Органы государственной статистики Российской Федерации
Расчет всех индексов в методиках измерения уровня развития общества, приве
денных выше, основывается на данных государственной статистической отчетно
сти. Сбором и обработкой подобных статистических данных, в основном, занима- ;
ются органы государственной статистики. ;
Историю российской государственной статистики следует вести от «Высочай- l шего Манифеста» от 8 сентября 1802 г., в котором было «поведено: каждому Ми- | нистру в конце года подавать Его Императорскому Величеству через Правительственный Сенат письменный отчет по управлению всех вверенных ему частей».
20 марта 1811 г. создан официальный центр правительственной статистики России — Статистическая часть Российской Империи (Статистическое отделение при Министерстве полиции). Возглавил Статистическое отделение статистик-академик Карл Федорович Герман.
' Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Является наиболее круп
ным каналом в рамках ООП для предоставления субсилий на осуществление устойчивого разви
тия людских ресурсов — развития, ориентированного на человека и учитывающего и
аспекты.
В 1834 г. в Совете Министерства внутренних дел учреждается особое Статистическое отделение. Согласно утвержденным 20.12.1834 г. Правилам о Статистическом отделении при Совете Министерства внутренних дел целью его учреждения было составление подробных и по возможности точных описаний состояния всех частей, подведомственных Министерству внутренних дел. Сверх этого ему поручалось предварительное рассмотрение представленных вновь планов городов, проектов новых разделений губерний и уездов, предположений о городских доходах и расходах и рассмотрение, в хозяйственном отношении, предполагаемых по ведомству Министерства внутренних дел новых зданий.
Основанием статистических работ, поручаемых Канцелярии Статистического отделения, служили сведения, получаемые из департаментов Министерства и от начальников губерний. Правилами предусматривалось, что при производстве статистических работ чиновники должны были всегда начинать историческим обозрением прежнего состояния описываемой им части, для сравнения его с настоящим. К тексту описаний, когда нужно, прилагались таблицы.
Этими же Правилами во всех губернских городах учреждались статистические комитеты, под председательством гражданских губернаторов.
Губернский статистический комитет собирал сведения, проверял их, приводил в единообразный порядок, вносил их в табели по полученным от Статистического совета Министерства формам либо составлял по этим сведениям точные описания губернии в целом или отдельно некоторых отраслей хозяйства, промышленности и торговли.
В 1837 г. определена и оформлена система годовой отчетности губерний. Круг вопросов, охватываемых ею ранее, был расширен, но социально-экономическая статистика была исключена из основного отчета о состоянии губерний. И только в 1842 г. Министерство внутренних дел значительно расширило программу статистической отчетности губерний, введя в нее данные о важнейших областях экономической жизни (народонаселение, сельское хозяйство, промышленность, торговля и т.д.).
В дореформенный период учрежденный при Министерстве внутренних дел по Высочайшему повелению 22 декабря 1852 года Статистический комитет, 4 марта 1858 г. получает наименование Центрального статистического комитета.
Этому комитету предоставляется право требовать статистические материалы по предметам, входящим в круг его действий, не только от Департаментов Министерства внутренних дел, но и от других высших Управлений. Центральному Статистическому Комитету подчиняются по вопросам получения необходимых для него сведений и проверки статистических работ, все губернские статистические комитеты, которым Центральный комитет должен был давать надлежащие наставления и руководства.
Преобразование Статистического комитета при Министерстве внутренних дел в Центральный статистический комитет свидетельствовало об официальном признании необходимости объединить все статистические работы, проводимые в стране. Существующий при Министерстве внутренних дел по возложенным на него обязанностям и наделенным правам в части обеспечения Правительства информацией, получения данных, привлечения к работе представителей других ведомств, Центральный статистический комитет утверждался как вневедомственный орган.
Развитию государственной статистики способствовало привлечение к практической деятельности известных статистиков. Статистическое отделение Министерства внутренних дел с 1835 г. по 1852 гг. возглавлял известный статистик К.И. Арсеньев. В 1857 г. в обстановке общественного подъема в России в Статистический комитет пришла группа квалифицированных статистиков, среди них — А.Г. Тройницкий, впоследствии возглавивший Статистический Совет Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел — А.Б. Бушен, много сделавший для становления статистики населения в России, активно работавший в Центральном статистическом комитете, Министерстве финансов ■— Н.А. Милютин и другие.
