Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства
Правовое государство устанавливает виды и меры юридической ответственности за нарушение законодательства. На усиление ответственности за нарушение законодательства, регулирующего трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения, должен быть направлен государственный надзор и контроль, а также общественный (профсоюзный) контроль. Надзор и контроль за соблюдением действующего законодательства о труде является составной частью механизма защиты трудовых прав.
Принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль, относится к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК РФ).
В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют также специально уполномоченные органы - федеральные надзоры (государственный энергетический надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью). Внутриведомственный государственный контроль в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Федеральная инспекция труда - это единая централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства на территории России. Инспекция труда действует на основании Положения "О федеральной инспекции труда"*(131), утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. Приказом Минтруда России от 29 февраля 2000 г. утверждено Положение о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации*(132). В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Правительство РФ постановило, что Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, и до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется входящей в состав Федеральной службы по труду и занятости федеральной инспекцией труда*(133).
Деятельность органов федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов проводится на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.
Основные полномочия органов федеральной инспекции труда закреплены ст. 356 ТК РФ. Эти полномочия базируются на положениях Конвенции МОТ N 81 об инспекции труда (1947), ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 г.*(134). Полномочия органов федеральной инспекции труда устанавливаются, в частности, нормами КоАП РФ*(135), Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях*(136), утв. постановлением Министерства труда РФ от 24 октября 2002 г.; Федеральным законом от 14 июля 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"*(137).
Органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:
осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечении виновных лиц к ответственности;
анализируют причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
осуществляют рассмотрение дел об административных правонарушениях;
направляют соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти;
осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, готовят предложения по их совершенствованию;
принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;
участвуют в разработке государственных стандартов по безопасности труда;
запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;
ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по восстановлению нарушенных прав;
осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства;
информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;
готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства, в установленном порядке представляют их Президенту Российской Федерации и в Правительство РФ.
Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспектора труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:
беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проведения инспекции организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности;
запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя и составлять соответствующий акт;
расследовать несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организации или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не отвечающих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд.
Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями Кодекса:
5.27 "Нарушение законодательства о труде и охране труда";
5.28 "Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения";
5.29 "Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения";
5.30 "Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения";
5.31 "Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению";
5.32 "Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах";
5.33 "Невыполнение соглашения";
5.34 "Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки";
5.44 "Сокрытие страхового случая".
Различают общие права для правовых инспекторов труда и для инспекторов по охране труда, а также специфические права лишь для инспекторов по охране труда.
Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими, и в связи с этим на них распространяются все нормы законодательства о федеральной государственной службе, в том числе и об ограничениях, обязанностях, ответственности. Обязанности государственных инспекторов труда закреплены ст. 358 ТК РФ. При осуществлении надзорно-контрольной деятельности они обязаны:
соблюдать Конституцию Российской Федерации, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц федеральной инспекции труда;
хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении полномочий;
считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
------------------------------
*(1) Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. - М., 2002. - С. 18.
*(2) Луганцев В.М. Проблемные вопросы сферы действия современного трудового права//Государство и право. - 2004. - N 5. - С. 29.
*(3) См.: Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. - М., 2001. - С. 25; Сыроватская Л.А. Трудовое право. М., 1998. - С. 44.
*(4) Снигирева И.О. Материалы конференции: "Проблемы, концепции и разработки нового Трудового кодекса РФ"//Государство и право. - 2000. N 10. - С. 62.
*(5) См.: Трудовое право: Учебник/Под ред. О.В. Смирнова. - М., 1999. - С. 21.
*(6) См.: Лушникова М.В. Правовой механизм социального партнерства в регулировании трудовых и социально-обеспечительных отношений. Автореф. докт. дисс. - М., 1997. - С. 32.
*(7) Подвысоцкий П.Т. Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по кругу лиц, во времени и в пространстве//Трудовое право. - 2004. - N 8. - С. 54.
*(8) СЗ РФ. - 1996. - N 20. - Ст. 2321; 2002. - N 12. - Ст. 1093.
*(9) СЗ РФ. - 1995. - N 50. - Ст. 4870; 1997. - N 19. - Ст. 1120; 2002. - N 12. - Ст. 1093; 2003. - N 2. - Ст. 167.
*(10) Российская газета. - 2004. - 31 июля.
