Характеристика упрощенной системы налогообложения. Ее значение для развития экономики, возможности и проблемы применения

Выполнила – студентка группы БПи-41

Королевич Оксана Викторовна

Рецензент– преподаватель

Сатликова Юлия Евгеньевна

Пермь 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. Характеристика упрощенной системы налогообложения. Ее значение для развития экономики, возможности и проблемы применения…………………3

2. Задача…………………………………………………………………………..13Организация реализовала основное средство с убытком 35 000 рублей. Срок полезного использования 8 лет, фактический срок использования в организации – продавце – 2 года. Прибыль организации от реализации продукции составила 250 000 рублей. Определите, каким образом убыток от реализации основного средства будет влиять на формирование налогооблагаемой базы налогоплательщика.

3. Задание в тестовой форме…………………………………………………14

Социальные налоговые вычеты при формировании налоговой базы по НДФЛ предоставляются:

а) налоговыми агентами;

б) налоговыми органами;

в) ваш вариант ответа.

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………15

Характеристика упрощенной системы налогообложения. Ее значение для развития экономики, возможности и проблемы применения.

Упрощенная система налогообложения (далее – УСН) регулируется главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Упрощенная система налогообложения применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.

Упрощенная система налогообложения – один из четырех действующих в Российской Федерации специальных налоговых режимов (пункт 2 статьи 18 НК РФ). Он ориентирован на малый бизнес и нацелен на то, чтобы упростить расчет и уплату налогов в предпринимательской деятельности.

Сущность упрощенной системы налогообложения, и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога. Единый налог рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период. Упрощенная система налогообложения дает дополнительные преимущества в виде возможности применять кассовый метод учета доходов и расходов, а также упрощенную форму бухгалтерского учета. [8, с.13]

Перейти на применение упрощенной системы налогообложения организации и предприниматели могут в добровольном порядке, при этом должны соблюдаться следующие условия:

1. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 45 млн. рублей.

2. Средняя численность работников у организации и индивидуального предпринимателя за налоговый (отчетный период) не превышает 100 человек.

3. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов организации, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, не превышает 100 млн. рублей. При этом учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом.

4. Доля участия других организаций в уставном капитале организации, желающей перейти на УСН, не превышает 25%. Данное ограничение не распространяется:

1) на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

2) на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом; [1]

3) на учрежденные в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными научными учреждениями и созданными государственными академиями наук научными учреждениями хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям; [1]

4) на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" высшими учебными заведениями, являющимися бюджетными образовательными учреждениями, и созданными государственными академиями наук высшими учебными заведениями хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям; [1]

Довольно внушителен перечень организаций, не имеющих права перехода на УСН. Это организации, имеющие филиалы и (или) представительства; банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; нотариусы; адвокаты; казенные и бюджетные учреждения; иностранные организации. [1]

Порядок перехода на УСН. Переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется на основании заявления, которое налогоплательщик подает в налоговый орган не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 01 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе (дата указана в свидетельстве о постановке на учет). В этом случае право применения данной системы предоставлено налогоплательщику с даты постановки на учет в налоговом органе.

Особый порядок перехода на УСН введен для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые до конца текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Такие налогоплательщики вправе перейти на УСН на основании заявления с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.

Необходимо отметить, что НК РФ предусмотрен добровольный и принудительный переход с УСН на иной режим налогообложения.

Добровольный переход возможен только с начала календарного года, о чем следует уведомить налоговый орган не позднее 15 января года перехода на иной режим налогообложения.

Принудительный переход с УСН на иной режим налогообложения осуществляется в случае, когда налогоплательщик в течение отчетного (налогового) периода превысил норматив одного из установленных показателей, а именно:

- доходы организации и индивидуального предпринимателя в течение отчетного (налогового) периода превысили 20 млн. рублей (пункт 4 статьи 346.13 НК РФ) и 60 млн. рублей (пункт 4.1 статьи 346.13 НК РФ);

- доля участия других организаций в уставном капитале организации превысила 25%;

- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысила 100 млн. рублей.

НК РФ учитываются также нарушения иных требований, предусмотренных для применения УСН.

О таком переходе с УСН на иной режим налогообложения налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Суммы налогов, подлежащие уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Эти налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором осуществлен переход на иной режим налогообложения.

Повторный переход на упрощенную систему налогообложения возможен не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Особенности налогообложения при применении УСН. "Упрощенка" освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда налогов. Так, организации не платят (пункт 2 статьи 346.11 НК РФ):

- налог на прибыль организаций;

- налог на имущество организаций;

- налог на добавленную стоимость (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации).

