Логистический подход к инвестиционному и инфраструктурному обеспечению развития восточного полигона в современных условиях
Резер А.В., д.э.н., доцент
Бахарев Е.В.
Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы развития Восточного Полигона с позиций логистического подхода к управлению инвестиционным и инфраструктурным обеспечением железнодорожного транспорта.
Ключевые слова
Логистика, инфраструктура, инвестиционное обеспечение, железнодорожный транспорт, Восточный полигон.
Совершенствование механизма управления инвестиционной деятельностью в направлении сбалансированности стратегических целей развития компании и инвестиционных программ, обоснование их проектного содержания и ресурсного обеспечения являются актуальными и представляют серьезную значимость для поддержания устойчивого экономического и финансового развития железнодорожного транспорта. Современный подход к совершенствованию механизма управления инвестиционной деятельностью транспортной компании с позиций логистики (логистического подхода).
В условиях развивающейся рыночной экономики и реформирования железнодорожного транспорта эффективность движения материальных и денежных, информационных и транспортных потоков достигается, главным образом, в результате улучшения их финансового обслуживания. Методическое обеспечение эффективной деятельности логистики потоков денежных средств или финансовой логистики в транспортной компании содержит ряд положений, которые отличаются от традиционных подходов к организации деятельности предприятий (компаний). В первую очередь это касается новых подходов к рассмотрению финансово-экономических вопросов, которые должны учитывать логистическую природу организации и управления транспортной компанией, что также должно отражаться в параллельной структуре финансового обеспечения. Таким образом, финансовое обеспечение деятельности железнодорожной компании должно рассматриваться в контексте формируемых потоков денежных средств. При этом потоки денежных средств должны отражать требования к обеспечению денежными средствами (финансовыми ресурсами) соответствующих материальных логистических потоков, формирующих операционную и инвестиционную стороны деятельности железнодорожной компании [2].
Логистический подход предполагает особый взгляд на процессы управления, что и определяет его успех в достижении поставленной цели. Подобный взгляд или концепция логистики, опирается на ряд принципов, учет которых необходим для реализации логистических идей в процессе управления производством и распределением в целом, и управлением инвестиционным и инфраструктурным обеспечением развитием. Среди этих принципов следует выделить следующие [3]:
1. Принцип системного подхода – при рассмотрении логистической цепи необходимо руководствоваться интересами, которым служит вся цепь в конечном итоге, а не интересы и запросы отдельных звеньев или разделов цепи. В частности, отдельные технологические и технические вопросы и попытки их решения не должны восприниматься вопреки интересам всей системы; в том числе предлагаемые решения не должны решать лишь проблемы отдельных подсистем, если они при этом не способствуют повышению эффективности всей системы.
2. Учет логистических издержек на всех звеньях логистической системы – попытки эффективной организации управления логистической системы сталкиваются с изменением издержек, понесенной системой, как в абсолютном выражении в отдельных ее звеньях, так и в относительном перераспределении издержек из одной ее части в другую.
3. Всеобщее управление качеством – этот принцип требует обращать внимание не только на повышение качества и его поддержание в рамках одной компании, но и на его рост в компаниях-смежниках и поставщиках.
4. Гуманизация технологических процессов и создание современных условий труда – обеспечение эффективности производства и распределения продукции (услуг) в современных условиях повышенной конкуренции и требований со стороны конечных потребителей требует применения современных технологий, что невозможно без квалифицированного и дисциплинированного персонала. Обеспечение компании подобной рабочей силой требует повышенного внимания к вопросам организации комфортных условий труда, а также возможностей карьерного и профессионального роста.
5. Развитие логистического сервиса – немаловажной составной частью стратегии повышения эффективности современного компании в условиях высокой конкуренции является возможность выделения в глазах конечных потребителей за счет построения собственного бренда.