*(11) См.: Трудовое право. Учебник/Под ред. О.В. Смирнова. М., 2003. - С. 9-10; Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. - М., 2002. - С. 13; Комментарий к ТК РФ/Под ред. Ю.П. Орловского. - М., 2002. - С. 3; Коршунов Ю.Н., Шеломов Б.А. и др. Трудовой кодекс РФ. Комментарий. - М., 2002. - С. 7-8.
*(12) Луганцев В.М. Указ. соч. - С. 30.
*(13) См.: Совершенствование законодательства о труде: теоретические проблемы//Журнал российского права. - 2004. - N 6. - С. 49.
*(14) Лебедев В. Взаимодействие систем трудового права и трудового законодательства//Российская юстиция. - 2003. - N 11. - С. 14.
*(15) См.: Панина А.Б. Трудовое право. - М., 1998. - С. 27.
*(16) См.: Трудовое право: Учебник/Под ред. О.В. Смирнова. - М.: ООО "ТК Велби", 2003. - С. 27.
*(17) Нуртдинова А.Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации//Трудовое право. - 2004. - N 4-5. - С. 53.
*(18) Совершенствование законодательства о труде: теоретические проблемы//Журнал российского права. - 2004. - N 6. - С. 53.
*(19) См.: Иванов С.А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Советское трудовое право: вопросы теории. - М., 1978. - С. 6.
*(20) Иванов С.А., Лившиц Р.З. Личность в советском трудовом праве. М., 1982. - С. 63.
*(21) Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 2000. - С. 295; Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. В.Г. Стрекозова. - М., 2000. - С. 184.
*(22) См.: Горохов Б.А., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Источники трудового права и источники правового регулирования общественно-трудовых отношений//Правоведение. - 2003. - N 6. - С. 30.
*(23) Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. - М., 2003. - С. 41.
*(24) Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник. - М., 1997. - С. 29.
*(25) Трудовое право России: Учебник для вузов/Отв. ред. Р.З. Лившиц и Ю.П. Орловский. - М., 1998. - С. 48.
*(26) Трудовое право: Учебник/Под ред. О.В. Смирнова. - М., 2003. - С. 52.
*(27) Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов. - М., 2003. - С. 35.
*(28) Российское трудовое право: Учебник для вузов/Отв. ред. А.Д. Зайкин. - М., 1997. - С. 28.
*(29) Гейхман В.Л., Дмитриева И.К. Трудовое право: Учебник для вузов. - М., 2002. - С. 40.
*(30) Словарь по трудовому праву/Отв. ред. Ю.П. Орловский. - М., 1998. - С. 138-139.
*(31) Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: в 2-х т. Т. 1; Историко-правовое введение. Общая часть. Коллективное трудовое право: Учебник. - М., 2003. - С. 183.
*(32) Нуртдинова А.Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации//Трудовое право. - 2004. - N 4-5. - С. 55.
*(33) Миронов В.И. Постатейный комментарий Трудового кодекса Российской Федерации//Трудовое право. - 2002. - N 7. - С. 8.
*(34) Нуртдинова А.Ф. Организация правового регулирования трудовых отношений: федеральный и региональный аспекты//Журнал российского права. - 2003. - N 7. - С. 35.
*(35) СЗ РФ. - 2000. - N 26. - Ст. 2729; 2002. - N 48. - Ст. 4737.
*(36) СЗ РФ. - 1994. - N 8. - Ст. 801.
*(37) СЗ РФ. - 1996. - N 22. - Ст. 2663.
*(38) См., например: Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2003. - N 11. - С. 12 (о порядке и условиях совмещения профессий); Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2003. - N 10. - С. 7 (о порядке оплаты временного заместительства).
*(39) Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения. - М., 1999. - С. 174-189.
*(40) Курс российского трудового права. Т. 1. - СПб., 1996. - С. 394.
*(41) Коршунова Т.Ю. Некоторые проблемы определения правосубъектности участников трудовых отношений//Трудовое право. - 2004. - N 4-5. С. 100.
*(42) СЗ РФ. - 1995. - N 21. - Ст. 1930.
*(43) СЗ РФ. - 1995. - N 48. - Ст. 4563.
*(44) СЗ РФ. - 1996. - N 3. - Ст. 148; 2002. - N 12. - Ст. 1093; N 30. Ст. 3029, 3033.
*(45) СЗ РФ. - 1995. - N 21. - Ст. 1930; 2002. - N 11. - Ст. 1018; N 12. - Ст. 1093; N 30. Ст. 3029.
*(46) Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - N 17. - Ст. 890; СЗ РФ. - 1995. N 48. - Ст. 4558; 1999. - N 18. - Ст. 2219.
