Основные принципы построения содержания дисциплины
В соответствии с парадигмой ФГОС ВПО в основу построения и структурирования содержания дисциплины «коми язык» положен деятельностно-компетентностный подход, нацеливающий на формирование определённых общекультурных и профессиональных компетенций студента.
Содержание учебной дисциплины спроектировано на основе профессиональных компетенций как целей дисциплины через определение способов достижения этих целей.
В содержании курса отражены последние достижения науки, культуры, техники, технологий и образования, а также актуальные проблемы социальной и образовательной сферы.
Рабочая программа учебной дисциплины «коми язык» направлена на обеспечение необходимой содержательной и логической связи между дисциплинами основной образовательной программы по направлению 081100 Государственное и муниципальное управление (профиль «?»).
В рамках реализации деятельностно-ориентированного обучения курс выстроен по принципу «от общего - к частному», значительное количество времени отведено проблемно-ориентированной самостоятельной работе студента.
В основу учебной дисциплины «коми язык» положен принцип системности, предполагающий в т.ч. системность контроля, приводящую к формированию способностей студентов трансформировать приобретенные навыки в профессиональные умения.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО с целью формирования и развития общекультурных и профессиональных компетенций студентов преподавание курса запланировано в следующих формах:
§ аудиторные занятия в традиционном и интерактивном формате[1]. (проблемная лекция, лекция-визуализация; дебаты, ролевая и деловая игра, работа в минигруппах, метод проектов, практикум, семинар-дискуссия);
§ внеаудиторные занятия (индивидуальные и групповые консультации, самостоятельная работа, в т.ч. с использованием Интернет-ресурсов);
§ встречи с представителями российских научных, государственных и общественных организаций;
§ контрольные мероприятия, предусмотренные основной образовательнойпрограммой по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (профиль «?») и «Положением о системе контроля качества обучения КРИГСиУ».
Таким образом, рабочая программа учебной дисциплины «коми язык» соответствует требованиям ФГОС ВПО, ориентирована на реализацию деятельностно-компетентностного подхода и выстроена с учётом межпредметных связей. При проектировании содержания учебной дисциплины состав каждой темы (раздела) определёнс учётом квалификационно-компетентностного портрета выпускника и реально сложившегося рынка труда.
2.7. Трудоёмкость учебной дисциплины
Трудоемкость дисциплины «коми язык» и распределение по семестрам соответствуют утвержденному учебному плану ООП подготовки бакалавров по направлению 081100 Государственное и муниципальное управление. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.
Обобщённые данные по трудоёмкости учебной дисциплины «коми язык»:
Учебная работа | Всего | Распределение по семестрам (часы/зачётные единицы) | |||||||
Полная трудоёмкость дисциплины, в т.ч. зачёт | |||||||||
Распределение трудоёмкости по видам УР в академических часах: | |||||||||
- лекции | |||||||||
- практические занятия | |||||||||
- лабораторные работы | |||||||||
- аудиторная самост. работа | |||||||||
- внеаудиторная самост. работа | |||||||||
Аттестация: | |||||||||
- экзамен | |||||||||
- зачет* |
* зачёт принимается в часы аудиторной самостоятельной работы
Распределение трудоёмкости по темам и видам учебных занятий дисциплины «коми язык»:
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Трудоёмкость (час.) | ||||
общая | в том числе по видам учебных занятий: | |||||||
лекции | практические занятия | лабораторные работы | активные формы обучения[2] | |||||
1 раздел. Введение. Тема №1. Понятие о финно-угорских народах и языках. Коми язык – один из языков финно-угорской группы. Тема №2. Основные отличия коми языка как агглютинативного от русского языка как флективного. | - - | |||||||
Тема №3. Фонетическая система коми языка. Гласные звуки. Гласный звук Ö. Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные и непарные. Аффрикаты ДЗ, ДЖ, ТШ. Звук Й в сочетании с гласными И, Ы, Ö; чередование в/л; вставочные звуки. Коми речевой этикет. Этикетные слова и выражения. Установка электронного инструментария (шрифты, раскладка, электронные словари) коми языка | - | |||||||
Раздел 2. Грамматика коми языка Ас йылысь. Имя существительное. Единственное и множественное число существительного. Определенно-притяжательная категория существительного. Личные местоимения. Глагол. Настоящее и первое прошедшее время глагола. Утвердительное и отрицательное спряжение глаголов. | 2 | |||||||
Раздел 3. Кад. Времяисчисление. Числительное в коми языке. Количественные и порядковые числительные. Падежная система существительного. Прилагательное. Относительные прилагательные с суффиксом –а/-тöм, -ся, -са. Степени сравнения прилагательных | ||||||||
Контрольная работа | ||||||||
Экзамен | ||||||||
Итого |
Содержание дисциплины, структурированное по темам учебных занятий или модулям с краткими аннотациями
Раздел 1. Введение.
