Организационно-правовые формы предприятий
Унитарные предприятия - форма коммерческих организаций, не являющихся собственниками имущества. Унитарную форму имеют исключительно государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия неделимо, не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. В уставе унитарного предприятия, помимо наименования юридического лица, места его нахождения, порядка управления его деятельности, иных сведений, которые должны присутствовать в учредительных документах всякого юридического лица, должны содержаться сведения о предмете и целях деятельности предприятия, размере его уставного фонда, порядке и источниках его формирования. Управление унитарным предприятием также находит отражение в его уставе. Во главе его -единоличный руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен.
Различают унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления (казенное предприятие).
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может быть создано уполномоченным на то органом на базе имущества, относящегося и к государственной, и к муниципальной собственности. Предприятие не может продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве пая в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления> или казенное предприятие как новая организационно-прат вовая форма юридического лица появились в нашем законодательстве в 1994 г. В соответствии со ст. 115 ГК РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, по решению Правительства России может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, либо путем реорганизации действующего федерального государственного предприятия. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, который утверждает Правительство Российской Федерации, и только оно может принять решение о реорганизации либо ликвидации казенного предприятия. Такое предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Производственный кооператив основан на добровольном объединении граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но участвующих в деятельности кооператива личным трудом. Каждый член кооператива имеет один голос в управлении его делами независимо от размера своего имущественного вклада. Полученная прибыль распределяется между членами кооператива с учетом их трудового участия, если иной порядок не предусмотрен законом или уставом кооператива.
Членом кооператива могут стать как юридические, так и физические лица, не участвующие непосредственно в его деятельности, но осуществляющие определенные имущественные вклады (и соответственно получающие на них известный доход).
Учредительный документ кооператива-устав, утверждаемый общим собранием его членов. Число членов кооператива - не менее 5. В крупных кооперативах (более 50 человек) создается наблюдательный совет, контролирующий деятельность исполнительных органов кооператива (правления, председателя). Компетенция исполнительных органов кооператива должна также определяться законом и уставом по «остаточному принципу», т.е. в нее должны включаться любые вопросы, не входящие в компетенцию общего собрания и наблюдательного совета.
Акционерным обществом является хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число одинаковых долей, каждая из которых выражена ценной бумагой - акцией.
Обладатели акций - акционеры - не отвечают по обязательствам общества и несут только риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Здесь появляется возможность сконцентрировать капитал, первоначально распыленный среди множества мелких вкладчиков, а также возможность отчуждения и приобретения акций позволяет осуществлять быстрый перевод капитала из одной сферы деятельности в другую в соответствии со складывающейся конъюнктурой, что невозможно при других формах организации предпринимательства.
Акционерное общество открытого типа распределяет свои акции среди неустановленного круга лиц. Оно вправе проводить открытую подписку на акции и их свободную продажу. Его акционеры могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Число участников такого общества не ограничено.
Акционерное общество закрытого типа распределяет акции только среди учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Оно не проводит открытую подписку на акции или другим образом не предлагает их для приобретения иным лицам.
Основной учредительный документ акционерного общества - это его устав.
Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров. Вопросы, отнесенные законом к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительных органов общества.
По требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет 10% и более, в любое время должна быть проведена независимая аудиторская проверка деятельности акционерного общества.
Хозяйственные товарищества и общества - наиболее распространенная форма коллективного предпринимательства. Они могут осуществлять производственную, торговую, посредническую, кредитно-финансовую, страховую, обслуживающую и иную профессиональную деятельность. Товарищества - это объединения лиц, а общества - это объединения капиталов. Это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Различают следующие формы товариществ и обществ.
Полное товарищество. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) состоит из двух групп участников: одни осуществляют предпринимательскую деятельность от его имени, при этом они несут дополнительную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом неограниченно и солидарно друг с другом; другая группа - вкладчики - лишь делает вклады в имущество товарищества, но не отвечает своим личным имуществом по его обязательствам, не неся никакой имущественной ответственности по долгам товарищества и рискуя лишь своими вкладами.
Общество с ограниченной ответственностью учреждается одним или несколькими лицами. Уставный капитал его разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью - от общества с ограниченной ответственностью оно отличается одной особенностью: при недостаточности имущества общества для удовлетворения претензий кредиторов его участники могут быть привлечены к имущественной ответственности, причем солидарно друг с другом. С одной стороны, участники общества дополнительно отвечают по его долгам некоторой частью своего личного имущества, что является дополнительной гарантией интересов кредиторов, с другой - эта ответственность ограничена и не распространяется на все личное имущество участников, что привлекательно для них в сравнении со статусом полного товарищества.
Крестьянское (фермерское) хозяйство - граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.
Внешняя среда предприятий
Внешняя среда - это факторы, воздействующие на предприятие извне, косвенно влияющие на его деятельность.
Внешние факторы - это неконтролируемые силы, действующие на решения менеджеров и их действия и в конечном счете на внутреннюю структуру и процессы в организации. Они многочисленны и взаимосвязаны. Менеджер часто затрудняется в выборе наиболее важных для принятия решений.