6. Обеспечение способности логистической системы к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды: оставленные сами по себе требования эффективной организации производства и распределения часто ведут к «хрупким» системам, заточенным под один вид продукции (или один, наперед заданный ассортимент) продукции, но быстро разваливающимся при необходимости серьезных изменений в планах. В современных условиях быстрого научно-технического прогресса, экономического роста и значительного уровня конкуренции во многих сферах экономики подобные системы могут быстро изжить себя и оказаться наихудшим выбором в деле обеспечения реальной эффективности хозяйственной деятельности. Поэтому достижение эффективности логистического процесса никогда не должно упускать из вида факт вариабельности окружающей среды, требующей определенной степени адаптивности самой логистической системы, допускающей достаточно безболезненный процесс подстраивания под неизбежные изменения, диктуемые конкурентами, конечными пользователями и другими факторами окружающей среды. Нахождение должного компромисса между требованиями (узкой) эффективности, основанной на текущей обстановке, выбранном ассортименте продукции и уровне качества, с одной стороны, и возможностями успешной адаптации к изменениям окружающей среды, с другой стороны, – серьезная проблема, от успешности решения которой зависит достижение конечной цели логистического подхода к обеспечению успешного функционирования того или иного компании.
Таким образом, логистический подход к организации управления процессам производства и распределения продукции современной транспортной компании предлагает рациональные основы для повышения эффективности и качества производственной деятельности.
К ключевым проблемам в сфере железнодорожного транспорта относятся необходимость обновления основных фондов, ускоренное развитие инфраструктуры, особенно, в регионах, развитие пропускных способностей железнодорожных линий, а также повышение уровня как транспортной, так и экономической безопасности.
В соответствии со Транспортной стратегией РФ до 2030 года (далее – Стратегия), а также «Белой Книгой» РЖД были сформированы задачи по повышению эффективности функционирования всех составляющих транспортной системы. Некоторые из них, а именно, увеличение инвестиционного потенциала железнодорожного транспорта, его интеграция в международные транспортные системы должны сыграть огромную роль в обеспечении транспортной целостности и национальной экономической безопасности России [5].
ОАО «РЖД» в настоящий момент осуществляет ряд мероприятий, направленных на модернизацию железнодорожной инфраструктуры международных транспортных коридоров (МТК). Они обусловлены необходимостью повышения конкурентоспособности отечественных железных дорог и интеграции в глобальную транспортную систему. Одним из направлений МТК является коридор «Восток-Запад», который позволяет получать прямой доступ к портам и пограничным переходам, расположенным в Восточной Сибири и Дальнем Востоке России, по границе с Китаем, Монголией и возможностью транспортировки грузов в Японию.
Одним из приоритетных направлений деятельности остается развитие Восточного полигона, программу развития которого в ближайшее время, скорее всего, будет пересмотрена на период до 2020 года. Несмотря на нестабильность и неопределенность в экономике на Дальнем Востоке обеспечивается стабильный рост перевозок. В частности, за первое полугодие 2015 года произошло увеличение почти на 90% объема транзитных контейнерных перевозок по Транссибу в сообщении с Китаем. При этом за аналогичный период 2014 года данный показатель достиг 98%, что соответствует 55 тысячам контейнеров.
В 2016 году ОАО «РЖД» планирует довести объем инвестиций в развитие Восточно-Сибирской железной дороги до 60 млрд. рублей, что почти вдвое превышает показатели прошлых лет. Основная их часть будет направлена на реконструкцию и модернизацию Транссиба и БАМа.
Осуществление мероприятий по ремонту и обновлению объектов инфраструктуры потребует, в соответствии с данной программой, финансирования в объеме 562 млрд. рублей. Предполагается, что порядка 53% от общей суммы будет профинансировано за счет средств ОАО «РЖД».