В 50-е гг. Министерством внутренних дел выполнен ряд специальных статистических работ, подготовивших в какой-то степени проведение реформы 1861 г. По характеру эти работы можно подразделить на три группы:
• исследования, характеризующие крепостное население России;
• разработка данных о ценах на земли;
• исследования состояния помещичьего землевладения, характера землепользо
вания, крепостных повинностей н задолженностей помещиков.
В 1861 г. в системе государственной статистики проведена первая реформа, завершившая собой этап организационно-методологического совершенствования работы органов государственной статистики. Вместе с новой организацией управления была изменена и система статистических работ. Данные, собираемые в этот период, содержали сведения о численности населения, податях, произрастании хлебов, о сельских магазинах и народном продовольствии, о фабриках и заводах и о городских доходах и публичных зданиях. Уже в то время органы государственной статистики собирали данные о состоянии экономики и социальной сферы.
Пореформенный период (1861-1917 гг.) вошел в историю как период земской статистики. Огромный статистический материал, собранный и разработанный земскими статистиками, стал надежной основой глубоких исследований экономики пореформенной России, в первую очередь, русской деревни.
С 1864 по 1875 гг. Центральный статистический комитет возглавлял П.П. Семе но в-Тяньшанс кий — известный географ, экономист, статистик, член-эксперт редакционной комиссии по подготовке крестьянской реформы 1861 года. С 1875 по 1897 г. П.П. Семенов-Тяныпанский был председателем Статистического совета. В 1870 г. по его инициативе состоялся съезд статистиков правительственных органов — единственный в дореволюционной России. С именем Семене ва-Тянь шанс кого связан расцвет деятельности русской административной статистики.
С 1862 по 1897 гг. было проведено 98 местных переписей населения в городах (1869 г. под руководством П.П. Семенова-Тяиьшанского; 1881 и 1890 гг. — Ю.Э. Янсона; 1882 г. —А.И. Чупрова, И.И. Янжула, А.С. Посникова). Всеобщая ! перепись населения проводилась по состоянию на 9 февраля (28 января) 1897 г. под руководством П.П. Семенова-Тяньщанского. Учитывались три категории населения: наличное, оседлое (постоянное) и приписное. Программа переписи включала 14 признаков, использовались три формы переписных листов. Перепись прошла успешно, ее результаты были опубликованы в двух томах «Общего свода по Империи результатов разработки всеобщей переписи населения, произведенной 18 января 1897 г.» и отдельных томах по губерниям, областям, четырем городам.
Начальный этап советской статистики (1917-1930 гг.) отличался исключительной интенсивностью: проводилось большое число специально организованных статистических переписей и обследований, плодотворно работали различные научные коллективы, был построен первый баланс народного хозяйства, совершенствовалась организационная структура государственной статистики. Плюрализм мнений, концепций, идей, критическое использование достижений зарубежной статистики характеризуют этот период.
В июне 1918 г. созван Первый Всероссийский съезд статистиков, который обсудил проект Положения о государственной статистике, представленный П.И. Поповым, возглавлявшим в то время отдел переписи и статистики ВСНХ.
25 июля 1918 г. Декретом Совета Народных Комиссаров «О государственной статистике (Положение)» оформлено создание в стране единого общегосударственного органа — Центрального статистического управления.
Крупным событием в жизни государственной статистики первых лет Советской власти стало проведение в августе 1920 г. сложнейшего комплекса Всероссийских переписей: дем о графи чес ко- профессиональной переписи населения, сельскохозяйственной переписи и краткого учета промышленных предприятий.
Материалы переписи 1920 г. легли в основу разработки Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО).
Одной из первых фундаментальных работ, выполненных молодой советской-статистикой, была оригинальная, сложная в теоретическом, методологическом и практическом отношении разработка первого баланса народного хозяйства за 1923/24 год, составленного по постановлению Совета Труда и Обороны от 21 июля 1924 г.