Среда косвенного воздействия - это факторы, которые берут начало за пределами предприятия и обычно независимы от внутренней ситуации, сложившейся на нем.
1. Экологические факторы. Необходимо больше уделять внимания проблемам управления отходами, потому что даже мелкие источники вредных выбросов могут оказать губительное воздействие на будущее природы из-за неправильной переработки.
2. Экономические факторы-это влияние на деятельность предприятия производства, распределения и потребления товаров и услуг в тех регионах, где функционирует данное предприятие.
Предприятие должно учитывать доступность кредитов, уровень дохода, предрасположенность населения к расходованию накопленных средств. Менеджер также должен учитывать реальную процентную ставку Центрального банка. Уровень инфляции и тенденции роста национального продукта являются дополнительными факторами.
3. Политико-правовые факторы - это обязанности по защите потребителей и окружающей среды посредством торговых соглашений, антитрастовых законов, налоговых программ, установления минимального уровня зарплаты, регулирования цен и норм выбросов в окружающую среду, а также посредством административного воздействия и других акций.
Эти законы носят ограничивающий характер и, следовательно, имеют тенденцию к сокращению потенциальных доходов предприятия. Другие политические и правовые законодательные акты разрабатываются, с тем чтобы возместить убыток от действия вышеназванных ограничивающих законодательных актов, они направлены на защиту предприятия и поддержание его прибыли.
4. Социально-культурные факторы. Социально-культурные условия влияют на решения менеджера, они определяют, как потребители примут товар и какой товар они хотели бы принять.
5 .Демографический прогноз. Анализ демографических данных с целью составления проекта основных тенденций, которые будут преобладать в будущем, позволяет предсказать возникновение и упадок деловой активности.
6. Технологические факторы. Предприятие должно идти в ногу с технологическим прогрессом: при обработке сырья, дизайна, собственно производства, обслуживания, продвижения продукта к покупателю.
Влияние на предприятие оказывает также среда прямого воздействия.
1. Конкурентная позиция. Изучение дел фирмы-конкурента - очень сложный и часто дорогостоящий процесс. Данные, которые должны быть оценены по основным конкурентам: доля на рынке, ширина производственной линии, эффективность продаж, основные преимущества товаров, конкурентоспособность цен, эффективность рекламы, мощность и производительность, опытность, стоимость материалов, финансовая позиция, качество продукции, преимущества в разработке и развитии новых товаров, уровень квалификации персонала и др.
Эта информация поможет оценить предприятию собственную позицию на рынке.
2. Потребители. Чтобы лучше планировать производство продукции, ее реализацию, предвидеть изменения емкости рынков и вовремя перераспределять ресурсы, необходимо изучать модели потребительского спроса.
3. Правительственное воздействие. Деятельность любого предприятия, и отечественного, и иностранного* ограничена рамками закона.
4. Трудовые ресурсы. Предприятию необходимо привлечь и сохранить служащих. Есть три момента, которые непосредственно влияют на успех в привлечении талантливых, умелых и обязательных служащих.
Деловая репутация работодателя - фирма, солидно выглядящая, действующая в регионе уже несколько лет, заинтересованная в благосостоянии своих служащих, пользующаяся уважением и внесшая свой вклад в общее повышение благосостояния, с большей вероятностью сможет привлечь и удержать ценных работников, чем ее соперник, который демонстрирует меньше подобных качеств.
Новое предприятие, набирающее обученных служащих в развитом индустриальном районе, столкнется с большими проблемами, чем предприятие, расположенное там, где наблюдается экономический спад.
Наличие и доступность необходимых знаний и навыков. Некоторые навыки людей специализированны настолько, что им приходится переселяться в другое место для поиска подходящей работы и получать вознаграждение, соответствующее их умениям. Менеджерам необходимо тщательно следить за тенденциями на рынке трудовых ресурсов.
5. Заинтересованные лица - это влиятельные люди и группы, которые заинтересованы в действиях предприятия. Сюда включают тех, кто оказывает влияние на менеджера: конкурентов, поставщиков, потребителей, служащих, правительство. Сильными источниками влияния на менеджера являются:
1) общество в целом;
2) местная общественность;
3) акционеры;
4) профсоюзы.
Необходимо заметить, что общество в целом ищет пути повышения общего уровня жизни и в этом видит смысл существования предприятия.
6. Поставщики и кредиторы, когда отношения с ними крепкие и надежные, помогают предприятию вести успешную производственную деятельность и занимать прочные позиции в конкурентной борьбе на рынке. Предприятие зависит от источников финансовой поддержки, услуг, материалов и оборудования. Менеджер должен оценить, каких выгод ищут поставщики и кредиторы от сотрудничества с предприятием.
Поставщики заинтересованы в своевременной выплате кредита, который они дали. Кредиторы хотят своевременной выплаты процентов и возврата капитала от своих инвестиций, безопасности залогов.
Таким образом, ключ к успеху в бизнесе-бьпъ в курсе событий сферы косвенного воздействия, предсказывать их влияние на отрасль, руководить предприятием так, чтобы в наибольшей степени использовать внешние воздействия с пользой для своего предприятия.