Факторы, определяющие уровень ценовой эластичности

1. Наличие и доступность товаров-заменителей. Спрос на товары эластичен, если его легко можно заменить, например спрос не эластичен на сигареты вообще (для курильщика, и эластичен на различные сорта сигарет).

2. Доля затрат на данный товар в расходах потребителя (совокупном бюджете). Чем больше затраты, тем выше эластичность.

3. Фактор времени. Для большинства товаров спрос более эластичен в долговременном периоде, чем в краткосрочном, что связано с консервативностью потребителей, невозможностью сразу переключиться на потребление нового товара.

4. Другим условием, вызывающим изменение спроса на товар, может стать изменение цены другого товара, что можно определить с помощью коэффициента перекрестной эластичности:

ЕQP2= Факторы, определяющие уровень ценовой эластичности - student2.ru .

Если EPQ>0, то товары относятся к числу заменяющих, для которых изменение цены одного товара вызывает изменение спроса на другой товар.

Если EPQ<0, то товары относятся к группе дополняющих, в этом случае падение цены на один товар вызывает рост спроса на него и другой (дополняющий) товар.

Если EPQ=0, то это свидетельствует о том, что товары не связаны друг с другом.

Замечание

Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как между ценой и спросом существует обратная зависимость, то коэффициент ценовой эластичности будет величиной отрицательной, но нас при определении эластичности будут интересовать только его абсолютные величины.

Для больших приращений используется дуговая эластичность:

ЕQP= Факторы, определяющие уровень ценовой эластичности - student2.ru .

Зависимость между изменением дохода потребителя и величиной его спроса можно оценить при помощи коэффициента эластичности.

Коэффициентом эластичности спроса по доходу называется относительное увеличение спроса (ΔQ/Q) к относительному увеличению дохода.

ЕQR= Факторы, определяющие уровень ценовой эластичности - student2.ru .

Для большинства товаров зависимость между доходами и спросом прямая, т. е. с ростом дохода спрос увеличивается. Однако в некоторых случаях зависимость может быть обратной. Обычно это касается товаров с низкими потребительскими свойствами. Для товаров первой необходимости 0< ERQ<1; для товаров роскоши ERQ>1; для относительно худших товаров ERQ<0.

Рассуждения относительно эластичности спроса могут быть применены и при анализе воздействия цены на предложение. Эластичность предложения – это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены.

ЕSP= Факторы, определяющие уровень ценовой эластичности - student2.ru .

На рис. 18 показаны три линии предложения с разной эластичностью.

Факторы, определяющие уровень ценовой эластичности - student2.ru Эластичность предложения зависит :

1) от дифференциации индивидуальных затрат на разных предприятиях;

2) степени загрузки производственных мощностей;

3) наличия свободной рабочей силы (и других ресурсов);

4) быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую;

Рис.18

5) от времени, которое является фактором эластичности, поскольку изменение спроса и предложения происходят во времени.

Практическое применение понятия эластичности. В микроэкономике эластичность позволяет выяснить поведение покупателя, способствует определению стратегии фирмы, максимизации прибыли.

В макроэкономике применяется при анализе финансовых рынков, совокупного предложения и спроса, внешних валютных рынков, при выработке мероприятий государственного регулирования экономики (в частности при налогообложении).

Тесты

1. Закон спроса предполагает, что:

а) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены;

б) если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров;

в) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;

г) когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.

2. Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар X?

а) предложение товара Х по некоторой причине уменьшилось;

б) цена товара Х выросла, и, как следствие этого, потребители решили меньше покупать этого товара;

в) вкусы потребителей вызвали интерес к товару Х, и поэтому они хотят покупать его при любой данной цене больше, чем раньше;

г) цена товара Х упала, поэтому потребители решили покупать его больше, чем раньше.

3. Рост цен на материалы, необходимые для производства товара X, вызовет сдвиг кривой:

а) спроса вверх (иди вправо);

б) предложения вверх (или влево);

в) спроса и кривой предложения вверх;

г) предложения вниз (или вправо).

4. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо?

а) потребность;

б) спрос;

в) необходимость;

г) желание.

5. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса?

а) вкусов и предпочтений потребителей;

б) размера или распределения национального дохода;

в) цены товаров;

г) численность или возраст потребителей.

6. Готовность покупать дополнительные единицы производимого товара только по более низкой цене лучше всего объясняет:

а) эффект замещения;

б) принцип убывающей предельной полезности;

в) эффект дохода;

г) закон предложения.

7. Если рыночная цена ниже равновесной, то:

а) появляются избытки товаров;

б) возникает дефицит товаров;

в) формируется рынок покупателей:

г) падает цена ресурсов.

8. Вполне вероятно, что причиной падения цены на продукт является:

а) рост налогов на частное предпринимательство;

б) рост потребительских доходов;

в) падение цен на производственные ресурсы:

г) падение цены на взаимодополняющий товар.

9. Что может вызвать падение спроса на товар X:

а) уменьшение доходов потребителей:

б) увеличение цен на товары-субституты товара X;

в) ожидание роста цен на товар X:

г) падение предложения на товар Х.

10. Покупка товаров по низкой цене на одном рынке и продажа его по высокой цене на другом не является:

а) операцией в целях получения прибыли:

б) средством повышения предложения на рынке с высоким уровнем цен;

в) причиной ценовых различий на конкретных рынках;

г) средством повышений спроса на рынке с высоким уровнем цен.

Вопросы для самопроверки

1. Каким образом определяется стоимость товара согласно трудовой теории стоимости и ценность товара согласно теории предельной полезности?

2. Назовите способы, с помощью которых можно задать функцию спроса и предложения?

3. Раскройте сущность закона спроса.

4. Что собой представляет излишек потребителя? И как определить его величину?

5. В чем заключаются различия в подходах Вальраса и Маршалла к достижению равновесия?

6. Раскройте сущность понятия эластичность спроса по цене и назовите факторы, ее определяющие.

Наши рекомендации