В годы Великой Отечественной войны статистика решала огромные задачи по оперативному учету трудовых и материальных ресурсов, перемещению производительных сил страны в восточные районы. После войны роль статистики возросла: развернулись балансовые работы, углубилась теория индексного метода, получили распространение экономико-математические модели и методы.
В 1987 г. по постановлению правительства Центральное статистическое управление СССР преобразовано в союзно-республиканский Государственный Комитет СССР по статистике (Госкомстат СССР), преемником которого стал Госкомстат РФ.
В настоящее время российская государственная статистика не только решает текущие задачи обеспечения информационных потребностей общества, но и работает над комплексом проблем с целью ее адаптации к рыночной экономике.
Проведено Всероссийское совещание статистиков в ноябре 1995 г. Разработана Федеральная целевая программа «Реформирование статистики в 1997-2000 годах».
Необходимость реформирования российской статистики обусловлена радикальной трансформацией социальной и общественно-экономической среды, изменениями в международной и внутригосударственной сферах:
Вхождение России в мировое сообщество предполагает освоение методов учета, классификаций, показателей и других аспектов методологической базы, используемых в мировой практике. Принятие Конституции Российской Федерации, в которой сделаны акценты на усиление основ федерализма, расширение полномочий ее субъектов, предполагает поиск форм организации работы в целях гармонизации интересов статслужб разных уровней, позволяющей сохранить единое информационное пространство. Сохранение целостности статистической системы
создает добротные предпосылки совершенствования методологии и принципов обработки и анализа социальной информации.
Интенсивное развитие негосударственного сектора, становление рыночной инфраструктуры, ускорение социальной стратификации населения и другие качественно новые явления, происходящие в реформируемой экономике, обуславливают применение новых методов организации статистического наблюдения, разработку принципиально отличных системообразующих признаков, состава экономических показателей.
Организационной основой реформирования статистики в новых условиях стала рассчитанная на 1993-1995 гг. Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствие с требованиями развития рыночной экономики.
Госкомстат России стал центром не только организации, но и методологии доведения статистических разработок, тесно связанных с переходом к рыночной жономике. Начался процесс реформирования российской статистики.
На первый план выдвинулась задача — решить проблему охвата статистиче-;ким учетом быстро увеличивающегося числа хозяйственных объектов в рамках «государствеиного сектора экономики.
Система государственной статистики охватывает всю Россию. Органы государственной статистики имеются во всех административно-территориальных образо-1аниях страны. Они собирают и обрабатывают статистическую информацию, по-тупающую от сотен тысяч промышленных предприятий, строек, сельскохозяистинных предприятий, десятков тысяч культурных, бытовых и других учреждений и ррганизаций независимо от форм собственности.
Для обработки всей статистической отчетности, поступившей от указанных >бъектов, органы государственной статистики России располагают разветвленной етью компьютерных и коммуникационных средств.
Организационная структура системы государственной статистики построена в оответствии с административно-территориальным делением страны и включает ри уровня: федеральный, региональный (республики в составе РФ, края, области национальные округа) и районный (городской).
Централ изо в анно"с руководство работой органов государственной статистики а федеральном уровне осуществляет Государственный комитет Российской Фе-ерации по статистике — главный учетно-статистическим центр — относится к ентральным органам РФ, обеспечивая статистической информацией Правитель-гво РФ, Федеральное Собрание, федеральные органы исполнительной власти, а «еже широкую общественность и международные организации.
На Госкомстат России возлагается ответственность за своевременную объектив-ую и достоверную обработку и представление статистической информации указан-ым органам И широкой общественности на основе единой научной методологии.
Госкомстат России руководит организацией у четно-статистических работ на :ей территории страны, в частности работой региональных комитетов по стати-ике, которые выполняют те же самые функции только на своем уровне.
Региональные органы статистики, находясь в непосредственной близости и по-оянном информационном контакте с предприятиями и учреждениями, оказыва-т им практическую помощь в организации учета и отчетности и являются основ-лмн источниками информации об их деятельности.
В состав региональных комитетов входят районные (городские) отделения (отделы) по статистике — первичные организации системы государственной статистики. Они собирают и обрабатывают информацию о работе всех сельскохозяйственных предприятий, а также промышленных, строительных., транспортных и торговых предприятий местного подчинения, предприятий бытового обслуживания, органов просвещения и здравоохранения района или города.
