Институциональные проблемы становления социального страхования в России как социального государства
В число важнейших системных препятствий и трудностей формирования социального страхования в России специалисты и ученые, а также эксперты Международной организации труда включают следующие:
· отсутствие национальной доктрины формирования институтов социального страхования, возможности развития которых были бы
научно обоснованы и органично увязаны с системами заработной платы и налоговыми системами, состоянием и политикой на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем;
· применение архаичной практики социалистического прошлого, когда значительная часть средств внебюджетных фондов включается в состав федерального бюджета, что приводит к их использованию для выплат нестрахового (нецелевого) характера и нарушению принципа адекватности (зависимости) уровня выплачиваемых пособий от размеров страховых взносов и, в то же время, целый ряд социальных рисков, связанных с работой на Крайнем Севере и в приравненных териториях, страховыми ресурсами не обеспечиваются;
· слабое развитие инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием, что выражается в отсутствии официально утвержденных моделей актуарных расчетов и статусов актуарных центров, в применении ненадлежащей и неполной информационной базы, а также в фактически зачаточном состоянии систем проведения реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).
Таким образом, действующая в России система социальной защиты еще в крайне недостаточной мере использует потенциал института обязательного социального страхования. Пока можно говорить только об отдельных элементах и сегментах социального страхования, для которых в значительной степени характерно применение принципов социального обеспечения и социальной помощи. При достаточно высокой страховой нагрузке (и особенно для работодателей) уровень большинства социальных выплат и, прежде всего пенсий, явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств, то есть отсутствует должная зависимость уровня выплачиваемых пособий от размеров взносов. Для дисциплинированных плательщиков страховых взносов с заработной платы средних и высоких размеров размер коэффициентов замещения составляет всего 15-25%, что является крайне заниженной величиной.
Состояние системы социального страхования зависит от многих слагающих: уровня заработной платы, положения на рынке труда, налоговой, страховой и социальной политики государства.
Многие специалисты считают, что проводимая в России модернизация системы социального страхования сталкивается с рядом существенных проблем. Среди них - низкая доля заработной платы и пенсий в ВВП, которая составляет около 24% (в развитых индустриальных странах она, как правило, в два раза выше).
Следует отметить и тот факт, что законодательное формирование новых страховых институтов еще не завершено. В Государственной Думе на разных стадиях рассмотрения находится ряд законопроектов, входящих в состав пакета законов о пенсионной реформе, в частности, законопроекты об обязательном профессиональном пенсионном страховании в Российской Федерации; о страховом взносе на обязательное профессиональное пенсионное страхование; об управлении средствами обязательного пенсионного обеспечения (страхования) и др.
Особую обеспокоенность вызывает задержка с принятием законопроекта об обязательном профессиональном пенсионном страховании, по причине того, что Правительство Российской Федерации до сих пор (начиная с августа 2002 года) не представило в Государственную Думу ко второму чтению поправки к данному законопроекту.
В результате возникла серьезная правовая и социальная проблема. В соответствии с положением пункта 3 статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” срок действия существовавшего правового порядка назначения досрочных трудовых пенсий истек 31 декабря 2002 года и с 1 января 2003 года возник правовой вакуум по вопросу назначения досрочных трудовых пенсий.