Объем и оформление дипломной работы

Общие требования

Текст дипломной работы (объемом 75 - 90 с.) печатается на одной стороне стандартного листа (формат – А4) с полями: слева – 3 см; внизу и вверху – 2 см; справа – 1,5 см. Номер страницы проставляется по центру верхнего поля без точки в конце, шрифт Times New Roman Cyr, кегель - 12.

Нумерация начинается с ВВЕДЕНИЯ (но все страницы учитываются).

Текст работы должен быть написан с использованием компьютера. Шрифт – 14, интервал – 1,5 (Times New Roman).

Дипломная работа должна быть переплетена, и сброшюрована в следующем порядке:

- титульный лист;

- задание;

- этапы выполнения ВКР;

- заключение кафедры;

- аннотация;

- содержание;

- введение;

- основная часть (состоящая из глав и параграфов);

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

Все иллюстрации, схемы, таблицы должны иметь номера и подписи, поясняющие их содержание.

В тексте дипломной работы не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых (Приложение Н). Если в тексте используются специальные термины и сокращения более трех раз, непосредственно в тексте приводится расшифровка при первом упоминании, либо при первом упоминании пишется полное название употребляемого сокращения, а в скобках дается ссылка на краткую аббревиатуру.

Рубрикация текста

Текст дипломной работы, как всякий текст, должен делиться на крупные и мелкие части. Такое деление, или рубрикация текста, проявляется в наличии структурных подразделов — глав и параграфов, имеющих заголовки и пронумерованных арабскими цифрами; более мелкие рубрики.

Простейшим видом рубрикации является деление текста внутри самостоятельной единицы — параграфа с помощью абзацев. Абзацы позволяют более зримо обозначить логические переходы внутритекстуального характера. Поэтому их можно рассматривать как композиционный, прием, направленный на выделение логических акцентов, которые невозможно выделить другими способами. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, способствует лучшему восприятию текста. Поэтому правильная разбивка текста дипломной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.

Деление на более крупные части работы диктуется внутренней логикой текста. Например, если глава делится на параграфы, последние не должны дублировать друг друга по смыслу, но в своей сумме должны полностью исчерпывать содержание главы в целом.

Несоблюдение этого правила может вызывать ошибки. В частности, глава может оказаться по смыслу уже общего объема составляющих ее параграфов, т.е. содержать лишние по смыслу параграфы. Возможна и противоположная ситуация, когда количество параграфов недостаточно для исчерпывающего раскрытия темы главы.

Главы и параграфы должны быть озаглавлены так, чтобы название точно соответствовало содержанию текста. В заголовках следует избегать узкоспециальных терминов, сокращений, аббревиатур. Заголовки должны быть достаточно краткими, г.е. не содержать лишних слов, но в то же время они не должны состоять из одного слова.

Односложный заголовок утрачивает конкретность и приобретает нежелательную для отдельной главы или параграфа широту. Не следует растягивать название главы или параграфа на несколько строк, даже если иначе трудно передать содержание главы с достаточной точностью.

Нумерация страниц и глав

Страницы дипломной работы (дипломного проекта) следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.

Титульный лист, задание на дипломную работу и содержание включаются в общую нумерацию страниц.

При оформлении дипломной работы каждый раздел: «Введение», «Теоретическая часть», «Аналитическая часть», «Проектная часть», «Заключение», «Библиография», «Приложение» начинается с новой страницы, номер первой страницы раздела проставляется в штампе и не дублируется в правом верхнем углу листа.

Главы и параграфы должны быть пронумерованы. Для этого используются арабские цифры, прописные и строчные буквы. В последнее время часто стала использоваться только цифровая нумерация, когда главы дипломной работы нумеруются одной цифрой, их подразделы — двумя цифрами: номером главы и номером раздела (например, параграф 2.1). Такая система допускает отсутствие слова «параграф».

При оформлении дипломной работы (дипломного проекта) на каждой первой странице новой части («Введение», «Теоретическая часть», «Аналитическая часть», «Проектная часть», «Заключение») ставится штамп согласно ГОСТу 2.104-68 (Приложение П). Таким образом, должно быть не менее 6 листов со штампами. Данный штамп выполняется вдоль нижней стороны листа внутри вычерченной рамки. Штамп должен быть напечатан на компьютере и подписан шариковой или гелевой ручкой студентом, а также научным руководителем, зав. кафедрой и внешним рецензентом.

В приложении С приведен пример оформления содержания дипломной работы (дипломного проекта).

Требования к иллюстрациям

Иллюстрации являются необходимым условием содержания дипломной работы (дипломного проекта). Они могут быть представлены в виде рисунков, схем, таблиц, графиков и диаграмм, которые должны наглядно дополнять и подтверждать изложенный в тексте материал.

Студенту-дипломнику следует продумать, какой материал необходимо использовать для иллюстрации при защите дипломной работы. Материал, подготовленный для иллюстрирования, оформляется на листах формата А4 и сшивается в отдельные папки по количеству членов ГАК. Титульный лист раздаточного (иллюстративного) материала представлен в приложении Е.

