Рыночные факторы глобализации
Сходные запросы потребителей
Вероятно, наиболее важным фактором глобализации рынка является то, насколько потребители в различных странах хотят одного и того же.
Степень этих общих потребностей зависит от культурных, экономических, климатических, юридических и других факторов. ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» выпускает и реализует не только традиционное для России пиво, но и пиво по рецептурам и технологиям Запада. Примером таких марок пива может служить Kronenbourg 1664 (Франция), Old Bobby Ale (Англия), Zatecky Gus Cerny (Чехия), Sinebrychoff Gin (Финляндия), а также Asahi Super Dry (Япония).
Глобальные потребители и глобальные каналы распределения
Глобальные потребители покупают товары или услуги через координированную систему из лучших глобальных источников. Ип выделяет два типа глобальных потребителей:
1) национальные глобальные потребители - ищут лучших в мире поставщиков товаров или услуг, которые затем они используют в своей стране;
2) многонациональные глобальные потребители - ищут просто лучших в мире поставщиков, но приобретенные товары или услуги используют во многих странах.
В данном случае ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» относится к рынку с национальными глобальными потребителями.
Трансфертный маркетинг
Трансфертный маркетинг определяет, насколько элементы маркетингового микса, такие, как бренды и продвижения, могут использоваться глобально без изменений, диктуемых местными условиями. В случае, когда нет необходимости в местной адаптации, совершенно ясно, что можно говорить о глобальном рынке. Продукция компании ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» представлена более чем в 70 странах мира, в том числе в странах Западной Европы, Северной Америки, ближневосточного региона. Элементы маркетингового микса могут использоваться во всех странах без изменений, меняется лишь национальный язык
Ведущие страны
Когда Портер (Porter, 1990) определил, что существуют страны, которые лидируют в некоторых областях, стало очевидно, что «для глобальных конкурентов является чрезвычайно важным проникнуть в эти страны, чтобы быть готовыми воспринять инновации». Ведущие страны - это страны, лидирующие в производстве какого-либо товара или в новых технологиях в данной отрасли. Ведущие страны способствуют созданию глобальных стандартов и, таким образом, глобальных отраслей и рынков. На данный момент Россия находится на 3-м месте по производству пива в мире, уступая Китаю и США.
Затратные факторы глобализации
Важным стимулом для глобализации определенных отраслей является возможность снизить затраты путем глобальной конфигурации ценностной цепочки. Если преимущества в затратах значительные, промышленность неизбежно глобализуется.
Глобальная экономия от масштаба производства
Когда компания обслуживает глобальный рынок, она в гораздо большей степени может использовать экономию от масштаба (economies of scale), чем в случаях, когда она обслуживает только внутренний национальный или региональный рынок. Точно так же обслуживание глобальных рынков дает существенный толчок для развития экономии на разнообразии. ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» обслуживает мировой рынок, производя при этом не только пивную алкогольную продукцию, но и безалкогольную, что позволяет компании использовать экономию от масштаба.
Эффект кривой обучаемости
Когда кривая обучаемости в производстве и маркетинге имеет крутой наклон, то компании, обслуживающие глобальные рынки, неизбежно получают большие выгоды. Во многих высокотехнологичных отраслях и в обслуживающем секторе существует крутая кривая обучаемости, которая и приносит самые большие выгоды глобальным компаниям. На заводах компании ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» постоянно происходит обновление технологий, что отражается в целом на соответствии выпущенной продукции мировым стандартам качества.
Эффективность ресурсообеспечения
Если в результате централизованного ресурсообеспечения, осуществляемого глобально, эффективность повышается, это, несомненно, приведет отрасль к глобализации. Ресурсы для производства пива на заводы компании ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» выращиваются и предоставляются самой же компанией, поэтому в данном случае ресурсообеспечение не является централизованным, а централизованным может являться предоставление рецептур по приготовление тех или иных марок пива.
Благоприятная логистика
Если транспортные расходы составляют сравнительно высокую долю продажной стоимости, возникает желание сосредоточить производство на немногих, но крупных предприятиях. Компания ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» располагает заводами более чем в 70 странах мира, что позволяет выстраивать удобные логистические связи.
Национальные различия в расходах
Производственные расходы (материалы, рабочая сила и т.д.) различаются в каждой стране, что может, подобно благоприятной логистике, стимулировать глобализацию, так как страны с низкими производственными затратами будут привлекать внимание компаний для локализации своей деятельности в данном регионе.
Быстроменяющиеся технологии и высокие затраты на развитие продукта
Жизненные циклы продукта сокращаются с увеличением скорости технологических изменений. В то же время затраты на исследования и развитие продукта во многих странах увеличиваются. Затраты на развитие продукта компания ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» может компенсировать за счет высоких продаж своей продукции на глобальном рынке.