КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ. Контрольная работа по учебной дисциплине «Статистика» имеет следующие критерии оценивания:
Контрольная работа по учебной дисциплине «Статистика» имеет следующие критерии оценивания:
Оценка «зачтено»:
- теоретическое задание выполнено в полном объеме, верно, грамотно и логически правильно представлен материал;
- задача решена без математических ошибок, с правильным применением формул, грамотным анализом и соответствующими выводами;
- имеется соответствующий список литературы.
Оценка «зачтено с условием»:
- теоретическое задание выполнено в полном объеме;
- задача решена без математических ошибок, отсутствуют анализ и выводы или имеются неточности;
- имеется соответствующий список литературы.
Оценка «незачтено»:
- теоретическое задание логически не соответствует вопросам;
- практическая задача не решена.
Результаты проверки (рецензирования) фиксируются в журнале учета домашних контрольных работ и в учебной карте обучающегося.
Студенты, получившие контрольную работу после проверки, должны внимательно ознакомиться с рецензией преподавателя.
Обучающийся должен прибыть на экзамен (зачет) с «зачтенной» контрольной работой и предъявить ее преподавателю. В ходе экзамена (зачета) студенту могут быть заданы по контрольной работе вопросы, вытекающие из рецензии.
Результаты проверки контрольной работы, выполненной студентом заочного отделения в межсессионный период, могут быть следующие: «зачтено», «зачтено с условием» и «незачтено».
Контрольная работа, выполненная в соответствии с установленными требованиями и согласно методическим рекомендациям, оценивается - «зачтено».
Контрольная работа, представленная не в полном объеме, написанная только на материале основной литературы (учебников) без привлечения дополнительной литературы, имеющая неточности и ошибки, оценивается – «зачтено с условием». В этом случае обучающийся должен изучить дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем, и с учетом замечаний и рекомендаций, указанных в рецензии преподавателя, доработать отдельные вопросы в той же тетради.
По зачтенным работам во время экзамена (зачета) преподаватель может проводить собеседование для выяснения возникших при рецензировании вопросов.
Контрольная работа считается «незачтенной» в следующих случаях:
- если материал раскрыт не по существу, допущены грубые ошибки в изложении и содержании теоретического материала;
- если не выполнено хотя бы одно задание или неправильно решена одна из задач;
- если контрольная работа выполнена не по установленному варианту.
Незачтенные контрольные работы подлежат повторному выполнению в той же тетради (или в новой) на основе развернутой рецензии. В этом случае обучающийся должен прибыть на экзамен (зачет) с обеими контрольными работами («незачтенной» и «зачтенной»).
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВАРИАНТ №1
1. Предмет, содержание, метод и задачи статистики.
2. Медиана и мода (аналитический и графический способы).
Задача
По 22 семьям жилого дома имеются данные о числе членов в каждой семье:
Требуется:
1. Построить дискретный вариационный ряд распределения.
2. Проанализируйте характер распределения семей по числу членов в них.
Методические указания
При изложении первого вопроса необходимо отметить:
- понятие предмета, содержание, метод и задачи статистики;
- сущность медианы и моды (аналитический и графический способы), привести примеры, зарисовать графики.
При решении задачи следует обратить внимание на раздел 3 «Сводка и группировка статистических данных»
ВАРИАНТ №2
1. Статистическое наблюдение: сущность, этапы, оценка точности статистического наблюдения.
2. Абсолютные показатели вариации.
Задача
Средняя продолжительность заболевания, дней на одного человека в осенне-зимний период в текущем году по учреждениям и предприятиям города составила:
7,0 | 6,0 | 5,9 | 9,4 | 6,5 | 7,3 | 7,6 | 9,3 | 5,8 | 7,2 |
7,1 | 8,3 | 7,5 | 6,8 | 7,1 | 9,2 | 6,1 | 8,5 | 7,4 | 7,8 |
Требуется:
1. Произведите группировку учреждений и предприятий по средней заболеваемости, дней на 1-го человека.