Раздаточный (иллюстративный) материал визируется руководителем дипломной работы.

Речь студента при защите дипломной работы кроме раздаточного (иллюстративного) материала сопровождается электронной презентацией.

Распределение иллюстраций по основным частям дипломной работы (дипломного проекта) может быть следующим:

- структурно-логическая схема – 1 иллюстрация;

- теоретическая часть - 1-2 иллюстрации;

- аналитическая - 3-5 иллюстраций;

- проектная- 3-5 иллюстраций;

- в т.ч. экономическая 1-2 иллюстрации.

В раздаточном (иллюстративном) материале обязательной является структурно-логическая схема дипломной работы (дипломного проекта) (Приложение Р).

Основные результаты количественного анализа целесообразно представить в виде таблиц, графиков и диаграмм (гистограмм, круговых, объемных и т.д.), которые позволят лучше понять изложение материала доклада на защите дипломной работы.

Необходимо в качестве иллюстраций к проектной части представить схему предлагаемых мероприятий, также рекомендации по решению проблемы темы дипломной работы.

Очень важна иллюстрация оценки экономической эффективности предлагаемых мероприятий, включающая количественную оценку и графическую интерпретацию материала, в частности в зависимости от задач исследования может быть включена таблица показателей финансово-экономической деятельности исследуемого предприятия.

По согласованию с руководителем могут быть подготовлены другие иллюстрации: например, схема разработанного маршрута, схема разработанной организационной структуры и т.д.

При подготовке доклада к защите дипломной работы следует учитывать, что содержательная сторона доклада должна подтверждаться иллюстративной частью, представленной в раздаточном (иллюстративном) материале.

Иллюстрации к дипломной работе, представленные как в раздаточном (иллюстративном) материале, так и в электронной презентации должны быть выполнены с хорошей графикой, чтобы они отчетливо были видны членам комиссии и всем присутствующим на защите.

Иллюстрации хранятся на выпускающей кафедре вуза и могут быть использованы в учебном и научном процессах.

Иллюстрации, размещенные непосредственно в тексте дипломной работы (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки), следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

Иллюстрации должны иметь названия. При необходимости перед названием рисунка помещают поясняющие данные.

Все иллюстрации (фотографии, графики, схемы, чертежи и прочее), включенные в текст, именуются рисунками.

Рисунки нумеруются последовательно в пределах каждой из глав работы арабскими цифрами, например "Рисунок 1.1.", "Рисунок 2.5." и т.д. Каждый рисунок должен сопровождаться содержательной подписью, отражающей название рисунка, название рисунка должно располагаться посередине страницы.

Подпись помещают под рисунком в одну строку с его номером. Например, в тексте дипломной работы представлена ссылка на рисунок: «В размещенной ниже диаграмме (рис. 2.1.) систематизированы представления о ……». (приложение М)

Цифровой материал рекомендуется помещать в дипломной работе в виде таблиц.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах каждой главы.

Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок, который помещают над соответствующей таблицей. Подчеркивать заголовок не следует. Например, в тексте дипломной работы представлена ссылка на таблицу: «Таким образом, из вышеизложенного следует, что практически все величины носят не абсолютный, а относительный характер. Семантическая наполненность баллов оценки систематизирована и представлена в таблице 1.2.». (приложение Л)

При переносе таблицы на следующую страницу необходимо пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Эту страницу начинают с надписи «Таблица 1.2. (продолжение)».

Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки - со строчных, если последние подчиняются заголовку. Заголовки граф указываются в единственном числе. Графу «№ п/п» в таблицу включать не следует. Однако, если в таблице идет достаточно большой перечень наименований (более 10), возможно включение в таблицу графы «№ п/п».

Таблицу следует размещать так, чтобы читать ее без поворота; если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать в виде вывода (текста).

Формулы и уравнения

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, как и в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки, первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=), или после знака плюс (+), или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке.

Формулы и уравнения в дипломной работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении напротив формулы. Допускается нумерация формул в пределах раздела. Если в работе только одна формула или уравнение, то их не нумеруют.

Правила оформления ссылок

При ссылке на чужой текст после упоминания о нем в тексте дипломной работы используется сноска. В этом случае, после указания в тексте произведения или цитаты из него в квадратных скобках проставляют номер, под которым данный источник значится в библиографии. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы, на которых размещается цитируемая информация. Например, [53, с. 145], где 53 – это порядковый номер используемого источника в соответствии с библиографией дипломной работы, а с. 145 – это порядковый номер страницы в цитируемом источнике.

Ссылки на таблицы, рисунки приложения берутся в круглые скобки: (таблица 2.1), (в соответствии с данными таблицы 3.5), (по данным рисунка 4.3), (в соответствии с приложением А), (... по формуле (3)).

Наши рекомендации