Международные системы бронирования

К числу основных международных систем бронирования от­носятся Sabre, Galileo, Amadeus и Worldspan. Другие глобальные системы, такие как Gabriel, Fidelio Hotel Bank, Axess, Infini и пр., контролируют слишком малую часть рынка. Суммарно на них приходится менее 10% бронирований. Рассмотрим функцио­нальные возможности некоторых вышеперечисленных зарубеж­ных систем бронирования и резервирования.

Система бронирования Amadeus — одна из самых популярных в мире и, безусловно, лидер на европейском рынке. По некото­рым показателям, таким как количество использующих систему туристских агентств или количество терминалов, она занимает первое место в мире. Эта система применяется почти в 48 тыся­чах офисов туристских агентств более чем из 130 стран мира. В России к ней подключено более 200 туристских предприятий. Система предлагает своим клиентам возможность в реальном времени бронировать билеты на рейсы более чем 680 авиакомпа­ний (в том числе многих российских, например, таких как «Аэ­рофлот», «Трансаэро», «Пулковские авиалинии», «Внуковские авиалинии», «Домодедовские авиалинии» и др.), а также про­сматривать расписание рейсов более 780 авиакомпаний во всем мире. Клиентам предлагается также доступ более чем к 18 тыся­чам офисов 52 компаний по прокату автомобилей. Amadeus по­зволяет получить информацию о наличии гостиничных номе­ров, их типе, расценкам (начиная от самых низких и заканчивая самыми высокими) более чем для 51 тысячи гостиниц во всем мире.

Клиент, обратившийся в турагентство, где используется сис­тема Amadeus, может получить полный пакет услуг, включаю­щий авиаперелет, проживание в гостинице, прокат автомобиля. Возможно также бронирование железнодорожных перевозок, Паромов и круизов в целом.

Головной офис Amadeus находится в Мадриде. Он является

Центром коммуникаций и определяет общую маркетинговую стратегию, корпоративные и финансовые направления. Центр

развития продуктов находится в Ницце (Франция). Направле­ниями его деятельности являются развитие и маркетинг продук­тов, поддержка клиентов и обслуживание базы данных. Главный компьютер, который по некоторым оценкам является самым мощным из используемых не в военных целях компьютером в Европе, находится в Эрдинге (Германия). Это самый крупный частный центр баз данных, где совершается более 2500 транзак­ций в секунду.

Туристские агентства России пользуются системой Amadeus с 1991 г. В Республике Беларусь терминалы этой системы появи­лись немного позднее. Представительство Amadeus в России с офисами в Москве и Санкт-Петербурге обеспечивает работу с Россией, Беларусью и Арменией. На Украине и в Казахстане есть свои представительства, поэтому система охватывает прак­тически всю территорию СНГ, позволяет бронировать перелеты на самолетах ряда авиакомпаний стран СНГ, а также места в гос­тиницах этих государств.

Amadeus предлагает самый обширный и полный спектр услуг в сфере путешествий и туризма, а также предоставляет полный инструментарий управления, доступный из любого места.

Amadeus Air — это система, обеспечивающая доступ в режиме реального времени к расписаниям полетов огромного количест­ва авиакомпаний, гарантирующая совершенно точную, до по­следней минуты скорректированную информацию о рейсах до любого пункта назначения, стыковках рейсов и наличии свобод­ных мест.

Amadeus Fare Quote — крупнейшая и тем не менее простая в использовании база данных по тарифам авиалиний. Вся нуж­ная информация доступна с помощью одного запроса, поэтому нет необходимости просматривать на дисплее результаты допол­нительных запросов. Имеется механизм быстрого и простого по­лучения комбинированных цен для сложных маршрутов с уче­том возможных скидок.

Amadeus Hotels предлагает точную информацию о размещении более чем в 51 тысяче отелей и гостиниц во всем мире. Дополни­тельно эта система предоставляет сведения о местонахождени гостиницы, наличии в ней свободных мест, дополнительных услу-гах и специальных расценках.

Amadeus Cars реализует возможность бронирования автомобилей в режиме реального времени в основных компаниях про-

ката в тысячах населенных пунктов многих стран мира. Можно получить информацию о специальных расценках и предложени­ях, квотах и тарифах в местной валюте.