Вместе с тем у организаций сохраняется обязанность по уплате:

- единого налога;

- иных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (например, госпошлины, транспортного налога, земельного налога и т.д.);

Индивидуальные предприниматели освобождены от уплаты (пункт 3 статьи 346.11 НК РФ):

- налога на доходы физических лиц (в отношении дохода от предпринимательской деятельности);

- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности);

- налога на добавленную стоимость (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

При этом они обязаны уплачивать:

- единый налог;

- иные налоги и сборы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (например, госпошлину, транспортный налог, земельный налог и т.д.);

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

За организациями и индивидуальными предпринимателями сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций, эти правила установлены Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России от 12.10.2011 № 373-П и порядок представления статистической отчетности.

Порядок исчисления и уплаты единого налога при применении УСН. Прежде всего, необходимо отметить, что статьей 346.14 главы 26.2 НК РФ предусмотрены два объекта налогообложения:

- доходы;

- доходы, уменьшенные на величину расходов.

Объект налогообложения выбирает налогоплательщик. Лишь участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом не вправе выбирать объект налогообложения. Для них установлен объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".

Объект налогообложения должен быть выбран до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. Если налогоплательщик решил поменять избранный объект налогообложения после подачи заявления о переходе на данную систему, то он обязан уведомить об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. Выбранный объект налогообложения не может меняться в течение налогового периода применения упрощенной системы налогообложения.

Объект налогообложения "доходы" в большинстве случаев выгоден тем налогоплательщикам, у которых сумма расходов, учитываемых при применении УСН, невелика. Если сумма произведенных расходов значительна, то оптимальным является объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". Однако возможны ситуации, когда сумма налога будет одинаковой независимо от выбранного объекта налогообложения. [10, с.23]

В рамках УСН есть возможность выбрать, как платить налог:

- с величины доходов по ставке 6% (статья 346.14, пункт 1 статьи 346.20 НК РФ);

- с разницы между доходами и расходами по ставке от 5 до 15% (статья 346.14, пункт 2 статьи 346.20 НК РФ);

- в виде фиксированного платежа в случае приобретения патента (статья 346.25.1 НК РФ).

Налоговый учет при УСН ведется в упрощенном порядке: налогоплательщик отражает показатели своей деятельности только в одном налоговом регистре – книге учета доходов и расходов (статья 346.24 НК РФ).

Организации при работе на УСН освобождены от ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Однако фактически это освобождение распространяется далеко не на все организации. [3]

Применение упрощенной системы налогообложения сегодня становится все более популярным. Ведь коммерсанты - "упрощенцы" вместо целого ряда налогов платят один - так называемый единый налог, который рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период. Помимо этого, упрощенная система налогообложения дает фирмам дополнительные преимущества в виде возможности применять кассовый метод учета доходов и расходов, форма и порядок заполнения которой, утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Однако не стоит думать, что применять данный специальный режим на практике просто. Постоянные поправки в главу 26.2 Налогового кодекса РФ и порой противоречивые разъяснения минфиновцев и налоговиков заставляют бухгалтеров таких организаций быть постоянно начеку.

01 января 2013 г. вступает в силу новый Закон о бухгалтерском учете. Сразу скажем, для "упрощенцев" он несет новые обязательства.

Какова сфера действия нового Закона? Кто же обязан вести бухгалтерский учет по новым правилам?

С 01 января 2013 г. на смену Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Федеральный закон N 129-ФЗ) приходит Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Федеральный закон N 402-ФЗ). Новый Закон о бухгалтерском учете кардинально меняет жизнь "упрощенцев": они обязаны будут вести бухгалтерский учет в полном объеме. [4]

В соответствии с Федеральным законом N 402-ФЗ с 2013 года организации, применяющие УСН, будут обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом N 402- ФЗ. [9, с.9]

Данные положения вызвали большой переполох среди "упрощенцев" - как организаций, так и индивидуальных предпринимателей. Напомним, что согласно пункта 3 статьи 4 Федерального закона N 129-ФЗ "упрощенцы" – организации освобождались от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Что касалось индивидуальных предпринимателей, они вели учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. При этом для всех "упрощенцев" было предусмотрено, что они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ (пункт 3 статьи 4 Федерального закона N 129-ФЗ).

