Роль налогообложения в государственном развитии
Макеева Е.З., к.э.н., доцент
Разинкин Д.Н.
Аннотация
По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию. Изменения налоговой системы находятся в прямой взаимосвязи с уровнем развития государства. В статье рассмотрены исторические периоды развития налоговой системы одновременно с развитием Российского государства
Ключевые слова
Налоги, налоговая система, налогообложение, экономические отношения, развитие налоговой системы, реформа экономики, механизм налогообложения, налоги с доходов, налог на прибыль
Существует прямая связь между уровнем развития государства и его системой налогообложения. Налогообложение возникло в древние времена, когда первобытные люди еще не изобрели деньги как эквивалент всеобщей стоимости. Скифские цари собирали с подвластных племен бронзовые наконечники и зерно. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию.
Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию.
Со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226-1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.
А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы.
Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Ярким примером и подтверждением этого тезиса является история древнего Египта, в котором налоги в начале собирались только для того, чтобы содержать государство. Потом аппетиты у государства стали расти: строились пирамиды, храмы, велись захватнические войны. Во времена правления Клеопатры больше половины собираемых налогов (60%) тратилось на содержание самой царицы. В начале, Египет получал основные доходы за счет завоеваний и провинций. Затем уже налогообложение, охватив весь Египет стало основным источником дохода. Появилось несметное количество чиновников, которые придумывали все новые и новые виды налогов, чтобы обеспечить свое существование. Наконец случилась катастрофа: весь этот огромный аппарат сломал спину тем, кто фактически работал.
В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Национальная налоговая система РФ прошла три совершенно разных исторических рубежа, если подходить к ней с позиции системности, т.е. оформления в законодательном порядке принципов ее функционирования.Это – дореволюционный, советский, постсоветский периоды.
Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства - крещением Руси.
Основной формой поборов в княжескую казну была Дань.
После свержения татаро-монгольского ига налоговая система кардинально реформирована Иваном III (конец XV - начало XVI вв.): введены прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация - Сошное Письмо.
В царствование Алексея Михайловича (1629-1676 г.) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган – Счетная Палата.
Эпоха реформ Петра I (1672-1725) сыграла особую роль в становлении и развитии налогообложения. Именно в это время государство превращалось в светское общество, а поэтому церковное право отделилось от гражданского, которое ориентировалось на потребности международной торговли. Насаждались западные установки, которые заключались в не противоречивости закону. В это время начинается бурное развитие промышленности. Развитию промышленности предшествовала реформа налоговой системы. Появились новые налоги, даже налог на бороды.
Подушной налог составлял половину всех бюджетных доходов империи. Были введены: гербовый сбор, подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований и другие.
В период правления Екатерины II (1729-1797) совершенствуется управление государственными органами: вводятся экспедиции государственных доходов, ревизий, взимание недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать – процентный сбор с объявленного капитала. Характерно, что размер капитала записывался «по совести каждого».
Налоговая система России XVIII в. отличалась взиманием косвенных налогов, их доля составляла 42% доходов казны. Интересно это время тем, что в 1810 году Государственный совет России утверждает программу финансовых преобразований, разработанную М.М. Сперанским (1772 г. – 1839 г.). Многие идеи М.М. Сперанского, связанные с организацией государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.
Начало XIX в. – время развития финансовой науки. В 1818 году Н.И. Тургенев (1789-1871) издает труд «Опыт теории налогов» – основательное исследование государственного налогообложения. «Налоги, – писал Н.И. Тургенев, – суть средства к достижению цели общества или государства, т.е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государства». Требование «уничтожить налоги» он приравнивал к «уничтожению самого общества». В своем исследовании Н.И. Тургенев предлагал пять Правил установления и взимания налогов:
· «Равномерное распределение налогов» – налоги должны соответствовать доходам налогоплательщика. «Определенность налога» – неясность в отношении количества налогов и времени платежа обрекает налогоплательщика на зависимость от произвола сборщика.
· «Собирание налогов в удобнейшее время» – уменьшение налоговой нагрузки предполагает не только снижение ее количественной величины, но и ее перераспределение по времени.
· «Ориентация большей части налогового бремени на чистый доход» – следует взимать больше «с дохода, притом с чистого дохода, а не с самого капитала».
· «Дешевое собирание налогов» – стремление к наименьшим затратам на издержки собирания налогов.
Прошло почти два века, а эти правила являются основополагающими в деле налогообложения наших дней.
В царствование Николая II большое значение приобретают прямые налоги.
В конце XIX века подушная подать заменяется на налог с городских строений. Большое значение придавалось оброку – плате крестьян за пользование Землей. Появились новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог на прописку и т.д.
Приведенные примеры с времен Древней Руси показывают, что со временем количество налогов и широта охвата слоев населения в целях налогообложения постоянно увеличивалась вопреки мнению, о том, что раньше свобода предпринимательской деятельности была несоизмерима с настоящим, население не содержало чиновничий народ за счет своих средств.
С 1917 года открыта новая страница в экономических преобразованиях России. Существует утверждение, что после Октябрьской революции «закончилась эпоха совершенствования налогообложения». Такое утверждение некорректно по той причине, что 30.11.1920 года выходит проект постановления СНК о прямых. В этом же году издается работа В.И. Ленина «О замене продразверстки продналогом». Другой вопрос, что эти документы дали государству и какой ценой. Ошибочным этот тезис являлся еще и потому, что молодая Советская республика постоянно изменяла систему налогообложения. Так, в 1921 г. введен промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и др. товары; в 1922г. вводится подоходно-поимущественный налог (на зажиточных людей), налог с грузов, перевозимых железнодорожным и водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т.д.; в 1923 г. введен подоходный налог со ставкой 10%, а затем 20% от прибыли предприятий. В 1930 г. выходит в свет постановление ЦИК и СНК от 02.09.1930 г. «О налоговой реформе»; в 1931 г. принимается еще ряд постановлений, корректирующих ход налоговой реформы; в 1936 г. была преобразована система платежей государственных предприятий и колхозно-кооперативного сектора, после чего начаты изменения налогов с населения. Подоходный налог вобрал в себя ряд мелких налогов, а часть налогов была отменена.
Во время Великой Отечественной войны 1941 года введен военный налог, отмененный в 1946 г. В 1946 г. введен налог на холостяков для поддержки одиноких матерей, в 60-е годы были призывы вообще отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли, плату на фонд и нормируемые оборотные средства.
Реформа экономики, в том числе и налоговой системы в 1965 г., руководимая А. Н. Косыгиным, не пошла на отмену налогов. В 1970-е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели ее к 1991 году – к моменту развала СССР.
Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года: «Об основах налоговой системы в РФ»; «О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О подоходном налоге на физических лиц». Эти законодательные акты – фундамент налоговой системы России.
Налоговая система – этой живой механизм, который отражает все изменения как внешнего характера, так и изменения внутри страны.
Список использованной литературы
1. Макеева Е.З., Калачев М.А. Трансфертное ценообразование современный инструмент внутрифирменного управления // Транспортное дело России. 2013. № 3.
УДК: 338.47