2. Составьте непрерывный вариационный ряд (закрытый и открытый, строгий и нестрогий). Укажите, какие из выделяемых групп являются наиболее типичными для учреждений и предприятий города.
Методические указания
При изложении первого вопроса необходимо отметить:
- понятие статистического наблюдение, отличие наблюдения от исследования, этапы статистического наблюдения, точность и контроль статистического наблюдения;
- показатели вариации: сущность размаха, дисперсии, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.
При решении задачи следует обратить внимание на раздел 3 «Сводка и группировка статистических данных»
ВАРИАНТ №3
1. Сводка и группировка статистических материалов.
2. Дисперсия. Правило сложения дисперсий.
Задача
Имеются следующие данные по Воронежской области за 2014-2016 гг.:
Перевезено грузов транспортом, тыс. т. | 43208,8 | 33175,4 | 52005,4 |
в том числе: | |||
железнодорожным | 21620,0 | 19316,5 | 29587,9 |
автомобильным | 19208,2 | 12277,8 | 16709,1 |
авиационным | 2380,6 | 1581,1 | 5708,4 |
Требуется рассчитать относительные величины структуры за каждый год и сделать выводы.
Методические указания
При изложении первого вопроса необходимо отметить:
- понятие сводки и группировки, классификация и принципы построение группировки;
- сущность дисперсии и ее свойства, правило сложение дисперсий.
При решении задачи следует обратить внимание на раздел 5 «Абсолютные и относительные величины в статистике»
ВАРИАНТ №4
1. Формы, виды и способы статистического наблюдения.
2. Наглядное представление статистических данных.
Задача
Две бригады рабочих обрабатывают один и тот же вид деталей. Дневная выработка деталей отдельными рабочими характеризуется следующими данными
Номер рабочего (1 бригада) | Дневная выработка рабочего 1 бригады, шт. | Номер рабочего (2 бригада) | Дневная выработка рабочего 2 бригады, шт. |
* | * |
Определите среднее дневное число деталей, обработанных одним рабочим каждой бригады и в целом по двум бригадам.
Методические указания
При изложении первого вопроса необходимо отметить:
- понятие отчетности и ее виды, специально организованное наблюдение (перепись, единовременный учет, обследование сплошного и не сплошного характера, анкетирование, опрос);
- понятие и виды статистической таблицы, статистические графики и правила их оформления, диаграммы сравнения, статистические карты.
При решении задачи следует обратить внимание на раздел 5 «Абсолютные и относительные величины в статистике»
ВАРИАНТ №5
1. Абсолютные величины в статистике.
2. Понятие и классификация индексов.
Задача
Распределение гостиниц региона по числу обслуживаемых туристов в месяц характеризуется следующими данными:
Группы гостиниц по числу принимаемых туристов в месяц, чел. | 1800-2000 | 2000-2200 | 2200-2400 | 2400-2600 | 2600-2800 | 2800-3000 | 3000-3200 |
Число гостиниц, процент к итогу | 7,3 | 10,4 | 12,2 | 25,5 | 22,4 | 14,6 | 7,6 |
Определите методом условного нуля (методом моментов) среднее число туристов, обслуживаемых гостиницами в месяц.
Методические указания
При изложении первого вопроса необходимо отметить:
- сущность и структура абсолютных показателей (показатели объема, показатели уровня), методика их расчета;
- понятие и виды индексов, методика их определения.
При решении задачи следует обратить внимание на раздел 6 «Средние показатели и показатели вариации»
ВАРИАНТ №6
1. Относительные величины в статистике.
2. Индивидуальный и агрегатный индексы.
Задача
Имеются следующие данные по заработной плате:
Цех | Сентябрь | Октябрь | ||
Средняя зарплата, руб. | Число рабочих, чел. | Средняя зарплата, руб. | Число рабочих, чел. | |
26 000 | 27 000 | |||
28 000 | 30 000 |
Определите среднюю заработную плату рабочих по двум цехам за сентябрь, октябрь и два месяца.