Органы государственной статистики работают по единой методике и единому плану статистических работ, которые утверждаются соответствующими вышестоящими органами. Задачи, включенные в этот план, систематизированы по отраслям статистики (см. рис. I).
О граслевая статистика
уровень ЖНЭ1ГИ населении |
сельское хозяй- С ТВО |
промышленность |
транспорт и связь |
услуги социальная сфера |
демографии |
статистика |
труд |
товарные рынки и торговли |
строительство и инвестиции
ннешнезки нн-мнческая деятельность
Макроэкономические показатели (зкономичееккие балансы)
Рисунок 1. Структура отраслевой статистики, собирае.жт органами государстаенной статистики
Для решения задач информационного обслуживания созданы и поддерживаются в работоспособном состоянии следующие информационные структуры: банк данных по показателям (БДП) и банк готовых документов (БГД).
Банк данных по показателям реализован В виде совокупности программных, технических и организационных средств и используется для создания баз данных по различным отраслям статистики или их совокупности. БДП имеет развитые . средства обработки и представления данных при работе в локальных вычислительных сетях и в режиме удаленного доступа. Объектом хранения в базе данных является как предприятие или организация, так и сводный объект наблюдения (территория, отрасль и т.п.).
Единицей хранения информации в БДП является значение показателя, определяемое тремя компонентами: ' показателем и его признаком;
• объектом наблюдения;
• периодичностью отчетности по обследуемому объекту.
Пользователями статистических баз данных, разработанных с помощью БДП,
являются специалисты отраслевых управлений статистики, для которых предос-
\2
тавляется широкий набор функциональных возможностей но работе в информационном режиме и режиме аналитической обработки данных. С помощью БДП обеспечивается обслуживание федеральных органов власти и управления, а также других внешних пользователей: выполняются запросы в диалоговом режиме и формируются массивы данных.
БДП активно используется персоналом ВЦ Госкомстата России для обслуживания его отраслевых управлений, специалистов аппарата Президента РФ, депутатов Федерального Собрания и Государственной Думы РФ, Министерств РФ и других пользователей.
С помощью программного комплекса БДП на федеральном уровне созданы следующие базы данных:
• многоотраслевая оперативная база статистических данных. — включает 600
показателей, 28 разделов базы данных. В базу данных введены показатели
срочной статотчетности за два года — текущий и предыдущий; данные за
предшествующие годы помещаются в архив;
• отраслевые ЕД (Промышленность, Финансы, Торговля, Внешнеэкономические
связи);
• проблемно-ориентированные БД (экономическая реформа по России в целом и
в региональном разрезе, помесячные индикаторы, характеризующие экономи
ческие и социальные процессы в РФ).
Работа с базами данных в среде БДП осуществляется на основе утвержденного руководством Госкомстата России Регламента функционирования информационной системы в программной среде БД, который обеспечивает распределение обязанностей между подразделениями ВЦ Госкомстата, НИПИ статинформ (разработчик БДП) и отделами Госкомстата России.
Актуализацию базы данных, передачу массивов баз данных на локальные вычислительные сети Госкомстата России средствами электронной почты, контроль за своевременностью обновления баз данных, за их функционированием и обслуживанием внешних пользователей осуществляет главный администратор баз данных ежемесячно в соответствии с планом-граф и ком.
На региональном уровне программный комплекс БДП использует для решения задач информационно го обслуживания директивных и управленческих органов регионов. С использованием программного комплекса БДП на региональном уровне созданы базы данных:
• Промышленность;
• Капитальное строительство;
• Транспорт;
• Торговля;
> Финансы и цены;
• ТрУД и занятость;
» Социальное развитие и уровень жизни (Доходы и расходы населения, Бытовое
обслу ж иван ие); » Новые экономические структуры (Биржи, Приватизация);
> Внешнеэкономические связи (Денежные средства в иностранной валюте. Со
вместные предприятия);.
* Банк готовых документов предназначается для создания многоуровневой распределенной системы «Статистика России», которая разрабатывается Госкомстатом России и его территориальными органами в целях оперативного обеспечения статистическими материалами федеральных и региональных органов власти, управлений (комитетов) государственной статистики, а также широких кругов пользователей статистической информации на базе современных технологий.