Amadeus предлагает также информацию, охватывающую все заслуживающие внимания культурные мероприятия, происходя­щие в стране назначения, что позволяет предложить клиентам самый полный набор услуг. При работе с клиентами эта система позволяет осуществлять автоматизацию следующего набора опе­раций:

· получение и сохранение данных о клиенте («профиль за­казчика»), таких как номера контактных телефонов, пас­портные данные и пожелания по поводу предстоящего путешествия;

· автоматизированное формирование билетов и других доку­ментов для путешествия;

· немедленная выписка счета с учетом маршрута поездки;

· автоматизированные записи, электронным путем связы­вающие фирму с выбранной банковской системой.

Чтобы стать клиентом глобальной системы бронирования Amadeus, необходимо либо обратиться в офис ее ближайшего пред­ставительства в любой из стран СНГ, либо заполнить бланк заявки на сайте Amadeus (www.amadeus.ru). Программное обеспечение, не­обходимое для работы с Amadeus, предъявляет минимальные требо­вания к конфигурации подключаемого компьютера и качеству коммуникационных каналов. Существуют различные варианты подключения и оплаты, позволяющие учесть потребности и бюд­жет конкретного туристского предприятия. К услугам клиентов также штат высококвалифицированных сотрудников, которые зна­ют и понимают потребности местных рынков. Обслуживание осу­ществляется на государственном языке страны клиента, имеются система обучения и поддержки пользователей, справочная служба.

Amadeus предлагает также систему для самостоятельного бронирования и формирования тура через Интернет (www.amadeus.net). В ряду туристских ресурсов Интернета корпоративный сайт гло­бальной компьютерной системы бронирования Amadeus является одним из наиболее информационно насыщенных. Он содержит информацию об этой компании, ее программных продуктах, Учебные пособия по работе с системой, новости. В подразделе estinations приводятся полезные сведения (по получению виз,

пограничным формальностям и пр.) о более чем 300 странах мира и городах. Имеется удобная поисковая система. Узнать, какая по­года ожидает туристов в той или иной стране, городе, можно в под­разделе Weather. Сохранить деньги и избежать незапланированных расходов во время поездок помогает конвертор валют Currency Convenor, где даются не только официальные кросс-курсы валют, но и реальный средний курс обмена наличных денег в обменных пунктах, а также курс конвертации при расчете по кредитным кар­там. Переводу данных в принятые в разных странах системы еди­ниц (размеры, веса, скорости и пр.) помогают имеющиеся на сайте таблицы перевода — Conversion.

Остальные глобальные системы бронирования пока крайне слабо представлены на территории стран СНГ. Кратко охаракте­ризуем некоторые из них.

Система бронирования Worldspan.Считается самой динамично развивающейся компьютерной системой бронирования в мире. Условия пользования стационарной версией Worldspan очень схо­жи с принципами работы Amadeus. Существует возможность под­ключения к системе нескольких офисных компьютеров через один модем. Таким образом, занимается всего один телефонный номер, что весьма важно при общей для всех агентов проблеме дефицита телефонных линий. Программное обеспечение систе­мы Worldspan дает все преимущества работы в среде Windows — возможность создания дружественно настраиваемого интерфейса, многооконность и пр. Дополнительные утилиты предназначены для доступа к конфиденциальным тарифам авиакомпаний и оте­лей. Предусмотрена автоматическая калькуляция тура с учетом бронирования и налогов, а также поиск по заданным датам сты­ковки маршрута с учетом оптимальной цены и реального нали­чия мест. С другой информацией о системе Worldspan можно оз­накомиться на ее сайте www.worldspan.com.

Система бронирования Sabre(www.sabre.com) максимальное распространение получила на территории государств Северной Америки. Среди особенностей этой системы можно назвать:

· наличие информации об услугах Всемирной ассоциации туристских агентств по предоставлению переводчиков, но­сильщиков, автомобилей, гидов, бронированию гостиниц и посещения театров, организации экскурсий и т.д.;

· информирование о погоде;

· информирование о валютах и курсе обмена в гостиницах, особенностях аэропортов в различных государствах мира;

· упрощенный поиск самых низких цен за перелет с помо­щью запроса по критериям. Система позволяет автомати­чески перебирать все рейсы по датам в поиске наиболее низких цен (многие авиакомпании с приближением даты вылета рейса снижают цены, чтобы заполнить остающиеся места);

· наличие программы по бронированию мест на железных дорогах, автобусах и пассажирских судах;

· осуществление дальнейшей автоматизации туристского об­служивания с демонстрацией на дисплее географических карт, фотоснимков мест отдыха, гостиниц и достопримеча­тельностей с использованием примерно 150 критериев для выбора нужного клиенту размещения.

