющихся в служебные командировки (в последнем случае цены на билеты могут быть выше), авиакомпании могут диверсифицировать цены на авиабилеты, например на дешевые билеты предварительной продажи. В случае с компанией по производству спиртных напитков этикетки на бутылках с указанием сорта сами распределяют потребителей на соответствующие категории. Многие потребители готовы платить больше за напитки сорта «экстра», даже если они почти не отличаются от обычных напитков и зачастую производятся одной и той же фирмой.
Если данный вид ценовой диверсификации осуществим, то каким образом фирма устанавливает цену для каждой категории потребителей? Подумаем об этом в два этапа. Во-первых, мы знаем, что независимо от объема производства общее количество выпускаемой продукции надо распределить между группами покупателей так, чтобы предельные доходы от каждой проданной единицы
продукции были бы равны. Иначе фирма не будет максимизировать прибыль. Например, если выделить две группы покупателей, а предельный доход от продажи продукции потребителям первой группы, т. е. продукции 1-го сорта, MRi превышает предельный доход от продажи продукции 2-го сорта MR2, очевидно, что фирме выгоднее увеличить объем реализации товаров 1-го сорта и снизить объем производства продукции 2-го сорта. Она сделает это, снижая цену на товары 1-го сорта и поднимая цену на товары 2-го сорта. В любом случае цены должны быть такими, чтобы предельные доходы от продажи различных сортов продукции были одинаковы.
Во-вторых, мы знаем, что совокупный объем производства должен быть таким, чтобы предельный доход от реализации продукции каждого сорта равнялся предельным издержкам ее производства. Если это равенство не выполнено, фирма может максимизировать свою прибыль, увеличивая или снижая совокупный объем производства (и снижая или поднимая цены на продукцию обоих сортов). Например, предположим, что предельные доходы одинаковы по каждому сорту товара, но предельный доход превышает предельные издержки производства. Тогда фирма может повысить прибыль, увеличивая совокупный объем производства. Это снизит цены на продукцию обоих сортов, и поэтому предельные доходы от реализации товаров каждого сорта снизятся (но будут равны между собой) и достигнут размера предельных издержек (которые возрастают по мере увеличения совокупного объема производства).
Рассмотрим это в алгебраическом выражении. Пусть Pi — цена на продукцию 1-го сорта, P2 — цена на продукцию 2-го сорта, а С (Q7) — совокупные издержки на производство объема продукции QT= Qi + Q2. Тогда совокупная прибыль будет равна
я= PiQi+ P2Q2-С(Q1).
Фирма будет увеличивать сбыт товаров обоих сортов, Qi и Q2 до тех пор, пока дополнительная прибыль от реализации последней единицы продукции не станет равна нулю. Во-первых, мы приравниваем к нулю дополнительную прибыль от сбыта дополнительной единицы продукции 1-го сорта:
Ал _ A(PiQi) AC
AQ, AQi AQi
= 0,
где A(PiQi)/AQi является дополнительным доходом от сбыта дополнительной единицы продукции 1-го сорта (т. е. MRi). Следующий член AC/AQi представляет собой дополнительные издержки производства этой дополнительной единицы, т. е. предельные издержки MC. Таким образом, мы имеем
MR, = MC.
По аналогии для 2-го сорта продукции мы должны иметь MR2 == MC.
Сводя данные уравнения вместе, мы видим, что цены и объем производства должны быть установлены так, что
MRi = MR2=MC. (11.1)
И вновь предельный доход должен быть равным для обоих сортов и равным предельным издержкам.
Руководителям фирм может казаться легче оперировать ценами, которые устанавливаются на продукцию каждого сорта, и рассчитывать эти цены по эластичности спроса. Вспомним, что мы можем записывать предельный доход через эластичность спроса как
MR = P(I
Тогда MR1 = P,
!/Е,) и MR2 = P2 (1 + 1/E2),
где ei и E2 — эластичности спроса на продукцию 1-го и 2-го сорта соответственно. Теперь, приравнивая MRi и MR2, получаем следующее соотношение, которое должно выполняться для цен:
pi P2
(1 + 1/E2) (1 + 1/Е,) '
(11.2)
Как вы и могли ожидать, более высокая цена будет назначена на продукцию, спрос на которую менее эластичен. Например, если эластичность спроса на продукцию 1-го сорта составляет — 2, а эластичность спроса на продукцию 2-го сорта равна — 4, то Р,/Р2= (1 — '/4)7(1 — 'A) = = (3A) ('/2) = 1,5. Другими словами, цена на товары 1-го сорта должна быть в 1,5 раза выше цены на второсортную продукцию.
Рис. 11.5 показывает диверсификацию цен по категориям товаров. Отметим, что кривая спроса di на продукцию 1-го сорта менее эластична, чем кривая спроса на товары
MC
Количество
Рис. 11.5. Графическое изображение диверсификации цен по категориям товаров
2-го сорта, и цена, назначаемая за товары 1-го сорта, выше. Совокупный объем производства qt= Qi + Q2 определяется путем почленного сложения кривых предельного дохода MRi и MR2, что дает пунктирную кривую MR1 и устанавливает точку ее пересечения с кривой предельных издержек. Так как MC должно равняться MRi и MR2, мы можем провести горизонтальную прямую влево от данной точки пересечения, чтобы определить объем производства Qi и Q2.
MC
Количество
Рис. 11.6. Графическое изображение диверсификации цен при малых объемах рынка
Невсегда фирме выгодно продавать продукцию, распределяя потребителей на группы. В частности, если спрос невелик для второй группы потребителей и предельные издержки резко возрастают, возросшие издержки производства и реализации продукции 2-го сорта (для второй группы) могут перевесить предельный доход. Так, судя по рис. 11.6, фирма чувствует себя лучше, назначая единую цену P* и нацеливая сбыт только на одну общую группу потребителей, так как дополнительные издержки по обслуживанию второго, меньшего по размерам рынка перевесят дополнительный доход.
Пример 11.1