Тема №1. Коми язык – один из языков финно-угорской группы.
Финно-угорская семья языков. Финно-угорские народы, их численность и территория проживания по традиционной и современной классификации. Основные сходства и типологические отличия коми языка как агглютинативного от русского языка как флективного.
Студенты должны знать генетическую и морфологическую типологию русского и коми языков, место коми языка среди других финно-угорских языков, основные сведения о других финно-угорских языках и народах, основные сходства и типологические отличия коми языка как агглютинативного от русского языка как флективного.
Студенты должны уметь определять основные сходства и типологические отличия коми языка от русского языка.
Основная литература:
Пунегова, Г. В. Коми язык: учеб.-метод. пособие / Г. В. Пунегова. - Сыктывкар: КРАГСиУ, 2011.
Дружинина, Т.Е. Коми кыв: Электронный учебник – самоучитель коми языка / Т.Е. Дружинина. – Сыктывкар, 2008.
Дополнительная литература:
Цыпанов, Е.А. Коми кыв. Самоучитель коми языка / Е.А.Цыпанов. – Сыктывкар, 1992.
Лудыкова, В.М., Федина, М.С. Сопоставительная грамматика коми и русского языков. Ч.1. Морфология: Уч. пособие / В.М.Лудыкова, М.С. Федина.- Сыктывкар, 2001.- 98 с.
Тема №2. Фонетическая система коми языка. Гласные звуки. Гласный звук Ö. Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные и непарные. Аффрикаты ДЗ, ДЖ, ТШ. Звук Й в сочетании с гласными И, Ы, Ö; чередование в/л; вставочные звуки. Коми речевой этикет. Этикетные слова и выражения. Установка электронного инструментария (шрифты, раскладка, электронные словари) коми языка.
Студенты должны знать фонетическую систему коми языка, особенности произношения специфических гласных и согласных коми языка, основные орфоэпические правила, особенности лексического ударения коми языка; основные этикетные слова и выражения. Коми алфавит. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы Ö, I. Буквы, обозначающие согласные звуки. Обозначение аффрикат сочетаниями букв ДЖ, ДЗ, ТШ.
Студенты должны уметь правильно произносить и читать коми слова, заимствованные из русского языка слова, соблюдая орфоэпические нормы коми литературного языка; правильно использовать в речи соответствующие ситуации этикетные слова и выражения.
Студенты должны уметь устанавливать электронный инструментарий (шрифты, раскладка, электронные словари) коми языка на своих компьютерах и уметь ими пользоваться.
Основная литература:
Пунегова, Г. В. Коми язык: учеб.-метод. пособие / Г. В. Пунегова. - Сыктывкар: КРАГСиУ, 2011.
Дружинина, Т.Е. Коми кыв: Электронный учебник – самоучитель коми языка / Т.Е. Дружинина. – Сыктывкар, 2008. – Урок 1, 2.
сайт www.komikyv.ru
Дополнительная литература:
Цыпанов, Е.А. Коми кыв. Самоучитель коми языка / Е.А.Цыпанов. – Сыктывкар, 1992.
Федина, М.С., Казаковцев, В.Л., Матвеев, М.Н. Видеокурс «Окотапырысь»/ М.С.Федина, В.Л. Казаковцев, М.Н.Матвеев. – Сыктывкар, 2001. - Урок 1.
Самостоятельная работа:
- выполнить задания к уроку №1 электронного учебника;
- прочитать правильно заданный текстовой отрывок;
- прочитать скороговорки на звуки Ö, ТШ, ДЖ, ДЗ, постепенно увеличивая темп.