12.4. Интернет/интранет-технологии в туризме

Прежде чем говорить о специфике использования Интер­нет/интранет-технологии на предприятиях туризма, необходимо кратко пояснить некоторые основные понятия. Первое из них — сеть Интернет. Одним из первых относительно строгое определе­ние Интернета с технической точки зрения дал John S. Quarterman в книге «The Matrix: Computer Networks and Conferencing Systems Worldwide» (Digital Press, 1990): «Интернет —метасеть, состоящая из многих сетей, которые работают согласно протоколам семейст­ва TCP/IP... объединены через шлюзы, используют единое адрес­ное пространство и пространство имен». Протокол IP отвечает за адресацию сетевых узлов, а протокол TCP обеспечивает доставку общений по нужному адресу (т.е. контролирует установление надежного соединения между двумя машинами, выбирает оптимальный размер пакета передаваемых данных и осуществляет повторную пересылку информации в случае сбоя).

Уникальные номера, которые применяются для идентифика-компьютеров в Интернете, называются IP-адресами. IP-адрес

состоит из четырех чисел (каждое по величине не более 255 в де­сятичной системе счисления), отделенных друг от друга точка­ми. Например, 192.67.113.33. Крайнее слева число обозначает крупную сеть; числа, которые стоят правее, указывают на более мелкие участки внутри этой крупной сети, и так до тех пор, пока мы не попадем на конкретный компьютер. Такая адресация дос­таточно неудобна с точки зрения пользователя, поэтому сущест­вует параллельная система адресов, называемая доменной. Си­стема доменных имен (DNS), описывающая компьютеры и орга­низации, в которых они установлены, также имеет иерархическую структуру, но устроена зеркально по отношению к цифровой IP-адресации. Если в IP-адресе наиболее общая информация указана слева, то в доменных именах она стоит справа. Домен­ные имена различных уровней отделяются друг от друга точками. Вообще же под понятием «домен» можно понимать совокупность компьютеров в составе сети (хостов), объединенных каким-либо общим признаком: например находящихся в одном государстве, принадлежащих одной фирме и т.п. Многие сокращения в до­менных именах общеизвестны: com — коммерческие домены, edu — образовательные организации, gov — правительственные организации, mil — военные организации, net — организации, управляющие сетями, org — другие организации. Часто по до­менному имени можно установить принадлежность компьютера к тому или иному государству. Например, by — Беларусь, ru-Россия, us — США, it — Италия, de — Германия. Обычно для та­ких доменных имен первого уровня имена второго уровня ука­зывают на город (msk — Москва; spb — Санкт-Петербург).

При попытке пользователя установить связь с каким-либо абонентом сети Интернет его компьютер обращается к так назы­ваемому серверу имен своего домена — компьютеру, отвечающе­му за распределение имен внутри этого домена, тот, в случае не­обходимости (при отсутствии информации о требуемом доменном имени), — к серверу имен следующего вышестоящего домена, и так до тех пор, пока не будет получен окончательный IР-адрес требуемого хоста. IP-адрес всегда является первичным, все компьютеры работают только с этой системой адресации. Когда пользователь указывает конкретный компьютер с помощью доменного имени, сервер имен, отвечающий за соответствующую

область адресов (домен), переводит это имя в IP-адрес. Таким образом, можно сделать вывод, что DNS представляет собой распределенную базу данных, размещенную на множестве ком­пьютеров — серверов доменной системы имен.

Каждый объект в Интернете имеет свой уникальный иденти­фикатор — универсальный указатель ресурса, URL (Uniform Resource locator). URL включает в себя метод доступа к ресурсу (http, gopher, ftp и др.), сетевой адрес ресурса (имя хоста и домена), пол­ный путь к файлу на сервере, иногда может использоваться номер порта (дополнительный параметр, о необходимости указания ко­торого пользователю обычно сообщает администратор сети или провайдер).

