Факторы, определяющие уровень ценовой эластичности
1. Наличие и доступность товаров-заменителей. Спрос на товары эластичен, если его легко можно заменить, например спрос не эластичен на сигареты вообще (для курильщика, и эластичен на различные сорта сигарет).
2. Доля затрат на данный товар в расходах потребителя (совокупном бюджете). Чем больше затраты, тем выше эластичность.
3. Фактор времени. Для большинства товаров спрос более эластичен в долговременном периоде, чем в краткосрочном, что связано с консервативностью потребителей, невозможностью сразу переключиться на потребление нового товара.
4. Другим условием, вызывающим изменение спроса на товар, может стать изменение цены другого товара, что можно определить с помощью коэффициента перекрестной эластичности:
ЕQP2= .
Если EPQ>0, то товары относятся к числу заменяющих, для которых изменение цены одного товара вызывает изменение спроса на другой товар.
Если EPQ<0, то товары относятся к группе дополняющих, в этом случае падение цены на один товар вызывает рост спроса на него и другой (дополняющий) товар.
Если EPQ=0, то это свидетельствует о том, что товары не связаны друг с другом.
Замечание
Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как между ценой и спросом существует обратная зависимость, то коэффициент ценовой эластичности будет величиной отрицательной, но нас при определении эластичности будут интересовать только его абсолютные величины.
Для больших приращений используется дуговая эластичность:
ЕQP= .
Зависимость между изменением дохода потребителя и величиной его спроса можно оценить при помощи коэффициента эластичности.
Коэффициентом эластичности спроса по доходу называется относительное увеличение спроса (ΔQ/Q) к относительному увеличению дохода.
ЕQR= .
Для большинства товаров зависимость между доходами и спросом прямая, т. е. с ростом дохода спрос увеличивается. Однако в некоторых случаях зависимость может быть обратной. Обычно это касается товаров с низкими потребительскими свойствами. Для товаров первой необходимости 0< ERQ<1; для товаров роскоши ERQ>1; для относительно худших товаров ERQ<0.
Рассуждения относительно эластичности спроса могут быть применены и при анализе воздействия цены на предложение. Эластичность предложения – это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены.
ЕSP= .
На рис. 18 показаны три линии предложения с разной эластичностью.
Эластичность предложения зависит :
1) от дифференциации индивидуальных затрат на разных предприятиях;
2) степени загрузки производственных мощностей;
3) наличия свободной рабочей силы (и других ресурсов);
4) быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую;
Рис.18
5) от времени, которое является фактором эластичности, поскольку изменение спроса и предложения происходят во времени.
Практическое применение понятия эластичности. В микроэкономике эластичность позволяет выяснить поведение покупателя, способствует определению стратегии фирмы, максимизации прибыли.
В макроэкономике применяется при анализе финансовых рынков, совокупного предложения и спроса, внешних валютных рынков, при выработке мероприятий государственного регулирования экономики (в частности при налогообложении).
Тесты
1. Закон спроса предполагает, что:
а) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены;
б) если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров;
в) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;
г) когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.
2. Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар X?
а) предложение товара Х по некоторой причине уменьшилось;
б) цена товара Х выросла, и, как следствие этого, потребители решили меньше покупать этого товара;
в) вкусы потребителей вызвали интерес к товару Х, и поэтому они хотят покупать его при любой данной цене больше, чем раньше;
г) цена товара Х упала, поэтому потребители решили покупать его больше, чем раньше.
3. Рост цен на материалы, необходимые для производства товара X, вызовет сдвиг кривой:
а) спроса вверх (иди вправо);
б) предложения вверх (или влево);
в) спроса и кривой предложения вверх;
г) предложения вниз (или вправо).
4. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо?
а) потребность;
б) спрос;
в) необходимость;
г) желание.
5. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса?
а) вкусов и предпочтений потребителей;
б) размера или распределения национального дохода;
в) цены товаров;
г) численность или возраст потребителей.
6. Готовность покупать дополнительные единицы производимого товара только по более низкой цене лучше всего объясняет:
а) эффект замещения;
б) принцип убывающей предельной полезности;
в) эффект дохода;
г) закон предложения.
7. Если рыночная цена ниже равновесной, то:
а) появляются избытки товаров;
б) возникает дефицит товаров;
в) формируется рынок покупателей:
г) падает цена ресурсов.
8. Вполне вероятно, что причиной падения цены на продукт является:
а) рост налогов на частное предпринимательство;
б) рост потребительских доходов;
в) падение цен на производственные ресурсы:
г) падение цены на взаимодополняющий товар.
9. Что может вызвать падение спроса на товар X:
а) уменьшение доходов потребителей:
б) увеличение цен на товары-субституты товара X;
в) ожидание роста цен на товар X:
г) падение предложения на товар Х.
10. Покупка товаров по низкой цене на одном рынке и продажа его по высокой цене на другом не является:
а) операцией в целях получения прибыли:
б) средством повышения предложения на рынке с высоким уровнем цен;
в) причиной ценовых различий на конкретных рынках;
г) средством повышений спроса на рынке с высоким уровнем цен.
Вопросы для самопроверки
1. Каким образом определяется стоимость товара согласно трудовой теории стоимости и ценность товара согласно теории предельной полезности?
2. Назовите способы, с помощью которых можно задать функцию спроса и предложения?
3. Раскройте сущность закона спроса.
4. Что собой представляет излишек потребителя? И как определить его величину?
5. В чем заключаются различия в подходах Вальраса и Маршалла к достижению равновесия?
6. Раскройте сущность понятия эластичность спроса по цене и назовите факторы, ее определяющие.