Фирмы и их типология. Цели деятельности фирмы
Целевые установки фирмы
Получение максимальной прибыли - это конечная цель любой коммерческой деятельности. Эта цель достигается через определения и реализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегического порядка. Ими являются:
· увеличение объема продаж;
· достижение более высоких темпов роста;
· увеличение доли рынка;
· увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;
· увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);
· увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);
· изменение структуры капитала.
Характер данных целевых установок предприятия определен состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится деятельность фирмы, а также стадией цикла жизни самого предприятия.
Существует теория жизненных циклов предприятий, согласно которой выделяется три стадии этого цикла:
Первая стадия: | Характеризуется активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей и захват рынков. |
Вторая стадия: | Рост курсов акций и прибыли, увеличения доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей, по сравнению с сокращением издержек, отходит на второй план. |
Третья стадия: | Происходит снижение объемов продаж, а вместе с ним и сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью фирмы является выживание (сохранение жизнеспособности), то есть продолжение его операций в течение определенного периода времени, зачастую не столько ради достижения определенного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков. |
Система ценностей фирмы
Создание ценностей есть основополагающая функция фирмы.
Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение групповых или индивидуальных потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности. Процветающая фирма - это предприятие, получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Владельцы (либо акционеры) фирмы заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таким использованием собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности (дивиденды, акции). Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, долгосрочных с ним отношений, а также в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей же высшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.
Общественное признание, в свою очередь, дает фирме возможность расширять производство, наращивать объемы продаж и услуг, и в конечном итоге увеличивать свою прибыль.
Основным рабочим инструментом в реализации целевых функций фирмы является рыночная стратегия, в рамках которой реализуется конкурентные преимущества фирмы. В международной теории и практике бизнеса различают три основных вида рыночной стратегии фирмы.
Руководство фирмы должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать одну из стратегий поведения на рынке.
После того как рыночная стратегия проведена, следующим инструментом реализации целевой функции фирмы, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, направленное на достижение целей фирмы.
35 вопрос
Фирмы и их типология. Цели деятельности фирмы
Фирмы являются главными субъектами рыночных отношений. Они осуществляют производство и реализацию товаров, оказывают самые разнообразные услуги. По сферам предпринимательской деятельности фирмы могут быть промышленными, сельскохозяйственными, транспортными, строительными, рекламными, юридическими и т. д. При проведении микроэкономического анализа, несмотря на большое разнообразие фирм, действующих в разных отраслях и сферах экономики, обычно выделяют три основных их типа: единоличные владения, партнерства и корпорации. Здесь главный критерий— размеры предпринимательской деятельности. Если речь идет о малом и среднем бизнесе, то чаще всего это единоличные владения и партнерства. Крупный же бизнес будет представлен корпорациями.
В настоящее время в развитых странах наиболее распространены единоличные владения. Такие фирмы принадлежат обычно одному лицу (или семье), владелец отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, включая личное. Эта форма организации предпринимательской деятельности имеет свои достоинства и недостатки. Единоличные владения отличаются относительной простотой организации и являются самым дешевым способом организации предпринимательской деятельности — небольшие магазины, предприятия сферы услуг, фермерские хозяйства. В такой фирме владелец сочетает функции собственника, управляющего и работника, что делает бизнес простым, гибким и легко контролируемым, исключает возникновение и столкновение внутрифирменных интересов. Успех бизнеса полностью зависит от личных качеств и предпринимательских способностей владельца. Вместе с тем данный тип фирмы имеет ряд недостатков. Финансовые ресурсы единоличных фирм обычно ограничены капиталом одного владельца, что служит серьезным препятствием на пути расширения и развития бизнеса. В ситуации негативного изменения рыночной конъюнктуры ограниченность финансовых ресурсов зачастую является причиной банкротства единоличных фирм. Финансовые учреждения неохотно идут на предоставление кредитов небольшим предприятиям, учитывая большую вероятность их банкротства. И еще один недостаток подобной формы ведения бизнеса — неограниченная ответственность по своим обязательствам.
