Тема 19. Модели платежеспособности государства по внешнему долгу

Платежеспособность в наиболее общем смысле означает способность расплачиваться по долгам, не прибегая бесконечно к новым заимствованиям. С этой точки зрения можно говорить о платежеспособности государства по внешнему или внутреннему долгу, если оно обладает ликвидными ресурсами, достаточными для обслуживания накопленного на данный момент долга. Актуальность проблемы государственного долга зависит от величины накопленного долга. Начиная с некоторого уровня долгового бремени поддержание платежеспособностистановится специальной задачей макроэкономической политики. Накопленный долг в соответствии с традиционным взглядом рассматривается как бремя для национальной экономики, которое приводит к сдерживанию экономического роста и снижению благосостояния.

В этих условиях страна заинтересована в максимальном снижении долга, что может привести к дефолту перед внешними или внутренними кредиторами.
Однако по ряду причин, из которых главной является поддержание репутации в мире и доверия своих граждан, государство, как правило, выплачивает долги, а не отказывается от них.
Теория платежеспособности изучает ресурсные возможности страны по выплате долга, отвечает на вопрос, какой должна быть государственная политика, чтобы избежать кризиса, связанного с неограниченным возрастанием государственного долга и невозможностью государства расплатиться по нему

В отношении внешнего долга следует различать платежеспособностьгосударственного сектора и страны в целом. В первом случае оценивается способность государственного сектора платить по внешнему или общему долгу, включая внутренний. Во втором — платежеспособность по внешнему долгу как государственного сектора, так и частных заемщиков (например, коммерческих банков и предприятий). На платежеспособность государственного сектора приходится подавляющая часть внешнего долга, что характерно, например, для России.

Внешняя задолженность государства обладает специфическими особенностями, отличающими ее от внутреннего долга. Внутренний долг, или долг государства перед своими же гражданами, означает внутренний трансферт между ними в пределах своей страны. Внешний же долг является чистым бременем для экономики, так как выплачивается иностранцам и поэтому может рассматриваться как чистый трансферт из страны (внешний трансферт). Кроме того, внешний долг не может быть погашен с помощью денежного финансирования, так как исчисляется в иностранной валюте. Это устраняет стимул к использованию эмиссионного способа погашения долга.

С точки зрения теории в наиболее общем смысле источником выплат по долгу является ВВП страны, исчисляемый в национальной валюте. Входящие в ВВП доходы страны от международной деятельности, выраженные в показателе чистого экспорта (сальдо торгового баланса), и внутренние доходы страны представляют собой источники поступлений в государственный бюджет. Выплаты как по внешнему, так и по внутреннему долгу происходят в действительности из первичного профицита бюджета. Однако потенциальным ресурсом для покрытия внешней задолженности является положительное сальдо счета текущих операций. Если не брать в расчет международную помощь, чистые трансферты из-за границы и доходы от собственности за рубежом, то положительное сальдо торгового баланса является единственным источником выплат по внешнему долгу. Сальдо торгового баланса — разность между стоимостью экспорта и импорта. Положительное сальдо торгового баланса означает превышение экспорта над импортом (страна больше продаёт, чем покупает).

Тема 20. Макроэкономическая нестабильность: инфляционные процессы

Макроэкономическая нестабильность - это прежде всего колебания экономической активности (экономические циклы), появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса.

Одной из форм проявления макроэкономической нестабильности является - инфляция. Инфляция представляет собой всеобщий рост цен на товары и услуги и снижение реальной стоимости денег (обесценивание). Инфляция порождается диспропорциями между спросом и предложением, накоплением и потреблением, государственными доходами и расходами. Социально-экономические последствия инфляции провоцируют дальнейший рост цен. Различают внутренние и внешние факторы (причины) инфляции. Внутренние:

 Дефицит госбюджета, (если он покрывается гос займами и дополнительной эмиссией денег; высокие госрасходы, особенно военные, социальные расходы).

 Инфляционные ожидания населения, которые вынуждают людей покупать товары сверх своих текущих потребностей, т.е. население стремиться избавиться от «лишних» денег; порождаемы таким поведением ажиотажный спрос стимулирует рост цен.

 Кредитная экспансия – ( расширение масштабов банковского кредитования сверх потребностей народного хозяйства, что вызывает эмиссию безналичных денег).

 чрезмерные инвестиции в отдельные отрасли экономики, например в сельское хозяйство, не дающие должного экономического эффекта;

Внешние:

 рост цен на внешних рынках на внутренние товарные цены; «импортируемая» инфляция.

 Падение курса национальной валюты, что влечёт рост цен на импортные товары на внутреннем рынке

мировые экономические кризисы; состояние платежного баланса страны, ее валютная и внешнеторговая политика

Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами: инфляцией спроса (инфляцией покупателей) и инфляцией издержек (инфляцией продавцов).

Инфляция спроса порождается избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Избыток денег образуется при дефиците товаров. Такая ситуация на внутреннем рынке нашей страны наблюдалась в 70-х–80-х гг.

Это другой вид инфляции – инфляция издержек. Механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки.

Возможны два исходных момента:

а) издержки начинают расти в результате повышения заработков и удорожания сырья и топлива;

б) производители повышают цены, используя свое монополистическое положение или создавая его путем сговора.

В отличие от инфляции спроса инфляция издержек обладает некоторыми предпосылками к самопогашению. Повышение цен в результате роста издержек ведет к сокращению производства, а это неизбежно сопровождается обострением конкуренции, поиском средств, направляемых на рационализацию производства, снижение производственных и трансакционных издержек.

Сочетание инфляционных процессов с одновременным спадом производства называется стагфляцией.

Гос-во, проводя антиинфляционную политику, ставит задачу сделать инфляцию контролируемой и умеренной. Антиинфл-ая политика включает меры долгосрочного (стратегия) и краткосрочного (тактика) ха-ра. Отсюда выделяют антиинфл-ую стратегию и тактику. Антиинфл-ая стратегия включает:уменьшение инфляционных ожиданий, в частности ценовых; меры по сокращению бюджетного дефицита ( расходов гос-ва) и использование неинфляционных источников покрытия дефицита госбюджета; установление жёстких ограничений на прирост денежной массы; защита национ. эк-ки от внешних инфляционных воздействий (методы по регулированию платёжного баланса и валютного курса). Антиифл-ая тактика включает:  текущего платёжеспособного спроса населения на основе  ставок % по вкладам в банк; политика доходов – замораживание роста доходов населения (контроль над ценами и зарплатой); проведение жёсткой кредитно-денежной политики – политика дорогих денег; политика валютного курса – стабилизация обменного курса национальной валюты; отказ от практики предоставления кредитов убыточным предприятиям гос. сектора.

Любая антиинфляционная политика, проводимая правительством, борется с инфляцией и предотвращает рост цен, но, с другой стороны, с неизбежностью ведет к экономическому кризису. Платой за снижение темпов инфляции является падение объемов производства.

Наши рекомендации