Информация, представленная в БГД, имеет полнотекстовую, табличную и графическую форму представления в виде документа (отдельного файла). Рубрикатор БГД включает статистические, экономико-аналитические, методологические, нормативные и другие готовые документы.
Федеральный уровень БГД «Статистика России» содержит 18 основных рубрик (18 баз данных), имеет многоуровневую систему рубрикаций, посредством которой систематизируется оперативная (информация текущего года), годовая (итоги прошлого года), долговременная (в динамике) статистическая информация о состоянии и потенциале различных секторов, отраслей экономики и социальной сферы, о ходе экономической реформы в России в целом и региональном разрезе.
Ч': 2.3 Информационные проблемы обеспечения занятости'
Наиболее уязвимое место в информационном обеспечении рынка труда — непредоставление данных о заработной плате работников. С началом рыночных реформ предприятия (особенно мелкие и средние) стали относить сведения о заработной плате к сфере коммерческой тайны. В статистических публикациях невозможно найти данные о заработной плате по тем или иным профессиям, специальностям и квалификации, необходимые для принятия субъектами рынка труда оптимальных экономических решений.
Для западных стран, публикация подробной статистики о зарплате является нормой, так как это требование Конвенции № 63 МОТ1, которую ратифицировали большинство развитых стран. В СССР также подобные данные помещались в статистические сборники. Эти данные служат ориентиром в переговорах между работниками и предпринимателями об условиях оплаты труда. В последние годы многие субъекты Федерации обнародуют сведения о прожиточном минимуме, однако большинство населения не знакомо с методикой его определения. Крайне редко в печати приводятся расчеты минимального потребительского бюджета, бюджетов среднего и высокого достатка, статистика по занятости и безработице. Данные о численности, уровне и продолжительности безработицы стали появляться в начале 90-х гг., но зачастую они были неполными и противоречивыми. Публикуемая сегодня статистика, основываясь только на официальных сведениях о численности безработных, искажает реальную картину (по расчетам МОТ, их в несколько раз больше). В результате рядовой труженик и профсоюзные активисты не всегда могут правильно определить своё экономическое поведение.
1 МОТ (Международная организация труда) — специализированное подразделение ООН, занимающееся разработкой международной полигики и программ с целью содействовав основным правам человека, улучшению условий труда и жизни, расширению возможностей занятости. Прим. ант.
В условиях жесткой конкуренции фирмы стремятся расширять границы коммерческой тайны и под предлогом сохранения последней нередко закрывают данные, имеющие немаловажное значение для ищущих работу. Чтобы защитить законные интересы всех субъектов рыночной экономики, государственные органы ряда стран (Россия входит в их число) законодательно установили круг сведений, которые не могут считаться коммерческой тайной. Так, в постановлении Правительства РФ № 35 от 5 декабря 1991 г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» указывается, что таковыми не являются учредительные документы и Устав, сведения о финансово-хозяйственной деятельности (по установленным формам отчетности), документы о платежеспособности, уплате налогов и обязательных платежах, данные о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, о наличии свободных рабочих мест, за1"ряз-нении окружающей среды, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения. Однако указанное постановление распространяется главным образом на государственные предприятия, поскольку принималось до начала приватизации. Оно носит декларативный характер, так как не подкреплено механизмом, позволяющим контролировать соблюдение его положений хозяйствующими субъектами.
Важнейшие экономические и социальные последствия информационной асимметрии и неполноты информации на рынке труда:
• неадекватность экономического поведения субъектов рынка труда;
• рост фрикционной безработицы.
Наёмные работники (профсоюзные организации), лишенные необходимой информации о состоянии рынка труда (заработной плате, занятости, безработице), подчас принимают неоптимальные экономические решения. Они оказываются в невыгодном положении при проведении переговоров с работодателями и представителями государства об условиях оплаты труда, нередко предъявляют не вполне обоснованные требования к уровню оплаты труда. Работодатели, в гвою очередь, допускают ошибки в кадровой политике, установлении ставок оп-паты труда и т.д.