Партнерство возникает в случае объединения ресурсов и предпринимательских способностей двух и более лиц. Поскольку здесь объединяются ресурсы нескольких лиц — владельцев фирмы, то каждый из них имеет право на соответствующую часть общей прибыли и обязанность принятия на себя определенной доли ответственности по убыткам в случае их возникновения. Общая же ответственность партнеров по обязательствам является неограниченной. Партнерство не исключает разделения функций между партнерами — допустим, управление фирмой может быть поручено одному из них. Достоинства данной формы организации бизнеса следующие. Во-первых, у партнерств большая финансовая база, чем у единоличных владений. Во-вторых, относительная простота организации. В-третьих, возможность специализации между владельцами фирмами, что предполагает разделение хозяйственных функций между ними и позволяет повысить эффективность деятельности партнерства. В отличие от единоличного владения, партнерства могут быть достаточно крупными фирмами. Теперь о недостатках. Партнерства, так же как и единоличные владения, могут столкнуться с дефицитом финансовых ресурсов и сложностями в получении кредита. Кроме того, у партнерства может возникнуть проблема, не свойственная единоличным владениям, — возникновение конфликта интересов среди владельцев. Вероятность внутрифирменных конфликтов достаточно велика в случае, если функции управления осуществляются не всеми партнерами, тогда как ответственность, в том числе и своим личным имуществом, несут все участники партнерства. И еще один негативный момент — непредсказуемость существования партнерства во времени, так как выход одного или нескольких партнеров из бизнеса обычно ведет к распаду фирмы. Дело в том, что партнерские соглашения носят жесткий характер. Если ситуация меняется в связи с выходом одного из партнеров или, наоборот, появлением нового совладельца, то соглашение составляется заново. С другой стороны, в случае банкротства одного из партнеров, ответственность по обязательствам фирмы переносится на имущество остальных.
Несмотря на недостатки, единоличные владения и партнерства являются доминирующим типом фирм в развитых странах. Эти фирмы обычно небольшие по размерам и в силу этого обстоятельства обладают некоторыми чисто технологическими преимуществами — гибкостью и возможностью ускоренной переналадки производства, быстрой реакцией на изменение конъюнктуры рынка, возможностью организации такой фирмы практически в любой отрасли при минимальном первоначальном капитале.
Корпорация — форма организации бизнеса, базирующаяся на ограниченной ответственности. Владельцы такой фирмы получают доход и несут ответственность по обязательствам корпорации только в пределах вложенных средств и пропорционально их размеру. Ответственность, таким образом, не распространяется на личное имущество владельцев корпораций. Собственность корпорации разделена на части между владельцами в виде акций и паев. После своего учреждения корпорация может распространять ценные бумаги в основном в форме акций и облигаций — это является источником привлечения средств для финансирования деятельности такой фирмы. Корпорация как форма организации предпринимательской деятельности также имеет свои достоинства и недостатки. Среди достоинств следует отметить, во-первых, практически неограниченные финансовые возможности за счет привлечения средств на основе выпуска акций и облигаций. Во-вторых, ограниченная ответственность владельцев корпорации в пределах взноса в уставной капитал фирмы. В-третьих, корпорации — это обычно значительные по объему производства, обеспечивающие ощутимую экономию за счет серийного выпуска продукции. В-четвертых, существенные масштабы деятельности обеспечивают корпорации углубление как производственной, так и управленческой специализации, что повышает эффективность функционирования фирмы. В-пятых, корпорации существуют как юридическое лицо независимо от воли своих учредителей, т. е. изменение количества собственников такой фирмы не приводит к прекращению ее существования.
Недостатки корпорации можно свести к следующим. Во-первых, это значительные сложности при организации и создании. Во-вторых, как правило, для корпораций характерно разделение функций собственности и управления, т. е. владельцы фирмы (акционеры) обычно не управляют компанией, а привлекают для этих целей наемных менеджеров (специалистов-управленцев). У последних могут быть свои цели, не совпадающие с интересами акционеров. Это может породить злоупотребления со стороны менеджеров. В-третьих, в крупных корпорациях не исключено подавление интересов мелких акционеров и подчинение деятельности фирмы интересам крупных владельцев корпорации. В-четвертых, в случае организации бизнеса в форме корпорации не исключается опасность двойного налогообложения доходов фирмы — налогообложения прибыли корпорации плюс налогообложения доходов по акциям (дивидендов), которые выплачиваются из прибыли и представляют собой форму распределения прибыли среди совладельцев фирмы.
Существуют и другие подходы, позволяющие классифицировать фирмы по типам. В зависимости от поведения фирм на рынке и преследуемых ими целей различают предпринимательские фирмы (здесь трактовка понятия «предпринимательская фирма» более узкая; выше фирма рассматривалась как способ организации предпринимательской деятельности), капиталистические, самоуправляющиеся, государственные и директорские.