Данные задания будут проверены на следующем занятии путем фронтального и выборочного опроса. При проверке уделить особое внимание правильной постановке и произношению звуков.
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:
Моторина, Л. Медводдза воськов (Первый шаг): Учебное пособие / Л.А.Моторина. – Сыктывкар, 2005. – С.6-9.
Дружинина, Т.Е. Коми кыв: Электронный учебник – самоучитель коми языка / Т.Е. Дружинина. – Сыктывкар, 2008. – Урок 1, 2.
Раздел 2. О себе.
Тема №3. Давай познакомимся! Единственное и множественное число существительного. Определенно-притяжательная категория существительного. Указательные и личные местоимения. Настоящее и первое прошедшее время глагола.
Студенты должны знать слова и выражения, наиболее употребительные при знакомстве, формы представления себя и другого человека; способы образования множественного числа существительных при помощи суффикса –яс; иметь понятие об определенно-притяжательной категории существительных коми языка (преимущественно суффиксы со значением принадлежности) и соответствующие им способы выражения в русском языке; систему личных местоимений, указательное местоимение тайö – это, утвердительное и отрицательное спряжение глаголов в настоящем и первом прошедшем времени, схемы образования указанных форм;.
Студенты должны уметь использовать слова и выражения, наиболее употребительные при знакомстве, образовывать формы множественного числа притяжательные формы существительного и использовать их в речи, строить элементарные предложения типа Ме – студент (велöдчысь) – Я – студент (учащийся); Менам нимöй Иван – Мое имя - Иван; понимать и отвечать на вопросы по теме; строить элементарные диалоги по аналогии с предложенным текстом; при аудировании вычленять из потока речи знакомые фразы и слова.
Основная литература:
Пунегова, Г. В. Коми язык: учеб.-метод. пособие / Г. В. Пунегова. - Сыктывкар: КРАГСиУ, 2011.
Дружинина, Т.Е. Коми кыв: Электронный учебник – самоучитель коми языка / Т.Е. Дружинина. – Сыктывкар, 2008.- Урок 3.
Дополнительная литература:
- Цыпанов, Е.А. Коми кыв. Самоучитель коми языка / Е.А.Цыпанов. – Сыктывкар, 1992.
- Федина, М.С., Казаковцев, В.Л., Матвеев, М.Н. Видеокурс «Окотапырысь»/ М.С.Федина, В.Л. Казаковцев, М.Н.Матвеев. – Сыктывкар, 2001. - Урок 2.
- Безносикова, Л.М., Забоева, Н.К., Коснырева, Р.И. Коми-роч кывчукöр. /Л.М. Безносикова, Н.К.Забоева, Р.И.Коснырева. – Сыктывкар, 2005.
- Безносикова, Л.М., Забоева, Н.К., Коснырева, Р.И. Русско-коми словарь. /Л.М. Безносикова, Н.К.Забоева, Р.И.Коснырева. – Сыктывкар, 2005.
Самостоятельная работа:
- выполнить задания к уроку 3 электронного учебника;
- выучить слова и выражения, наиболее употребительные при знакомстве;
- составить небольшой диалог по теме «Знакомство».
Составленный диалог студенты должны рассказать на следующем занятии с опорой на записи. Выполнение заданий по учебнику будет проверено выборочно. Знание лексики проверяется автоматически, путем ее использования и опоры на нее на следующих уроках
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:
- Цыпанов, Е.А. Коми кыв. Самоучитель коми языка / Е.А.Цыпанов. – Сыктывкар, 1992.
- Моторина, Л. Медводдза воськов (Первый шаг): Учебное пособие / Л.А.Моторина. – Сыктывкар, 2005. – С. 10-13, 24-27.
- Дружинина, Т.Е. Коми кыв: Электронный учебник – самоучитель коми языка / Т.Е. Дружинина. – Сыктывкар, 2008.- Урок 3.
- Безносикова, Л.М., Забоева, Н.К., Коснырева, Р.И. Коми-роч кывчукöр. /Л.М. Безносикова, Н.К.Забоева, Р.И.Коснырева. – Сыктывкар, 2005.
- Безносикова, Л.М., Забоева, Н.К., Коснырева, Р.И. Русско-коми словарь. /Л.М. Безносикова, Н.К.Забоева, Р.И.Коснырева. – Сыктывкар, 2005.