В общем виде формат URL можно представить следующим образом:

· метод доступа://сетевой адрес компьютера/:nopm /путь/ имя файла.

Метод доступа имеет одно из следующих значений: file — файл в локальной системе либо на ftp-сервере; ftp — файл на ftp-сервере; http — файл на WWW-сервере; gopher — файл на Gopher-сервере; WAIS — файл на WAIS-сервере; news — группа новостей телеконференции Usenet; telnet — доступ к ресурсам другого компьютера. Параметр сетевой адрес компьютера указы­вает доменный (или IP) адрес компьютера, содержащего данный ресурс, в сети Интернет; порт — параметр, который требуется указывать в случае необходимости, например, если сервер, с ко­торым устанавливается связь, использует для доступа к ресурсам номер порта, отличный от принятого по умолчанию для выбран­ного метода доступа (обычно такая необходимость возникает в случае работы через прокси-сервер локальной сети — специаль­ную программу защиты сети от внешней атаки); путь/имя фай­ла — полное имя файла.

Сеть интранет можно определить как реализацию служб, аналогичных службам Интернета, но на базе локальной сети для обмена информацией между пользователями внутри этой сети. В настоящее время такой подход чрезвычайно популярен при формировании корпоративных сетей различного масштаба. При этом возможна организация эффективно функционирующейинформационной системы на основе имеющейся инфра-

424

структуры и широко распространенных средств Интернета (про­токолов семейства TCP/IP, WWW-технологий). К достоинствам корпоративной интранет-сети можно отнести:

· сравнительно низкие затраты на ее организацию и обслу­живание; возможность реализации на различной технической базе,

· в том числе и неоднородной;

· упрощение доступа к различной информации для широко­го круга сотрудников;

· ускорение доступа к удаленным подразделениям;

· возможность разграничения доступа к информации для различных групп пользователей;

· единообразие пользовательского интерфейса;

· снижение временных затрат на установку и настройку про­граммного обеспечения;

· возможность совместного использования информацион­ных ресурсов системы и программного обеспечения;

· возможность немедленной интеграции с другими сетями (на базе ТСРДР-протокола);

· готовность к подключению к Интернету;

· снижение затрат на лицензирование ПО и сопровождаю­щую документацию;

· ускорение процесса создания документов (с одновремен­ным снижением стоимости их разработки);

· простоту организации электронных архивов;

· возможность использования мультимедиа-технологий при организации взаимодействия между пользователями в со­ставе сети (теле- и видеоконференции, селекторные сове­щания и пр.).

Выбор средств для организации интранет-сети зависит от имеющейся базы (технического и программного обеспечения, используемой локальной сети). Возможна реализация интранета на базе единственного протокола — TCP/IP, но могут существо­вать и многопротокольные сети (например, с использованием стеков протоколов IPX/SPX, NetBEUI и др.). Важную роль игра­ет и выбор клиентского программного обеспечения: оно должно быть универсальным, поддерживать все требуемые виды сервиса (Web-технологии, электронную почту, службы FTP, мультиме­диа-приложения).

Доступ к сети Интернет предоставляется так называемыми провайдерами интернет-услуг (ISP, Internet Service Provider). Чтобы получить доступ к Интернету, достаточно подключить свой компьютер к компьютеру провайдера. Подобное соедине­ние может существовать на базе постоянно действующего кана­ла связи (кабельной линии либо выделенной телефонной линии с постоянно работающей пары модемов) либо устанавливаться лишь на некоторое время, например, при помощи коммутируе­мого телефонного соединения.

Перечислим основные возможности, которые дает турист­скому предприятию подключение к Интернету:

· организация виртуального офиса;

· продажа своих услуг в режиме онлайн;

· быстрый и удобный доступ к различным справочным мате­риалам (каталогам, справочникам, энциклопедиям и др.);

· работа с клиентами из территориально отдаленных регионов;

· доступ к удобной и дешевой системе коммуникаций (элек­тронная почта, цифровая телефонная связь, видеотелефон и т.д.);

· бронирование номеров в отелях и билетов при помощи Интернета;

· реализация эффективной рекламы;

· проведение маркетинговых исследований в сети;

· участие в электронных ярмарках, выставках, биржах, аук­ционах и др.;

· безналичные дистанционные взаиморасчеты;

· работа в оперативном режиме 24 часа в сутки, 365 дней в году и др.;

· использование электронных баз данных с информацией по странам и направлениям, получение оперативного прогно­за погоды в различных странах мира, расписания движения различных видов транспорта;

· получение оперативной информации по тарифам и ценам для отелей, ресторанов, различных перевозчиков и другим туристским услугам;

· поиск партнеров;

· анализ эффективности принятой рекламной стратегии и др.