Итак, предпринимательская фирма обычно небольшая по размерам. Это фирма, организованная и принадлежащая обычно одному лицу. Для предпринимательской фирмы характерно объединений функций собственности и управления. Главная цель деятельности таких фирм — стремление к максимизации прибыли. Если искать соответствия между рассматриваемым подходом к типизации фирм и приведенным выше, то можно однозначно отнести единоличные владения к данному типу фирм и с некоторыми оговорками сюда можно причислить и партнерства. Капиталистические фирмы обычно представляют собой крупные хозяйствующие субъекты, отличаются множественностью целей — это, возможно, не только стремление к максимизации прибыли, но и стремление к увеличению доли рынка, укрепление рыночной власти и т. п. Эти фирмы имеют сложную организационную структуру и принадлежат нескольким владельцам. Капиталистические фирмы обычно существуют в форме корпораций, им свойственно разделение функций собственности и управления. Самоуправляющаяся фирмапринадлежит коллективу работников. Такие фирмы мало изучены. Считается, что целью деятельности таких фирм является стремление к максимизации дохода, получаемого работниками, а также обеспечение занятости. Государственная фирма - Некоммерческая, действующая вне рыночных условий, фирма, принадлежащая государству, в которой основные решения принимаются государством или его органами. От предпринимательских предприятий ее отличает лишь то, что здесь речь идет не о частной, а о государственной собственности, но функционирование государственной фирмы полностью определяется рыночными условиями. Деятельность государственных фирм обычно нацелена не на максимизацию прибыли, а на максимизацию общественной выгоды. Директорская фирма — такой тип фирм, для которых характерна размытость прав собственности. Основные решения в таких фирмах принимают управляющие, а деятельность самок директорской фирмы ориентирована на максимизацию выгод, получаемых управляющими. Считается, что такой тип фирм получил широкое распространение в нашей стране в результате ваучерной приватизации, породившей некоторую неопределенность с правами собственности. Поведение таких фирм сводится к борьбе за выживание и стремлению директората к максимизации собственной выгоды.
Итак, вопрос о приоритетных целях деятельности фирм нами уже затронут» Теперь наша задача их конкретизировать. Наблюдение за поведением хозяйствующих субъектов позволяет говорить о множественности целей деятельности таких иерархических структур, как фирмы. Целевые установки фирм, действительно, многообразны и могут меняться. Один из важнейших показателей результатов деятельности фирмы — выручка от реализации производимой продукции. Целью фирмы может быть максимизация выручки. Многие фирмы в качестве основной цели деятельности ставят перед собой обеспечение экономического роста на предприятии, проявляющегося в наращивании объемов производства, росте выручки, позитивной динамике основных результирующих показателей, а главное, в увеличении доли рынка. Экономический рост на предприятии — индикатор успешности бизнеса, база для достижения более долгосрочных целей. Фундаментальным мотивом деятельности многих фирм является выживание в долгосрочном периоде. Это особенно актуально для фирм, функционирующих в конкурентной рыночной среде или близкой к ней. Выживание в долгосрочной перспективе предполагает постановку ряда промежуточных целей: внедрение и совершенствование технологий, повышение качества продукции, инновационная деятельность, диверсификация производства. В случае когда фирма представляет собой сложную иерархическую структуру корпорационного типа, целью ее деятельности может стать стремление к удовлетворенности, связанное с необходимостью поиска компромисса интересов сторон.
В качестве же основной цели экономической деятельности фирм многие экономисты выделяют стремление к максимизации прибыли, поскольку это основной мотив осуществления предпринимательской деятельности. Даже при наличии альтернативных целей любая фирма будет нацелена на получение удовлетворяющего ее уровня прибыли. И этот мотив деятельности будет присутствовать всегда. Без этого невозможно обеспечить выживаемость фирмы в условиях рыночной конкуренции. И еще один аргумент — прибыль является главным источником вознаграждения предпринимателя, а ее отсутствие можно рассматривать как антистимул к осуществлению хозяйственной деятельности.
Опираясь на положение о получении прибыли как основном мотиве хозяйственной деятельности фирм, мы и будем проводить дальнейший анализ. До последнего момента, описывая цели деятельности фирмы, мы ссылались на такие показатели, как выручка, прибыль. Теперь наша задача уточнить суть этих понятий, выяснить их экономическое содержание. Но прежде необходимо изучить сущность, виды и особенности издержек производства, величина которых будет предопределять наличие иди отсутствие прибыли у производителя, ее величину, а значит и возможность реализации основной цели фирмы — максимизацию прибыли.
36 вопрос
Основные характеристики совершенной конкуренции. Максимизация прибыли при сов. Конкур.
Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности:
Это означает, что любое сколь угодно малое повышение цены одним производителем сверх рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Таким образом, разница в ценах может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы. Неценовая конкуренция отсутствует.
Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную ценупродукта. При этом, естественно, предполагается отсутствие сговора между продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке. Рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и продавцов.
Свобода входа и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры — нет патентов или лицензий, ограничивающих деятельность в данной отрасли, не требуются значительные первоначальные капиталовложения, положительный эффект масштаба производства крайне незначителен и не препятствует входу в отрасль новых фирм, отсутствует государственное вмешательство в механизм спроса и предложения (субсидии, налоговые льготы, квотирование, социальные программы и т.п.). Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой.
Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в определенности. Это означает, что все фирмы знают свои функции доходов и издержек, цены всех ресурсов и все возможные технологии, а все потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно.
Данные характеристики являются настолько строгими, что практически нет реальных рынков, которые полностью бы им удовлетворяли.
Тем не менее, модель совершенной конкуренции:
§ позволяет исследовать рынки, на которых большое количество малых фирм продают однородную продукцию, т.е. рынки, близкие по условиям с данной моделью;
§ проясняет условия максимизации прибыли;
§ является стандартом для оценки эффективности реальной экономики.
сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции:
— большое количество мелких продавцов и покупателей,
— продаваемый продукт однороден у всех производителей, и: покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,
— невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,
— полная свобода «входа» на рынок и «ухода».
В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно «малы», что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой — «биржевой» — формы организации (товарная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).
При наличии конкуренции на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно-технических усовершенствований и новинок в производстве.
Согласно традиционным теории фирмы и теории рынков, максимизация прибыли является основной целью фирмы. Поэтому фирма должна выбрать такой объем поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый период продаж. ПРИБЫЛЬ - это разница между валовым (общим) доходом (TR) и совокупными (валовыми, общими) издержками производства (ТС) за период продаж:
прибыль = TR - ТС.
Валовой доход - это цена (Р) проданного товара, умноженная на объем продаж (Q).
Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на свой доход она может повлиять лишь посредством изменения объема продаж. Если валовой доход фирмы больше совокупных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма несет убытки.
Совокупные издержки - это издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции.
Максимальная прибыль достигается в двух случаях:
· а) когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС);
· б) когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).
Предельный доход (MR) - это изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта:
MR = Р.
Максимизация предельной прибыли представляет собой разницу между предельным доходом от продажи дополнительной единицы продукции и предельными издержками:
предельная прибыль = MR - МС.
Предельные издержки - дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Предельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара:
МС = Р.
Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняется предельным издержкам.
Определив предел максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный выпуск продукции, максимизирующий прибыль.
Максимально прибыльное равновесие - это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу:
Р = МС = MR.
Максимально прибыльное равновесие в условиях совершенной конкуренции иллюстрируется на рис. 26.1.
Рис. 26.1. Равновесный выпуск продукции конкурентной фирмы
Фирма выбирает такой объем выпуска, который позволяет ей извлекать максимальную прибыль. При этом надо иметь в виду, что выпуск, обеспечивающий максимальную прибыль, отнюдь не означает, что за единицу данной продукции извлекается самая большая прибыль. Отсюда следует, что неправильно использовать прибыль за единицу продукта в качестве критерия общей прибыли.
В определении объема выпуска, максимизирующего прибыль, необходимо сравнивать рыночные цены со средними издержками.
Средние издержки (АС) - издержки в расчете на единицу произведенной продукции; равны общим издержкам производства определенного количества продукции, деленным на количество произведенной продукции. Различают три вида средних издержек: средние валовые (общие) издержки (АС); средние постоянные издержки (AFC); средние переменные издержки (AVC).
Соотношение рыночной цены и средних издержек производства может иметь несколько вариантов:
· цена больше, чем средние издержки производства, максимизирующие прибыль. В этом случае фирма извлекает экономическую прибыль, т. е. ее доходы превышают все ее издержки (рис. 26.2);
· цена равна минимальным средним издержкам производства, что обеспечивает фирме самоокупаемость, т. е. фирма только покрывает свои издержки, что дает ей возможность получать нормальную прибыль (рис. 26.3);
· цена ниже минимально возможных средних издержек, т. е. фирма не покрывает всех своих издержек и несет убытки (рис. 26.4);
· цена опускается ниже минимальных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, т. е. фирма способна минимизировать свои убытки (рис. 26.5); цена ниже минимума средних переменных издержек, что означает прекращение производства, ибо потери фирмы превышают постоянные издержки (рис. 26.6).
Рис. 26.2. Максимизация прибыли конкурентной фирмой
Рис. 26.3. Самоокупаемая конкурентная фирма
Рис. 26.4. Конкурентная фирма, несущая убытки