Методика и технология системного анализа урока и внеурочных мероприятий по экономике

Системный подход к анализу учебных занятий базируется на основе анализа системы деятельности преподавателя и учащегося на данном учебном занятии. Принимая во внимание двусторонний характер образовательного процесса, можно сказать вполне объективно, что его эффективность зависит как от преподавателя, так и от учащихся. Преуменьшать или преувеличивать значение деятельности одной из сторон неправомерно. Отсюда вывод: если мы стремимся более или менее достоверно оценить какое-либо занятие, то мы обязаны проанализировать деятельность преподавателя и учащегося в комплексе, с учетом фактического достижения поставленной цели этого занятия. Необходимо также всегда учитывать единство учебной, воспитательной и развивающей направленности каждого занятия, объективный характер взаимосвязи учебно-воспитательной деятельности преподавателя с учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Рассматривая анализ и оценку эффективности проводимого занятия с позиции системного подхода можно выделить ряд следующих показателей:

1. Первый компонент учебных занятий как системы – преподаватель (субъект деятельности) Личность педагога анализируется и оценивается примерно по следующим ее проявлениям:

- знание преподавателем своего предмета и его общая эрудиция, в первую очередь, уровень педагогического и методического мастерства преподавателя; качество его речи: темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, а также общая и специфическая грамотность; позиция преподавателя по отношению к учащимся (заинтересованная или равнодушная) и оптимальность выбранного им стиля руководства, т.е. степень его тактичности и демократичности в общении с учащимися. ( В целом, это воспитывающий фактор любого занятия (воспитывающий пример личности педагога); внешний вид преподавателя, мимика, жесты, культура поведения.

2. Второй компонент учебных занятий как системы – учащиеся, которые являются активным субъектом учебно-познавательной деятельности. Их действия анализируются примерно по следующим показателям: степень познавательной активности учащихся в ходе занятий, степень их творчества и самостоятельности; уровень общеучебных и специальных умений и навыков (как развиты и как совершенствовались на занятии); наличие и навык коллективной работы (парной, групповой и т.п.); степень организованности. Дисциплинированности и заинтересованности учащихся.

3. Третий компонент учебных занятий как системы – содержание деятельности преподавателя и учащихся. В общем виде – это информация, циркулирующая между ними. Основой для анализа здесь является примерно следующее: анализ и оценка эффективности степени реализации основных принципов обучения: научности, доступности и посильности предлагаемой для усвоения информации; актуальность и связь обучения и воспитания с жизнью (теории с практикой); степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала для учащихся; оптимальность объема предлагаемой для усвоения за одно занятие информации (объема изучаемого материала).

4. Четвертый системообразующий компонент учебных занятий – способы деятельности преподавателя и учащихся, которые включают в себя принципы организации и методы учебной деятельности (методы обучения и учения), анализируется и оценивается примерно по следующим показателям: рациональность и эффективность использования времени занятий, а также оптимального темпа и чередование основных видов деятельности преподавателя и учащихся в ходе занятия; наличие, целесообразность и эффективность использования наглядности и ТСО: рациональность использованных приемов (методов) и форм работы, их соответствие возрасту и развитию учащихся; наличие и эффективность обратной связи со всеми учащимися и в свете этого степень оптимальности сочетания индивидуального, дифференцированного и фронтального подхода к учащимся; эффективность контроля за степенью обученности учащихся и уровень требований, на котором проводится ее проверка и оценка; степень эстетического воздействия занятий на учащихся; степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимся в ходе занятий.

5. Пятый компонент учебных занятий как системы – главная дидактическая цель в соотношении с результатом анализируется и оценивается примерно со следующих позиций: степень четкости, лаконичности и конкретности формулировки цели учебных занятий; реальность, целесообразность, сложность и достижимость дидактической цели в одно и то же время; степень обучающего воздействия на учащихся,(чему и в какой степени обучились); степень воспитательного воздействия (что способствовало воспитанию в ходе занятий); степень воздействия проведенных занятий на развитие учащихся ( что и в какой степени способствовало их развитию).

Все вышеприведенные вербальные показатели при необходимости могут быть через условные баллы (проценты), т.е. применить формализованный язык математики и определять рейтинг.

АНКЕТА

“Преподаватель глазами студентов”

Просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты, в которой перечислены профессиональные качества преподавателя. Оцените его качества по 5-бальной шкале, где 5 баллов - качество проявляется практически всегда, 4 балла - качество проявляется часто, 3 балла - качество проявляется не всегда, 2 балла - качество проявляется редко, 1 балл - качество практически отсутствует. Подписывать анкету не надо.

Качественные характеристики Оценка
1. Излагает материал ясно, доступно и четко.  
2. Выделяет и разъясняет наиболее сложные положения.  
3. Выделяет главное в ходе занятий.  
4. Умеет вызвать и поддержать интерес к своему предмету.  
5. Контакт с группой и учет ее реакции.  
6. Вызывает инициативу, самостоятельное мышление, побуждает к дискуссии.  
7. Соблюдает логику в изложении, выводы дает обоснованно.  
8. Культура речи, четкость дикции, темп изложения.  
9. Внешний вид, мимика, жесты.  
10. Ориентирует на профессию.  
11. Прослеживается межпредметная связь.  
12. Четко формулирует задачи на самостоятельную работу.  
13. Творческий подход к преподаванию, интерес к своему делу.  
14. Умеет снимать напряжение аудитории.  
15. Эмоциональность, заинтересованность в успехах обучаемых, терпение и такт по отношению к ним.  
16. Доброжелательность, энергичность.  
17. Требовательность, строгость.  
18. Объективность в оценке знаний.  
19. Располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения.  
20. Насколько желателен контакт с преподавателем.  
Средний балл.  

Наши рекомендации