Тема 12. Монополистическая конкуренция
План занятия
1.Характеристика монополистической конкуренции.
2. Определение цены и объема производства.
3. Неценовая конкуренция:
а) реклама;
б) дифференциация продукта.
4. Издержки монополистической конкуренции.
Термины и понятия
Монополистическая конкуренция. Дифференциация продукта. Равновесие монополистического конкурента. Избыточные мощности. Неценовая конкуренция. Реклама.
Дополнительные вопросы и задания
1. На рынках, каких товаров преобладает монополистическая конкуренция?
2. Характеризуется ли монополистическая конкуренция ограничением конкуренции? Обоснуйте свой ответ.
3. В условиях совершенной или монополистической конкуренции фирма имеет больший потенциал выживании?
4. С какой кривой спроса столкнуться производители, продающие продукт под разными торговыми марками, если производители не проводят различий между ними?
6. Почему при монополистической конкуренции и олигополии имеет место разнообразие и дифференциация продукта? Поясните, почему некоторые экономисты доказывают, что слишком большое разнообразие и реклама расточительны.
7. В чем заключается экономический смысл рекламы?
8. Долгосрочные издержки производства действующей в условиях монополистической конкуренции фирмы описывается функцией LRAC=140+50/Q. Линия спроса на продукт фирмы Qd=150-0,5P и имеет тенденцию к смещению в положение долгосрочного равновесия. При какой цене и объеме фирма окажется в положении долгосрочного равновесия и какой будет ее функция спроса?
9. Фирма производит футболки тыс.шт. в год. и действует на рынке монополистической конкуренции. Предельный доход фирмы описывается формулой МR=20-2Q, а предельные издержки МС=3Q-10. Если минимальное значение долгосрочных средних издержек равно 11, то каков будет избыток производственных мощностей у этой фирмы?
10. На рынке монополистической конкуренции фирма осуществляет рекламную компанию, в результате чего издержки на рекламу увеличились с 200 до 400 ед. До рекламной кампании функция спроса на продукцию фирмы имела вид Q1d=80-P , а в связи с проведением рекламной компании приняла вид Q2d=72-0,5Р. Предельные издержки фирмы постоянны и равны 18. Определите, что произошло с прибылью в результате рекламной деятельности.
Литература
1.Курс экономической теории/Под ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н.Киров: «АСА»,2010.-Гл.7.-С.185-188.
2. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.-С.557-565.
3.Нуреев Р.М.Курс микроэкономики.М.:Норма-М,2000.-Гл. 7.3.
4.Тарануха .Микроэкономика.-2009.-Гл.10.-С.373-408.
5. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика: Пер. с англ.: 16-е изд.: Учебное пособие. -М. Издательский дом «Вильямс», 2000.-Гл.10.
Тема 13. Олигополия
План занятия
1. Характерные черты и причины распространения олигополии.
2. Модель Курно.
3. Ценовое поведение олигополиста:
а) ценовая война;
б) ломаная кривая спроса;
в) ценообразование по принципу «издержки плюс»;
г) тайный сговор (картель).
4. Применение теории игр в анализе олигополии.
Термины и понятия
Олигополия. Олигополистическая взаимосвязь. Картель. Ломаная кривая спроса. Лидерство в ценах. Ценообразование по принципу «издержки плюс». Модель Курно. Модель Штакельберга. Ценовая война. Теория игр. Неценовая конкуренция.
Антимонопольная политика. Антиконкурентное поведение. Горизонтальные, вертикальные и конгломерантные слияния. Регулирование естественной монополии.
Дополнительные вопросы и задания
1. Какая из моделей организации отраслевого рынка: совершенной конкуренции или ценового лидерства будет экономически более эффективной, если производство характеризуется значительным положительным эффектом масштаба?
2. На каком из отраслевых рынков: компьютерной техники или металлических изделий первичного передела можно ожидать с большей вероятностью ожидать образования картеля? Почему?
3.Допустим, что в отрасли существует 4 фирмы, т.е. представлен олигополистический рынок. Каким путем фирма-олигополист предпочтет максимизировать прибыль:
а) повышением цен на свою продукцию
б) улучшением качества своих товаров
в) активной рекламной политикой
г) разработкой явного или неявного соглашения о совместной ценовой политике
е) снижением издержек
4.Ломаная кривая спроса показывает:
а) спрос выше установленной цены эластичен, ниже – неэластичен.
б) рыночная цена стабильна
в) конкуренты не отвечают на увеличение цены, но отвечают на ее понижение.
г) МR излома кривой спроса имеет разрыв.
д все вышеперечисленное верно
5. Объясните, как лидерство в ценах могло бы развиваться и осуществляться в олигополистической отрасли. Является ли ценообразование по принципу «издержки плюс» совместимым с тайным голосованием?
6.Олигополистическая отрасль имеет склонность к техническому прогрессу. Вы согласны? Почему?
7. Какие факторы способствуют, а какие противодействуют картелизации российских рынков? Насколько обоснованно при этом ожидать соблюдения достигнутых соглашений?
8. Отраслевой рыночный спрос задается функцией Q2=110-0,5Р. Если в отрасли действует 2 фирмы с одинаковыми издержками ТС1=ТС2=q2-5q, то какими будут рыночная цена и объем выпуска продукции при конкуренции и в случае образования картеля? Каким будет объем каждого участника?
9. Предположим, что функция рыночного спроса задается Р=48-2Q, а предельные издержки фирмы –нулевые. При каких объемах выпуска и цене отрасль из двух фирм, взаимодействующих по Курно, окажется в состоянии равновесии? Какую прибыль при этом будут получать каждая фирма?
10.Может ли антимонопольное законодательство улучшить экономическую ситуацию в стране?
11. В отношении, каких нижеперечисленных случаев было бы целесообразно применить антимонопольное законодательство:
а) на основе тайного сговора директора нескольких фабрик по производству бытовых электроприборов устанавливают единые цены на свою продукцию, что позволяет им диктовать условия продаж в отрасли;
б) происходит слияние одной из многочисленных страховых компаний и завода по производству синтетических волокон;
в) происходит слияние нескольких заводов по производству синтетических волокон;
г) завод по производству химических удобрений, благодаря внедрению новой технологии и полученному эффекту экономии на масштабах производства, имеет возможности диктовать условия продаж в отрасли?
Литература
1. Курс экономической теории/Под ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н.Киров: «АСА»,2010.-Гл.7.-С.175-184.
2. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.-С.566-586.
3.Нуреев Р.М.Курс микроэкономики.М.:Норма-М,2000.-Гл. 7.3.
4.Тарануха .Микроэкономика.-2009.- Гл. 9.-С.347-372.
5.Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика: Пер. с англ.: 16-е изд.: Учебное пособие. -М. Издательский дом «Вильямс», 2000.-Гл.10.