Тема 12. Монополистическая конкуренция

План занятия

1.Характеристика монополистической конкуренции.

2. Определение цены и объема производства.

3. Неценовая конкуренция:

а) реклама;

б) дифференциация продукта.

4. Издержки монополистической конкуренции.

Термины и понятия

Монополистическая конкуренция. Дифференциация продукта. Равновесие монополистического конкурента. Избыточные мощности. Неценовая конкуренция. Реклама.

Дополнительные вопросы и задания

1. На рынках, каких товаров преобладает монополистическая конкуренция?

2. Характеризуется ли монополистическая конкуренция ограничением конкуренции? Обоснуйте свой ответ.

3. В условиях совершенной или монополистической конкуренции фирма имеет больший потенциал выживании?

4. С какой кривой спроса столкнуться производители, продающие продукт под разными торговыми марками, если производители не проводят различий между ними?

6. Почему при монополистической конкуренции и олигополии имеет место разнообразие и дифференциация продукта? Поясните, почему некоторые экономисты доказывают, что слишком большое разнообразие и реклама расточительны.

7. В чем заключается экономический смысл рекламы?

8. Долгосрочные издержки производства действующей в условиях монополистической конкуренции фирмы описывается функцией LRAC=140+50/Q. Линия спроса на продукт фирмы Qd=150-0,5P и имеет тенденцию к смещению в положение долгосрочного равновесия. При какой цене и объеме фирма окажется в положении долгосрочного равновесия и какой будет ее функция спроса?

9. Фирма производит футболки тыс.шт. в год. и действует на рынке монополистической конкуренции. Предельный доход фирмы описывается формулой МR=20-2Q, а предельные издержки МС=3Q-10. Если минимальное значение долгосрочных средних издержек равно 11, то каков будет избыток производственных мощностей у этой фирмы?

10. На рынке монополистической конкуренции фирма осуществляет рекламную компанию, в результате чего издержки на рекламу увеличились с 200 до 400 ед. До рекламной кампании функция спроса на продукцию фирмы имела вид Q1d=80-P , а в связи с проведением рекламной компании приняла вид Q2d=72-0,5Р. Предельные издержки фирмы постоянны и равны 18. Определите, что произошло с прибылью в результате рекламной деятельности.

Литература

1.Курс экономической теории/Под ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н.Киров: «АСА»,2010.-Гл.7.-С.185-188.

2. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.-С.557-565.

3.Нуреев Р.М.Курс микроэкономики.М.:Норма-М,2000.-Гл. 7.3.

4.Тарануха .Микроэкономика.-2009.-Гл.10.-С.373-408.

5. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика: Пер. с англ.: 16-е изд.: Учебное пособие. -М. Издательский дом «Вильямс», 2000.-Гл.10.

Тема 13. Олигополия

План занятия

1. Характерные черты и причины распространения олигополии.

2. Модель Курно.

3. Ценовое поведение олигополиста:

а) ценовая война;

б) ломаная кривая спроса;

в) ценообразование по принципу «издержки плюс»;

г) тайный сговор (картель).

4. Применение теории игр в анализе олигополии.

Термины и понятия

Олигополия. Олигополистическая взаимосвязь. Картель. Ломаная кривая спроса. Лидерство в ценах. Ценообразование по принципу «издержки плюс». Модель Курно. Модель Штакельберга. Ценовая война. Теория игр. Неценовая конкуренция.

Антимонопольная политика. Антиконкурентное поведение. Горизонтальные, вертикальные и конгломерантные слияния. Регулирование естественной монополии.

Дополнительные вопросы и задания

1. Какая из моделей организации отраслевого рынка: совершенной конкуренции или ценового лидерства будет экономически более эффективной, если производство характеризуется значительным положительным эффектом масштаба?

2. На каком из отраслевых рынков: компьютерной техники или металлических изделий первичного передела можно ожидать с большей вероятностью ожидать образования картеля? Почему?

3.Допустим, что в отрасли существует 4 фирмы, т.е. представлен олигополистический рынок. Каким путем фирма-олигополист предпочтет максимизировать прибыль:

а) повышением цен на свою продукцию

б) улучшением качества своих товаров

в) активной рекламной политикой

г) разработкой явного или неявного соглашения о совместной ценовой политике

е) снижением издержек

4.Ломаная кривая спроса показывает:

а) спрос выше установленной цены эластичен, ниже – неэластичен.

б) рыночная цена стабильна

в) конкуренты не отвечают на увеличение цены, но отвечают на ее понижение.

г) МR излома кривой спроса имеет разрыв.

д все вышеперечисленное верно

5. Объясните, как лидерство в ценах могло бы развиваться и осуществляться в олигополистической отрасли. Является ли ценообразование по принципу «издержки плюс» совместимым с тайным голосованием?

6.Олигополистическая отрасль имеет склонность к техническому прогрессу. Вы согласны? Почему?

7. Какие факторы способствуют, а какие противодействуют картелизации российских рынков? Насколько обоснованно при этом ожидать соблюдения достигнутых соглашений?

8. Отраслевой рыночный спрос задается функцией Q2=110-0,5Р. Если в отрасли действует 2 фирмы с одинаковыми издержками ТС1=ТС2=q2-5q, то какими будут рыночная цена и объем выпуска продукции при конкуренции и в случае образования картеля? Каким будет объем каждого участника?

9. Предположим, что функция рыночного спроса задается Р=48-2Q, а предельные издержки фирмы –нулевые. При каких объемах выпуска и цене отрасль из двух фирм, взаимодействующих по Курно, окажется в состоянии равновесии? Какую прибыль при этом будут получать каждая фирма?

10.Может ли антимонопольное законодательство улучшить экономическую ситуацию в стране?

11. В отношении, каких нижеперечисленных случаев было бы целесообразно применить антимонопольное законодательство:

а) на основе тайного сговора директора нескольких фабрик по производству бытовых электроприборов устанавливают единые цены на свою продукцию, что позволяет им диктовать условия продаж в отрасли;

б) происходит слияние одной из многочисленных страховых компаний и завода по производству синтетических волокон;

в) происходит слияние нескольких заводов по производству синтетических волокон;

г) завод по производству химических удобрений, благодаря внедрению новой технологии и полученному эффекту экономии на масштабах производства, имеет возможности диктовать условия продаж в отрасли?

Литература

1. Курс экономической теории/Под ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н.Киров: «АСА»,2010.-Гл.7.-С.175-184.

2. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.-С.566-586.

3.Нуреев Р.М.Курс микроэкономики.М.:Норма-М,2000.-Гл. 7.3.

4.Тарануха .Микроэкономика.-2009.- Гл. 9.-С.347-372.

5.Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика: Пер. с англ.: 16-е изд.: Учебное пособие. -М. Издательский дом «Вильямс», 2000.-Гл.10.

Наши рекомендации