*(47) СЗ РФ. - 1995. - N 48. - Ст. 4557; 2001. - N 46. - Ст. 4307.
*(48) Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. - М., 2002. С. 72.
*(49) Ведомости СНД и ВС РФ. - 1991. - N 18. - Ст. 565; СЗ РФ. - 1996. N 17. - Ст. 1915; 2002. - N 30. - Ст. 3033; 2003. - N 2. - Ст. 160,167.
*(50) СЗ РФ. - 1997. - N 17. - Ст. 2009; 1999. - N 29. - Ст. 3748; N 46. - Ст. 5573.
*(51) СЗ РФ. - 1997. - N 29. - Ст. 3533; 1999. - N 47. - Ст. 5707.
*(52) СЗ РФ. - 2001. - N 52 (ч. 1). - Ст. 4920.
*(53) Чиканова Л.А. Трудовой договор//Трудовое право. - 2004. - N 4-5. - С. 58.
*(54) Российская газета. - 2004. - 8 апреля.
*(55) СЗ РФ. - 2000. - N 10. - Ст. 1130, 1131; 2001. - N 26. - Ст. 2685.
*(56) СЗ РФ. - 2003. - N 1. - Ст. 134.
*(57) Бюллетень Министерства труда РФ. - 1993. - N 9-10.
*(58) Российская газета. - 2004. - 28 января.
*(59) См., например: Чиканова Л.А. Трудовой договор//Трудовое право. - 2004. - N 4-5. - С. 61.
*(60) Российская газета. - 2003. - 19 ноября.
*(61) Бюллетень ГКТ СССР. - 1987. - N 12.
*(62) См.: Коршунова Т.Ю. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников//Трудовое право. - 2004. - N 6. - С. 32.
*(63) СЗ РФ. - 2002. - N 30. - Ст. 3032; Российская газета. - 2004. 31 июля.
*(64) См.: ст. 4 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине".
*(65) Лебедев В.М. Изменение трудового договора//Трудовое право. - 2004. - N 8. - С. 25.
*(66) Бюллетень ВС РФ. - 1993. - N 3.
*(67) СЗ РФ. - 1999. - N 14. - Ст. 1650.
*(68) СЗ РФ. - 2001. - N 23. - Ст. 2277.
*(69) СЗ РФ. - 2002. - N 43. - Ст. 4190.
*(70) СЗ РФ. - 1993. - N 33. - Ст. 1318.
*(71) Абалдуев В.А., Колобова С.В. Трудовая книжка работника: Правовые вопросы документирования трудовых отношений: Учебно-практический комментарий. - Саратов: ПАГС, 2004. - С. 45.
*(72) СЗ РФ. - 2003. - N 16. - Ст. 1529.
*(73) Лазарев В.К., Попонов Ю.Г. Трудовые книжки рабочих и служащих. М., 1989. - С. 3.
*(74) СЗ РФ. - 2003. - N 16. - Ст. 1539.
*(75) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2003. - N 49.
*(76) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2004. - N 3.
*(77) Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"//СЗ РФ. - 1998. - N 26. - Ст. 3009.
*(78) СПС "Гарант".
*(79) См. отд. издание. - М., 2003.
*(80) Справочник кадровика. - 2003. - N 3. - С. 123.
*(81) См. Андреева В.И. Трудовая книжка: что изменилось?//Справочник кадровика. - 2004. - N 6. - С. 55.
*(82) См., например, унифицированные формы N Т-1, Т-1а, Т-5, Т-5а, Т-8, Т-8а, утв. постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 5 января 2004 г.//СПС "Гарант".
*(83) См. отд. издание. - М.: НИИ труда., 1999.
*(84) См.: Гусов К.Н., Педченко Л.А. Трудовой договор о работе по совместительству//Справочник кадровика. - 2003. - N 4. - С. 24; Педченко Л.А. Совместительство, совмещение, заместительство и сверхурочная работа: основные отличия//Справочник кадровика. - 2003. N 5. - С. 23.
*(85) Абалдуев В.А., Колобова С.В. Трудовая книжка работника: Правовые вопросы документирования трудовых отношений: Учебно-практический комментарий. - Саратов: ПАГС, 2004. - С. 36.
*(86) Абалдуев В.А., Колобова С.В. Указ. соч. - С. 60.
*(87) Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. "Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета"//СЗ РФ. - 2002. - N 51. - Ст. 5081.
*(88) СЗ РФ. - 1996. - N 35. - Ст. 4135; 2002. - N 26. - Ст. 2517; 2003. - N 2. - Ст. 163; N 14. - Ст. 1254.