Основными областями применения и возможности Интер­нета для рядового потребителя туристского продукта являются следующие:

· пользование услугами любого туристического предприятия, в том числе и территориально удаленного, представляюще­го страну, в которую хотел бы направиться клиент;

· ознакомление с предложениями большинства туристских фирм, не выходя из дома;

· просмотр расписания движения различных транспортных средств, расценок на билеты, планирование своего мар­шрута;

· бронирование билетов на транспортные средства;

· выбор отеля в нужной стране, заблаговременное брониро­вание номера;

· приобретение необходимого товара;

· заказ экскурсии либо сопровождения;

· оплата товаров и услуг;

· ознакомление с информацией о странах, прогнозом пого­ды для любой точки земного шара;

· использование поисковых механизмов сети Интернет;

· использование электронной почты.

Важнейшим элементом бизнеса для многих туристских пред­приятий стало создание корпоративного сайта и размещение его в Интернете. Это дает возможность задействовать огромную ау­диторию пользователей.

В Интернете представлены различные категории сайтов, имеющих отношение к сфере туризма. Можно предложить сле­дующую их классификацию:

· поисковые системы и порталы общего назначения с разде­лами, посвященными туризму;

· специальные туристские сайты и порталы; » сайты туроператоров;

· сайты турагентов;

· сайты региональных туристских организаций;

· глобальные системы бронирования;

· сайты транспортных компаний;

· сайты объектов размещения;

· личные страницы.

Кратко охарактеризуем перечисленные категории сайтов.

Поисковые системы Интернета позволяют воспользоваться собственными базами данных для поиска информации в соот­ветствии с запросом пользователя. Поисковые средства различа­ются по принципу функционирования и степени охвата инфор­мационных ресурсов, но преследуют одну цель — «облегчить жизнь» простого пользователя. Каждая из подобных систем представляет собой базу данных, информация в которой индексирована по набору ключевых слов. Пользователь, установив связь с подобной системой, может сформировать согласно опре­деленным правилам запрос, содержащий необходимые ключе­вые слова, и получить информацию о ссылках, присутствующих в базе данных системы. Как правило, информация, которую воз­вращает система, ранжирована по степени соответствия запросу клиента. Основная масса поисковых систем предоставляет ин­формацию бесплатно, хотя существуют и коммерческие проекты. В качестве примеров поисковых систем, имеющих разделы, по­священные туризму, можно привести Yahoo! (www.yahoo.com), Lycos (www.lycos.com), Excite (www.excite.com). Крупнейшие по­исковые системы поддерживают запросы на различных языках, однако представляется очевидным, что информацию о сайтах на русском языке преимущественно предоставляют российские по­исковые системы, такие как Rambler (www.rambler.ru) и Япдех (www.yandex.ru). Окно браузера при работе с разделом «Путеше­ствия и туризм» на сайте Lycos представлено на рис. 12.1.

Специальные туристские сайты и порталы собирают инфор­мацию о предлагаемых на рынке туристских продуктах, осуще­ствляют информационную поддержку потребителей, являются посредниками при реализации услуг туристских предприятий, транспортных компаний, гостиниц и отелей, глобальных систем бронирования. Среди наиболее популярных русскоязычных ре­сурсов можно назвать сайты «100 дорог» (www.tours.ru), Travel.Ru (www.travel.ru), «Туристический маяк» (www.mayakinfo.ru). В каче­стве примера зарубежных ресурсов можно привести TRAVEL.NET (www.travel.net). Сайт содержит данные практически о всех странах мира. Для каждой страны приводятся сведения об истории, культуре, денежной системе, визовых требованиях, основных Достопримечательностях. Кроме того, размещены карты, полез­ные адреса (посольств, гостиниц, ресторанов и т.д.).