Сегодня ситуация с ведением бухгалтерского учета среди "упрощенцев" на практике выглядит следующим образом. В основной массе "упрощенцы" ведут полноценный бухгалтерский учет, несмотря на то, что они не представляют бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. При этом полноценный учет ведут индивидуальные предприниматели и организации, применяющие УСН, если их деятельность превышает минимальное количество операций в месяц, например больше десяти. Удобнее вести бухгалтерский учет в специальных программах, чем изобретать свои регистры в виде тетрадочек с записями, кто кому и сколько должен.

Мнение финансистов по данному вопросу хорошо известно "упрощенцам": они считают ведение бухгалтерского учета в полном объеме требованием законодательства об ООО и АО независимо от применяемого налогового режима и всегда настаивали на его ведении. Их мнение в конечном итоге и узаконено.

При этом отметим, что, поскольку законодательство разрешало не вести полноценный бухгалтерский учет, бухгалтеры "упрощенцев" не всегда, может быть, корректно отражали отдельные операции, поскольку за это не было предусмотрено ответственности. С 2013 года ситуация кардинально изменится.

Таким образом, однозначно можно сказать, что организации, применяющие УСН, с нового года ведут полноценный бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с действующим законодательством.

Не все так однозначно с индивидуальными предпринимателями. Как сказано в Федеральном законе N 402-ФЗ, могут не вести бухгалтерский учет индивидуальные предприниматели в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством. Что под этим понимать?

Сегодня уже есть разъяснения представителей Минфина и ФНС по данному вопросу. [9, с.10]

Если индивидуальный предприниматель применяет УСН. В этом случае также вместо НДФЛ, НДС, налога на имущество индивидуальные предприниматели уплачивают налог при УСН.

Статьей 346.24 НК РФ установлено, что налогоплательщики, применяющие УСН, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н. [5]

В связи с этим индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом N 402-ФЗ (Письма Минфина России от 26.07.2012 N 03-11-11/221, от 08.08.2012 N 03-11-11/233). [6, 7]

Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, систему налогообложения в виде ЕНВД, ЕСХН и УСН, вправе не вести бухгалтерский учет в отношении предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках указанных систем налогообложения, и, соответственно, не обязаны представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность.

Задача. Организация реализовала основное средство с убытком 35 000 рублей. Срок полезного использования 8 лет, фактический срок использования в организации – продавце – 2 года. Прибыль организации от реализации продукции составила 250 000 рублей. Определите, каким образом убыток от реализации основного средства будет влиять на формирование налогооблагаемой базы налогоплательщика.

Решение: В соответствии с пунктом 3 статьи 268 Налогового Кодекса Российской Федерации, если остаточная стоимость основного средства, с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, который включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого основного средства и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации. [1]

1. Находим оставшийся срок полезного использования ОС:

8 лет (срок полезного использования ОС) – 2 года (фактический срок использования ОС) = 6 лет

2. Рассчитываем сумму убытка за каждый год оставшегося полезного использования ОС:

35 000 тыс.руб. : 6 лет = 5 833 тыс.рублей

Ответ: Убыток от реализации основного средства будет уменьшать формирование налогооблагаемой базы налогоплательщика в течении 6 лет равными долями по 5 833 тыс.рублей.

3. Задание в тестовой форме. Социальные налоговые вычеты при формировании налоговой базы по НДФЛ предоставляются:

а) налоговыми агентами;

б) налоговыми органами;

в) ваш вариант ответа.

Ответ: В соответствии со статьей 219 главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации социальные налоговые вычеты предоставляются налоговыми органами по окончании года, в котором были понесены указанные расходы.

Исключением является вычет по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование. С 01 января 2010 г. он также может быть предоставлен налоговым агентом (работодателем) (пункт 2 статьи 219 НК РФ, пункт 3 статьи 1, часть 2 статьи 6 Федерального закона от 19.07.2009 № 202-ФЗ). [2]

Основанием для предоставления налоговым органом социального налогового вычета являются налоговая декларация по НДФЛ (пункт 2 статьи 219 НК РФ). [1]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 19.07.2009 № 202-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"».

3. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

4. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

5. Приказ Минфина Российской Федерации от 31.12.2008 № 154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения».

6. Письмо Минфина Российской Федерации от 26.07.2012 № 03-11-11/221.

7. Письмо Минфина Российской Федерации от от 08.08.2012 № 03-11-11/233.

8. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М.: Вектор, 2008.

9. Зобова Е.П. Новый Закон о бухучете: кто обязан применять? // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение, 2012, № 10.

10. Чипуренко Е.В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление. М.: Налоговый вестник, 2008.

Наши рекомендации