*(89) Нуртдинова А.Ф. Оплата и нормирование труда//Трудовое право. 2004. - N 4-5. - С. 74.
*(90) См.: Толкунова В. Н. Трудовое право: Курс лекций. - М., 2002. С. 181
*(91) СП СССР. - 1987. - N 14. - Ст. 55.
*(92) Бюллетень Министерства труда РФ. - 1992. - N 7-8. - Ст. 28.
*(93) СЗ РФ. - 2002. - N 40. - Ст. 3939.
*(94) СЗ РФ. - 2003. - N 14. - Ст. 1285.
*(95) САПП РФ. - 1992. - N 9. - Ст. 608.
*(96) Там же. - N 7. - Ст. 385.
*(97) СЗ РФ. - 1998. - N 29. - Ст. 3557.
*(98) СЗ РФ. - 1998. - N 47. - Ст. 5742.
*(99) СЗ РФ. - 2000. - N 22. - Ст. 2311.
*(100) САПП РФ. - 1994. - N 10. - Ст. 775.
*(101) См.: К вопросу о трудовом правонарушении и дисциплинарной ответственности за его совершение//Гражданин и право. - 2002. - N 5. С. 94.
*(102) СЗ РФ. - 1997. - N 30. - Ст. 3586.
*(103) Бюллетень ВС РСФСР. - 1984. - N 1. - С. 2.
*(104) Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ. - М., 1997. С. 56.
*(105) СЗ РФ. - 2002. - N 47. - Ст. 4678.
*(106) Бюллетень Министерства труда РФ. - 2003. - N 2.
*(107) Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. - М., 1997. - С. 24.
*(108) Российская газета. - 1998. - 12 августа.
*(109) СЗ РФ. - 2002. - N 36. - Ст. 3497.
*(110) Бюллетень нормативных актов РФ. - 2003. - N 2.
*(111) См.: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник. - М., 1999. - С. 376.
*(112) Толковый словарь русского языка: В 4-х т. - М., 1986. - Т. 2. - С. 96.
*(113) Толковый словарь русского языка: В 4-х т. - М., 1988. - Т. 4. - С. 228.
*(114) Кудрявцев В.Н. Юридический конфликт//Государство и право. 1995. - N 9.
*(115) См.: Скобелкин В.Н. Обеспечение трудовых прав. Нормы и правоотношения. - М., 1982.
*(116) Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1989. - С. 375.
*(117) Смолярчук В.И. Законодательство о трудовых спорах. Процессуальные гарантии прав рабочих и служащих. - М., 1966.
*(118) Трудовое право России: Учебник/Под ред. О.В. Смирнова. - М., 1998.
*(119) См.: Трудовое право России/Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. - М., 2002. - С. 537.
*(120) См.: Пандаков К.Г. Альтернативные способы разрешения коллективных трудовых споров//Усовершенствование порядка разрешения коллективных трудовых споров: Материалы семинара. - Саратов, 2001. - С. 31.
*(121) См.: Пандаков К.Г. Указ. соч. - С. 34.
*(122) См.: Колобова С.В. Защита конституционных прав граждан Российской Федерации в сфере труда: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 2001. - С. 12.
*(123) Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1989. - С. 228.
*(124) Матузов Н.И. Правовая система и личность. - Саратов, 1987. - С. 131.
*(125) Гаврилов Э.П. Комментарий Закона об авторских и смежных правах. - М., 1996. - С. 217.
*(126) См.: Толкунова В.Н. Трудовое право. - М., 2002. - С. 251.
*(127) См.: Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 тт. - М., 1981. - Т. 1. - С. 280.
*(128) См.: Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. - Саратов, 1996. - С. 223.
*(129) См.: Ведяхин В.М., Шубина Т.Б. Защита прав как правовая категория//Правоведение. - 1998. - N 1. - С. 71.
*(130) СЗ РФ. - 1999. - N 29. - Ст. 3702.
*(131) СЗ РФ. - 2000. - N 6. - Ст. 760.
*(132) Бюллетень нормативных актов РФ. - 2000. - N 15. - Ст. 65.
*(133) Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости"//Российская газета. - 2004. 9 апреля.
*(134) СЗ РФ. - 1998. - N 15. - Ст. 1698.
*(135) Российская газета. - 2001. - 31 декабря.
*(136) Бюллетень нормативных актов РФ. - 2003. - N 2.
*(137) Российская газета. - 2001. - 11 августа.
| |||||||||||||||||||||||
|