Виды информации, их классификация
|
Первичные источники информации позволяют получать новую и оригинальную информацию, нигде не опубликованную. Эти данные, полученные путем проведения маркетинговых исследований для решения конкретной маркетинговой проблемы, получили название Первичной информации.
Вторичные источники информации содержат уже опубликованную где либо информацию. К ним относятся внешние по отношению к предприятию и внутренние, имеющиеся в непосредственном распоряжении отдела маркетинга и других служб предприятия. Совокупность данных, собранных ранее из внешних и внутренних источников, не являющаяся результатом проведенных специально маркетинговых исследований называется Вторичной информацией
Внутренними источниками служат отчеты о предыдущих исследованиях, товарные отчеты, счета клиентов, сбытовые показатели, бухгалтерская отчетность и прочие материалы, имеющиеся v предприятия. Внешними источниками являются данные международных организаций, правительства, статистики, периодической печати., научных исследований, а также коммерческая информация
Т.О. Информация, используемая в системе маркетинга, подразделяется на первичнуюи вторичную.
Специалисты в области маркетинга должны всегда начинать свою работу со сбора вторичной информации, ее обработки и оценки, в том числе и с точки зрения ее достаточности, а потом уже переходить к поиску первичной информации. • ЫКЖГ h::\1 Mi_'p'!f". ь ;:,. И И:'.; ;Г> '-':'- U И < '-'
Представления о состоянии рынка, полученные на основе анализа вторичной информации должны быть дополнены данными, полученными путем прямых контактов с потребителями и с промежуточными звеньями канала распределения.
Сбор первичной информации — это длительное и дорогостоящее дело, требующее труда опытных специалистов. Но без ее учета невозможно принять обоснованные решения.
Информация, которая собирается в ходе маркетинговых исследований, должна быть полной, надежной, достоверной, актуальной,иметь целевую направленность— в этом заключается ее ценность.
Сбор информации об окружающей среде предприятия должен вестись непрерывно.
Для сбора первичной информации используются три главных метода:
• наблюдение;
• изучение мнений и опросы;
• эксперимент.
Метод наблюдения — самый простой, дешевый и легко осуществимый. Его применяют, посещая места, где можно видеть и слышать реакцию различных групп потребителей на предлагаемые товары, например, магазины, выставки, ярмарки и т. д. Он заключается в проведении непосредственного наблюдения за людьми и окружающей обстановкой в районе интересуемого объекта. Например, с его помощью можно оценивать половозрастной состав посетителей магазинов, ресторанов, культурных заведений, частоту и ассортимент покупаемых товаров.
Метод изучения мнений (интервьюирование и оценка мнения с помощью технических средств) реализуется с использованием личных контактов, по почте и по телефону, а также с применением различных механических электронных регистрирующих устройств.
Наблюдение— один из наиболее простых и дешевых методов исследования, осуществляемого в реальных условиях — заключается в проведении непосредственного наблюдения за людьми и окружающей обстановкой в районе интересуемого объекта. Например, с его помощью можно оценивать половозрастной состав посетителей магазинов, ресторанов, культурных заведений, частоту и ассортимент покупаемых товаров.
Экспериментпозволяет выявить реальную реакцию потенциальных потребителей или иных групп людей на определенные факторы или их изменения. Например, для определения реакции покупателей на товар-новинку можно разместить его на прилавке рядом с аналогичным товаром и выяснять, как на него реагирует покупатель. Эксперимент может применяться и при изучении таких проблем маркетинга, как определение наилучшего способа обучения торгового персонала или уровня цен.
Изучение мнений возможно разными методами.
Например фокусирование заключается в целенапрвленном отборе фокус-групп, обычно 7-15 человек представляющих потенциальных покупателей. И обсуждении в их кругу интересующей исследователя проблемы. Такой метод хорошо подходит для исследования атрибутики новых товаров, тестирования рекламы.
Опрос – наиболее универсальный и эффективный метод проведения маркетингового исследования, особенно для сбора первичной информации. Фирмы проводят опросы, чтобы получить сведения о знаниях, убеждениях и предпочтениях людей, степени их удовлетворенности, отношении к имиджу фирмы и т. п. Существует два метода опросов: анкетные опросы и интервью Интервью — это форма беседы, проводимой по определенному сценарию, гибкому или строго структурированному, разработанному исследователем. Главным в интервью является то, что непосредственное общение интервьюера(человека, который проводит интервью) и респондента(человека, отвечающего на вопросы, опрашиваемого) происходит в режиме диалога. Результаты беседы записываются на бумагу или на электронные носители.
Специалисты-исследователи утверждают, что для получения надежных ответов респондент должен располагать желанием (дать согласие и иметь возможность) отвечать на поставленные вопросы. Среди причин, мешающих этому, наиболее часто встречаются следующие:
- ситуация опроса (неудобное время или место, респондент куда-то торопится, мешает окружение);
- поведение интервьюера (несимпатичен, невежлив, перебивает); процедура опроса (нет гарантий анонимности, слишком личные или интимные вопросы);
- респонденту предлагают оценить то, что он в принципе не знает; не учтены особенности восприятия и памяти респондента;
- различие лексики респондента и терминологии, применяемой в опросе
Анкетирование— форма опросов, когда респондент отвечает самостоятельно, письменно или интерактивно, не вступая в диалог с исследователем.
Определившись с методами, необходимо выбрать соответствующее орудие исследования. Существует два типа орудий - | механические устройства (разного рода фиксирующие приборы – диктофоны, фото- и видеокамеры, тонометры , гальванометры и т.д.) и анкеты.
Для составления рейтинга телевизионных программ используются электронные устройства, называемые аудиометрами.
Все эти устройства достаточно дороги и не пригодны для привлечения большой аудитории, поэтому их обычно используют в качестве вспомогательных средств.