Из-за неполноты информации и несовершенства методов её обработки, анализа и прогнозирования социально-экономических процессов серьёзные просчеты в эбосновании политики доходов, заработной платы и занятости допускают и специалисты, работающие в правительственных органах. Например, согласно прогно-*у Минтруда России на 1998-2005 гг., доля населения с доходами ниже прожиточ-юго минимума к концу 90-х годов должна была сократиться с 25 до 5%, на самом ке деле она выросла почти до 30%.
Причины фрикционной безработицы многообразны, но одна из наиболее весомых — неудовлетворенность уровнем заработной платы. Текучесть рабочей силы, идущая к фрикционной (текучей) безработице, достигает на российских предпри-!тиях более чем 20-25% среднесписочной численности в годовом исчислении. Так, t Санкт-Петербурге в 1998 г. выбытие работников на крупных и средних предпри-гтиях города составляло 27,4%, в 1999 г. — 26,6% среднесписочной численности >аботающих. Отсутствие полной информации об условиях работы в других фирмах часто приводит к необоснованным действиям. В результате чего поиск нового леста продолжается в среднем до одного месяца, в течение которого люди остаются безработными.
Текучесть рабочей силы наносит определенный ущерб как самим работникам, так и народному хозяйству в целом. Перемещение работников — увольнение и найм на другую работу — требует дополнительных затрат, связанных с снижением производительности труда перед уходом со старого места работы и в начальный период на новом (хотя при определенных обстоятельствах добровольное перемещение рабочей силы позволяет каждому полнее реализовывать свой личностный потенциал и повышать эффективность труда). Если бы работники обладали исчерпывающей информацией о состоянии рынка труда, ставках оплаты труда и условиях на других предприятиях, то многие из них, вероятнее всего, не принимали бы опрометчивых решений о смене места работы. В результате минимизировались бы экономические и социальные потери, связанные с перемещениями рабочей силы, а уровень фрикционной безработицы не вышел бы за свои естественные границы (2-3% экономически активного населения).
Единственный путь преодоления информационной асимметрии —■ это повышать уровень информационного обеспечения субъектов рынка труда, предоставляя достоверные исчерпывающие данные о спросе и предложении рабочей силы (в целом и по отдельным сегментам рынка труда), структуре занятости и безработицы, цене труда и ставках заработной платы (по профессиям и квалификациям), об условиях труда, социальном обслуживании и т.д. Речь идет не о безграничном, а об общественно необходимом объеме информации, которая может обрабатываться современной компьютерной техникой.
Эффективность такой информационной системы зависит от правильности выбора показателей, характеризующих состояние рынка труда. Для этого их надо классифицировать и дифференцировать с учетом уровня социального партнерства (федерального, регионального, отраслевого, внутрифирменного) и интересов участников двух- и многосторонних переговоров о тарифах, условиях труда, занятости и т.д.
Включение всего многообразия показателей в информационную инфраструктуру рынка труда и реализация требований к объему, качеству, достоверности и доступности информации, минимизация потерь от информационной асимметрии — задачи достаточно сложные. Для их решения необходимо создавать независимые от частных структур некоммерческие информационные центры по проблемам социально-трудовых отношений при трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений на федеральном и региональных уровнях. Деятельность подобных органов могла бы финансироваться на паритетных основах государством, ассоциациями работодателей и профсоюзами.
Но формирование эффективной системы информационного обеспечения рынка труда невозможно без усовершенствования ее правовой инфраструктуры. Необходимо наличие правовых норм, с одной стороны, закрепляющих право всех субъектов рынка труда, в первую очередь, наемных работников и профсоюзов, на получение полной и достоверной информации, необходимой для ведения переговоров и заключения трудовых контрактов, коллективных договоров, региональных (отраслевых) тарифных соглашений, а также предусматривающих меры ответственности за непредоставление необходимой информации или предоставление ложных сведений. Некоторые правовые нормы, касающиеся рынка информационных услуг, в частности, конфиденциальной информации и условий её предоставления, перечня сведений, не являющихся коммерческой тайной, и т.д., целесообразно включить в Гражданский или Административный кодексы. Кроме того, необходимы правовые
/
нормы,регулирующие функционирование рынка информационных услуг, включая систему информационного обеспечения рынка труда.
2.4 Информационные проблемы*'