Методика и технология системного анализа урока и внеурочных мероприятий по экономике
Системный подход к анализу учебных занятий базируется на основе анализа системы деятельности преподавателя и учащегося на данном учебном занятии. Принимая во внимание двусторонний характер образовательного процесса, можно сказать вполне объективно, что его эффективность зависит как от преподавателя, так и от учащихся. Преуменьшать или преувеличивать значение деятельности одной из сторон неправомерно. Отсюда вывод: если мы стремимся более или менее достоверно оценить какое-либо занятие, то мы обязаны проанализировать деятельность преподавателя и учащегося в комплексе, с учетом фактического достижения поставленной цели этого занятия. Необходимо также всегда учитывать единство учебной, воспитательной и развивающей направленности каждого занятия, объективный характер взаимосвязи учебно-воспитательной деятельности преподавателя с учебно-познавательной деятельностью учащихся.
Рассматривая анализ и оценку эффективности проводимого занятия с позиции системного подхода можно выделить ряд следующих показателей:
1. Первый компонент учебных занятий как системы – преподаватель (субъект деятельности) Личность педагога анализируется и оценивается примерно по следующим ее проявлениям:
- знание преподавателем своего предмета и его общая эрудиция, в первую очередь, уровень педагогического и методического мастерства преподавателя; качество его речи: темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, а также общая и специфическая грамотность; позиция преподавателя по отношению к учащимся (заинтересованная или равнодушная) и оптимальность выбранного им стиля руководства, т.е. степень его тактичности и демократичности в общении с учащимися. ( В целом, это воспитывающий фактор любого занятия (воспитывающий пример личности педагога); внешний вид преподавателя, мимика, жесты, культура поведения.
2. Второй компонент учебных занятий как системы – учащиеся, которые являются активным субъектом учебно-познавательной деятельности. Их действия анализируются примерно по следующим показателям: степень познавательной активности учащихся в ходе занятий, степень их творчества и самостоятельности; уровень общеучебных и специальных умений и навыков (как развиты и как совершенствовались на занятии); наличие и навык коллективной работы (парной, групповой и т.п.); степень организованности. Дисциплинированности и заинтересованности учащихся.
3. Третий компонент учебных занятий как системы – содержание деятельности преподавателя и учащихся. В общем виде – это информация, циркулирующая между ними. Основой для анализа здесь является примерно следующее: анализ и оценка эффективности степени реализации основных принципов обучения: научности, доступности и посильности предлагаемой для усвоения информации; актуальность и связь обучения и воспитания с жизнью (теории с практикой); степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала для учащихся; оптимальность объема предлагаемой для усвоения за одно занятие информации (объема изучаемого материала).
4. Четвертый системообразующий компонент учебных занятий – способы деятельности преподавателя и учащихся, которые включают в себя принципы организации и методы учебной деятельности (методы обучения и учения), анализируется и оценивается примерно по следующим показателям: рациональность и эффективность использования времени занятий, а также оптимального темпа и чередование основных видов деятельности преподавателя и учащихся в ходе занятия; наличие, целесообразность и эффективность использования наглядности и ТСО: рациональность использованных приемов (методов) и форм работы, их соответствие возрасту и развитию учащихся; наличие и эффективность обратной связи со всеми учащимися и в свете этого степень оптимальности сочетания индивидуального, дифференцированного и фронтального подхода к учащимся; эффективность контроля за степенью обученности учащихся и уровень требований, на котором проводится ее проверка и оценка; степень эстетического воздействия занятий на учащихся; степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимся в ходе занятий.
5. Пятый компонент учебных занятий как системы – главная дидактическая цель в соотношении с результатом анализируется и оценивается примерно со следующих позиций: степень четкости, лаконичности и конкретности формулировки цели учебных занятий; реальность, целесообразность, сложность и достижимость дидактической цели в одно и то же время; степень обучающего воздействия на учащихся,(чему и в какой степени обучились); степень воспитательного воздействия (что способствовало воспитанию в ходе занятий); степень воздействия проведенных занятий на развитие учащихся ( что и в какой степени способствовало их развитию).
Все вышеприведенные вербальные показатели при необходимости могут быть через условные баллы (проценты), т.е. применить формализованный язык математики и определять рейтинг.
АНКЕТА
“Преподаватель глазами студентов”
Просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты, в которой перечислены профессиональные качества преподавателя. Оцените его качества по 5-бальной шкале, где 5 баллов - качество проявляется практически всегда, 4 балла - качество проявляется часто, 3 балла - качество проявляется не всегда, 2 балла - качество проявляется редко, 1 балл - качество практически отсутствует. Подписывать анкету не надо.
Качественные характеристики | Оценка |
1. Излагает материал ясно, доступно и четко. | |
2. Выделяет и разъясняет наиболее сложные положения. | |
3. Выделяет главное в ходе занятий. | |
4. Умеет вызвать и поддержать интерес к своему предмету. | |
5. Контакт с группой и учет ее реакции. | |
6. Вызывает инициативу, самостоятельное мышление, побуждает к дискуссии. | |
7. Соблюдает логику в изложении, выводы дает обоснованно. | |
8. Культура речи, четкость дикции, темп изложения. | |
9. Внешний вид, мимика, жесты. | |
10. Ориентирует на профессию. | |
11. Прослеживается межпредметная связь. | |
12. Четко формулирует задачи на самостоятельную работу. | |
13. Творческий подход к преподаванию, интерес к своему делу. | |
14. Умеет снимать напряжение аудитории. | |
15. Эмоциональность, заинтересованность в успехах обучаемых, терпение и такт по отношению к ним. | |
16. Доброжелательность, энергичность. | |
17. Требовательность, строгость. | |
18. Объективность в оценке знаний. | |
19. Располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения. | |
20. Насколько желателен контакт с преподавателем. | |
Средний балл. |