Принципы и задачи борьбы с терроризмом

Угроза международного терроризма вынуждает различные государства сотруд­ничать в борьбе с ним. Акты терроризма, являющиеся международными престу­плениями, наносят непоправимый ущерб международному правопорядку. Вот почему необходима консолидация усилий ряда государств в масштабах региона или всего мира. Этому способствуют международные органы и организации: ООН, Интерпол, Международная организация экспертов.

Современное международное право выработало ряд международных конвенций универсального и регионального характера, которые регламентируют взаимное сотрудничество государств в борьбе с международным терроризмом. Политика большинства западных государств базируется на следующих принципах: не де­лать террористам никаких уступок; оказывать максимальное давление на стра­ны, поддерживающие терроризм; в полной мере использовать все силы и средст­ва, в том числе и военные, для наказания террористов, предоставления помощи другим государствам.

За десятилетия борьбы с терроризмом в мире и в России был разработан ряд ме­ханизмов, методов, технологий государственного реагирования на потенциаль­ные и совершившиеся факты терроризма (создание специальных и подготовка антитеррористических сил, усиление охраны особо опасных, в частности ядер­ных, объектов, выработка механизма переговорного процесса об освобождении заложников и др.). Важнейшим условием борьбы с терроризмом является реши­тельность, непримиримость и жесткость ответных действий, на­личие хорошо обученных, натренированных, технически хорошо оснащенных и экипированных специальных подразделений.

В настоящее время борьбу с терроризмом осуществляют национальные организации: Управление «А» Департамента по борьбе с терроризмом ФСБ (Россия), Управление «В» Центра спецназначения ФСБ (Россия), «22-я специальная воздуш­ная служба» (Великобритания), «Федеральная группа по защите границы» (Германия), «Группа вмешательства национальной жандармерии» (Франция), «Разведывательная группа генераль­ного штаба министерства обороны» (Израиль), «ЯМАМ» (под­разделение полиции Израиля), отряд «Дельта» (США) и др.

Однако для борьбы с терроризмом усилий отдельных госу­дарств недостаточно. Нужны скоординированные действия всего мирового сообщества. На протяжении длительного времени центром, координи­рующим усилия международного сообщества по борьбе с терро­ризмом и созданию нормативно-правовых актов, охватывающих все ее аспекты, являлась ООН.

Систематизируя имеющуюся практику координации усилий мирового сообщества в вопросах противодействия актам террора, следует отметить, что в ее основе лежит ряд универсальных меж­дународных конвенций. В их числе: Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту воздушно­го судна (1963); Конвенция о борьбе с незаконными актами, на­правленными против безопасности гражданской авиации (1971); Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипло­матических агентов (1973); Конвенция о борьбе с захватом за­ложников (1979); Конвенция о физической защите ядерных ма­териалов (1980); Конвенция о борьбе с незаконными актами, на­правленными против безопасности морского судоходства (1988); Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997); Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обна­ружения (1999); Конвенция о борьбе с финансированием терро­ризма (1999).

В целях координации усилий компетентных органов госу­дарств — участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в борьбе с терроризмом начиная с 1991 г. был подписан целый ряд основополагающих межгосударственных норматив­ных актов. Во исполнение решения глав государств СНГ 2000 г. создан Антитеррористический центр (АТЦ) государств — участ­ников СНГ, утверждено Положение, определяющее правовой статус, основные задачи, функции, состав и организационные основы деятельности Центра. АТЦ является постоянно дейст­вующим специализированным органом Содружества Независи­мых Государств и предназначен для обеспечения координации и взаимодействия компетентных органов государств — участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявле­ниями экстремизма.

В интересах более тесного взаимодействия правоохранитель­ных органов и спецслужб в борьбе с наиболее опасными видами преступлений был сформирован Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников Со­дружества Независимых Государств, который на своих заседани­ях рассматривает и принимает стратегически важные норматив­ные акты, позволяющие повысить эффективность борьбы с тер­роризмом и иными преступными деяниями.

Проблема терроризма в последнее время приобретает особую остроту. Сложившаяся ситуация вызывает необходимость приня­тия безотлагательных мер по нейтрализации этой угрозы, долж­ной оценки эффективности имеющихся форм и методов борьбы с ней.

В декабре 1994 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную Декларацию о мерах по ликвидации международ­ного терроризма, которая формулирует основные принципы со­трудничества государств и их региональных объединений по пре­сечению подобных преступлений, создающих угрозу конституци­онному строю государств и грубо попирающих основные права человека. К ним относятся:

• безоговорочное осуждение как преступных всех актов, ме­тодов и практики терроризма, какими бы соображениями (политическими, философскими, идеологическими, этническими, религиозными или любого другого ха­рактера) они не оправдывались, где бы и кем бы они не осуществлялись;

• обеспечение задержания, судебного преследования или вы­дачи с целью обеспечения неотвратимости наказания лиц, совершивших данные преступления;

• воздержание от организации террористической деятельно­сти, подстрекательства к ней, недопущение использования собственной территории для создания баз и лагерей терро­ристов;

• заключение специальных соглашений на двухсторонней, региональной и многосторонней основе и пр.

Исходя из опасности, которую представляет терроризм, тре­буется целенаправленное воздействие всех государственных и общественных институтов различных стран на комплекс факто­ров, его порождающих и благоприятствующих широкому рас­пространению.

Так, основными задачами, возложенными на военные ве­домства различных стран, которые в ряде случаев выступают ключевыми субъектами противодействия данному международ­ному преступлению, являются:

• анализ поступающей информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма;

• участие в формировании и развитии эффективной системы выявления, предупреждения и пресечения террористиче­ских акций, которая соответствовала бы оперативной об­становке и тенденциям развития терроризма;

• координация совместной деятельности по недопущению совершения террористических актов на ядерных объектах, а также с использованием средств массового поражения;

• объединение сил и средств в организации мероприятий по ликвидации существующих террористических организаций и незаконных вооруженных формирований, перехвату и за­крытию каналов незаконного оборота оружия, боеприпа­сов, расщепляющихся и высокотоксичных материалов;

• проведение согласованных мероприятий по информацион­ному и организационному противодействию формирова­нию у граждан террористических намерений и настроений.

Особое значение имеют совместные действия или их коорди­нация, без чего военные ведомства и правоохранительные орга­ны различных государств не могут успешно бороться с междуна­родным терроризмом.

Наши рекомендации