Международные системы бронирования - student2.ru

Не существует принципиальных различий между корпора­тивными сайтами туроператоров и турагентов. В общем случае подобный сайт позволяет осуществлять рекламу предприятия, оперативно знакомить клиентов с новыми предложениями, про­водить продажи своих услуг в интерактивном режиме и решать многие другие важные задачи. Выделяют сайты-визитки, сай­ты-витрины , интернет-магазины.

Сайт-визитка — самый примитивный вид сайта. Она содер­жит только контактную информацию и позволяет лишь обозна­чить присутствие предприятия в сети Интернет. Эта категория сайтов является наиболее дешевой и практически не требует дальнейшей поддержки.

Сайт-витрина представляет собой логическое расширение сайта-визитки. На нее просто выкладывается вся необходимая информация о текущих предложениях, которая по мере надоб­ности обновляется. При этом, разумеется, могут использоваться

все возможности гипертекстового интерфейса и мультимедиа-технологий. Заказ товара осуществляется традиционным пу­тем — по телефону или факсу, возможен вариант использования электронной почты. Таким образом, сайт-витрина реализует только рекламные функции. Интегрированность с остальными бизнес-процессами практически отсутствует. Затраты на создание и администрирование сайта-витрины невелики (до нескольких сот долларов).

Интернет-магазин, кроме функций, осуществляемых сай­том-витриной, принимает заказы на товары или услуги, переда­вая их затем менеджеру в интерактивном либо пакетном режиме. Клиент такого магазина, как правило, осуществляет заказ товара путем заполнения специальной электронной формы, автомати­чески передаваемой затем в базу данных заказов. Дальнейшая обработка заказа производится по обычной для компании схеме, автоматически либо вручную. Затраты на создание подобных сайтов достигают нескольких тысяч долларов (а в некоторых случаях — даже значительно выше).

Сайты туроператоров могут также иметь подсистемы для взаимодействия с турагентами.

Создав корпоративный сайт, предприятие должно решить во­прос хостинга (размещения сайта на одном из серверов сети Ин­тернет). Крупные предприятия могут иметь собственный сервер. Фирмы, для которых расходы на содержание собственного серве­ра слишком велики, могут разместить свой сайт, например, на сайте провайдера. После этого осуществляется «раскрутка» сайта, для чего его необходимо зарегистрировать в различных поисковых системах и рейтингах, использовать различные технологии интер­нет-рекламы (списки рассылки, баннеры и пр.). Подробнее с техно­логиями интернет-рекламы можно ознакомиться в специальной литературе.

Существуют туристские предприятия, осуществляющие свою деятельность исключительно в Интернете. Крупнейшим из них является Expedia (www.expedia.com). К его сайту ежемесячно об­ращается свыше 16 млн пользователей. Если судить по количест­ву обращений и по предоставляемым сервисным функциям, Данный ресурс скорее можно отнести к туристским порталам. Однако он создавался фирмой Microsoft именно в качестве

интернет-магазина. Данный сайт позволяет индивидуальному туристу полностью организовать свое путешествие, включая бронирование отелей, перелетов, трансферов, страховок и экс­курсионной программы.

Сайты региональных туристских организаций осуществляют информационную поддержку въездного туризма для отдельных государств либо территорий. Каждая страна имеет подобный официальный сайт, а также неограниченное количество сайтов, посвященных отдельным географическим областям, городам и пр. Подобные ресурсы предоставляют данные о достопримечатель­ностях, транспорте, погоде, курсах валют, отелях, региональных информационных центрах и туристских бюро. Обычно можно за­бронировать номер в отеле, экскурсионную программу, билеты на различные виды транспорта.

Ресурсы сайтов глобальных систем бронирования предостав­ляют услуги как туристским предприятиям, так и отдельным пользователям. Например, система Sabre предлагает свою вер­сию на сайте www.travelocity.com. Он включает 3 основных раз­дела (информационный, заказ билетов, электронный магазин туристских товаров) и в первую очередь рассчитан на владель­цев домашних компьютеров, предпочитающих самостоятельно организовывать свой отдых.