Методические указания
При изложении первого вопроса необходимо отметить:
- сущность и структура относительных величин (показатели выполнения плана, показатели планового задания, показатели динамики и структуры, показатели интенсивности, сравнения) методика их расчета;
- понятие и виды индексов, методика их определения.
При решении задачи следует обратить внимание на раздел 6 «Средние показатели и показатели вариации»
ВАРИАНТ №7
1. Средние величины (виды, формы, формулы расчета).
2. Ряды динамики в статистике.
Задача
Распределение численности рабочих и служащих по возрасту в промышленности, сфере услуг и медицины характеризуется следующими данными.
Возраст, | Численность рабочих и служащих в процентах к итогу | ||
лет | промышленность | сфера услуг | медицина |
До 25 | 14,1 | 5,1 | |
25-35 | 34,9 | 29,7 | 7,9 |
35-45 | 35,6 | 26,3 | 11,5 |
45-50 | 8,1 | 12,8 | 27,7 |
50-55 | 7,3 | 10,5 | 24,6 |
55-60 | 4,5 | 15,4 | |
60 и старше | 1,1 | 2,1 | 7,8 |
Итого |
Определите моду, медиану, квартили и децили возраста работающих по отраслям народного хозяйства. Сделайте выводы.
Методические указания
При изложении первого вопроса необходимо отметить:
- сущность, виды и формы средних величин (средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя гармоническая невзвешенная, средняя геометрическая) методика их расчета;
- понятие, классификация и правила построения рядов динамики.
При решении задачи следует обратить внимание на раздел 6 «Средние показатели и показатели вариации» (структурные средние).
ВАРИАНТ №8
1. Ряды распределения в статистике.
2. Выборочное наблюдение.
Задача
Производство продукции предприятием характеризуется следующими данными:
Год | Объем продукции, млн. руб. |
Определите цепные и базисные абсолютные приросты, темпы роста, темпы прироста. Результаты представьте в таблице.
Методические указания
При изложении первого вопроса необходимо отметить:
- понятие, классификация рядов распределения;
- сущность выборочного наблюдения, основные способы формирования выборочной совокупности.
При решении задачи следует обратить внимание на раздел 6 «Средние показатели и показатели вариации» (структурные средние).
ВАРИАНТ №9
1. История статистики за рубежом и в России.
2. Исследование связей между явлениями.
Задача
Распределение студентов первого курса одного из факультетов характеризуется следующими данными:
Группы студентов по возрасту | Всего | |||||
Число студентов |
Вычислите: 1) размах вариации возраста студентов; 2) среднее линейное отклонение; 3) среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации возраста студентов.
Методические указания
При изложении первого вопроса необходимо отметить:
- школы развития статистики и их содержание (математическая, описательная, статистико-математическая, академическая, математического направления);
- корреляционный анализ и методы регрессионного анализа.
При решении задачи следует обратить внимание на раздел 6 «Средние показатели и показатели вариации».
ВАРИАНТ №10
1. Задачи и принципы организации государственной статистики в России.
2. Индексы постоянного и переменного состава.
Задача
Реализация товаров в магазине характеризуется следующими данными:
Товар | Базисный период | Отчетный период | ||
количество, тыс. кг | цена за 1 кг, руб. | количество, тыс. кг | цена за 1 кг, руб. | |
Картофель | 15,0 | 20,0 | ||
Мясо | 3,0 | 4,0 |
Определите общий индекс физического объема продукции, общий индекс цен и абсолютный размер экономии (перерасхода) от изменения цен. Сделайте выводы.
Методические указания
При изложении первого вопроса необходимо отметить:
- задачи и принципы организации государственной статистики в России;
- сущность и методика расчета индексов постоянного и переменного состава.
При решении задачи следует обратить внимание на раздел 7 «Экономические индексы».
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