На развитие и модернизацию инфраструктуры Транссиба и БАМа в 2015 году планировалось направить порядка 21,5 млрд. рублей средств федерального бюджета, однако эта цифра была пересмотрена в сторону уменьшения и составила 16,85 млрд. рублей. С учетом роста эксплуатационных затрат и подорожания закупаемых ОАО «РЖД» материалов в среднем на 60% можно предположить, что произойдет дальнейшее снижение эффективности инвестиций.
Стратегией развития холдинга РЖД до 2030 года предусмотрены риски, связанные с недостижением заявленных показателей экономической и финансовой деятельности. Это, в частности, качественные параметров работы инфраструктуры, снижение привлекательности услуг по грузоперевозкам, а также недостаточные инвестиции в обновление и развитие инфраструктуры, за которым последует снижение темпов роста перевозок [4].
В современных условиях государству целесообразно способствовать привлечению финансирования к обновлению основных транспортных артерий Дальнего Востока, устранению «узких мест», в том числе, связанное с расширением пути и электрификацией, достижение показателей по грузообороту, связанное с переводом транспортных потоков на внутренний и Азиатско-Тихоокеанский рынок (заявленное в Транспортной Стратегии увеличение до 130 млн. т. в год по Транссибу). Установка гибкой тарифной политики также поможет привлечь инвестиции и усилить конкурентоспособность на данном направлении.
В настоящее время разработан и реализовывается комплекс мер по дальнейшему развитию и совершенствованию потенциала всей транспортной системы Восточной Сибири и Дальнего Востока. Проводится ремонт и модернизация железнодорожных станций на границах с Китаем и Монголией, контейнерных терминалов и подходов к портам, создается система логистических комплексов.
В первом полугодии 2015 года морские порты Дальневосточного бассейна увеличили грузооборот почти на 6%, до 45,4 миллиона тонн, перевалка экспортных грузов возросла на 12,7%, выросли объемы перевалки нефти и сжиженного газа.
Проект «Восточный полигон» должен увеличить пропускную способность основной транспортной магистрали России на Дальнем Востоке, развить возможности существующей транспортной инфраструктуры, увеличить грузооборот и объем перевозок. Масштабный инвестиционный проект предусматривает привлечение 245 млрд. рублей на обновление инфраструктуры и для модернизации «узких мест», снятия ограничений по скорости и весу поездов, и включает в себя проект по повышению пропускной способности с целью дальнейшего увеличения грузооборота стоимостью 317,4 млрд. рублей.
Протяженность и густота транспортной сети в различных частях РФ неодинаковы. Интересы национальной безопасности, особенно в регионах Дальнего Востока требуют повышение роли государства в управлении транспортом, объекты которого размещены на огромных территориях, пространственно разобщены, что усложняет контроль за его развитием и деятельностью [1]. С учетом потенциала и особенностей региона и специфики железнодорожной отрасли рекомендуется уделять большее внимание проблемам транспорта и логистики на железнодорожных путях и ветках примыкания к морским портам, модернизации и реконструкции важнейших участков основных железнодорожных магистралей (в том числе электрификация), а также создание условий, необходимых для реализации других крупных не менее значимых инфраструктурных проектов.
Список использованной литературы
1. Бахарев, Е.В. Оценка развития инвестиционного климата Забайкальского края как фактор повышения эффективности железнодорожной отрасли региона [Текст] / Е.В. Бахарев // Транспортное дело России. – 2015. – № 6. – С. 18-19.
2. Резер, А.В. Экономика интергрированных транспортно-логистических систем: монография [Текст] / А.В. Резер. – М.: ВИНИТИ РАН, 2016. – 240 с.
3. Еловой, И.А. Логистика [Текст]: учебно-методическое пособие / И.А. Еловой; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ, 2009. – 163 с.
4. Экономическая безопасность транспортных компаний и комплексов [Текст]: монография / под ред. Кожевникова Р.А. – М.: ВИНИТИ РАН, 2015. – 248 с.
5. Официальный сайт ОАО «Российские железные дороги» [Электронный ресурс] – Режим доступа: (http://rzd.ru).
УДК 336:658.3