Сайты транспортных компаний предоставляют данные о рас­писании движения транспортных средств, стоимости билетов и на­личии свободных мест. Как правило, необходимый билет можно забронировать и оплатить, используя интернет-технологии. В Ин­тернете представлены железнодорожные и авиакомпании, пред­приятия, занимающиеся автобусными перевозками. В качестве примеров приведем испанскую «Renfe», российский «Аэрофлот», европейскую систему автобусных перевозок «EuroLines».

К сайтам объектов размещения относятся в первую очередь сайты гостиниц и отелей. В Интернете могут быть представлены как отдельные гостиницы (например, сочинская Рэдиссон-Лазурная — www.radison.ru), так и гостиничные цепи (такие как «Marriott» — www.marriott.com). На сайтах отелей можно ознако­миться с информацией о номерах, тарифами и расценками на до­полнительные услуги, забронировать и оплатить номер в режиме онлайн. Современные мультимедиа-приложения позволяют ви­деть не только традиционные изображения интерьеров номеров

и апартаментов, но и совершать настоящие виртуальные путеше­ствия по гостиницам.

Существуют также ресурсы, посвященные исключительно бронированию гостиниц и отелей, содержащие базы данных как по отдельным регионам, так и по всем регионам мира. Привлечь потребителя им позволяют специальные системы скидок и до­полнительные виды сервиса. В качестве примера подобной си­стемы можно привести CNNHotels (www.cnnhotels.com) — тури­стский сервер одной из крупнейших в мире телевизионных ком­паний CNN. Раздел располагает информацией о многочисленных отелях во всех странах мира. По каждому отелю приводятся фо­тографии, адресные данные, перечень услуг, цены на проживание. Заполнив карточку заказа, можно зарезервировать номер. Под­тверждение бронирования поступает на электронный адрес за­казчика в течение суток.

Личные страницы могут быть созданы любым пользователем сети Интернет и содержать размещенную автором информацию о странах, маршрутах, отзывы о работе туристских фирм, реко­мендации путешественникам и любые другие данные. Возможна поддержка списков рассылки, телеконференций, чатов. Могут предоставляться и какие-либо платные услуги.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие уровни можно выделить при описании схемы использова­ния современных информационных технологий на туристском пред­приятии? Какие задачи решаются на внутрикорпоративном уровне?

2. Какие технологии относятся к разряду интерактивных при взаи­модействии с внешними потребителями и клиентами?

3. Каким образом можно классифицировать технические средства, используемые в современном офисе туристского предприятия?

4. Какие дополнительные устройства могут применяться на турист­ском предприятии?

5. Какие стадии существования проходит электронный документ?

6. Составьте перечень прикладного программного обеспечения, ко­торое необходимо приобрести открывающейся туристской фирме. Обос­нуйте свою позицию.

7. Какое специализированное прикладное программное обеспече­ние для туристской фирмы вам известно?

8. Может ли обычный потребитель воспользоваться услугами систе­мы Amadeus? Что необходимо для того, чтобы стать ее участником?

9. Какие дополнительные возможности возникают при подключе­нии к международным системам бронирования?

10. Какой вид подключения к сети Интернет и доступа к электрон­ной почте будет оптимальным для малого туристского предприятия, не­давно начавшего свою деятельность?

11. Какие основные возможности для туристского бизнеса предос­тавляет Интернет?

12. Что необходимо для подключения туристского предприятия к Интернету?

13. Что такое интранет-технологии?

14. Что понимают под реализацией товаров и услуг онлайн?

15. Каким образом можно классифицировать сайты, имеющие отно­шение к туризму?

Литература

Автоматизированные информационные технологии в экономике / Под ред. Г.А. Титоренко. М: Компьютер, ЮНИТИ, 1998.

Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. М.: ПРИОР, 1998.

Информатика / Под ред. Н.В. Макаровой. М.: Финансы и статисти­ка, 1997.

Козье Д. Электронная коммерция. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 1999.

Компьютерные системы и сети / Под ред. В.П. Косарева и Л.В. Ере­мина. М.: Финансы и статистика, 1999.

Холмогоров В. Интернет-маркетинг. СПб.: Питер, 2001.

Хэнсон У. Internet-маркетинг. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Челноков М.А. Современные информационные технологии. Мн.: БГЭУ, 1999.

Глава 13

Международный туризм

Наши рекомендации