Роль налогов в государственном регулировании экономики

Результативность системы налогообложения определяется ролью налогов. Эта роль положительна, если потенциал налого­обложения реализован на практике в максимально возможной степени и достигнуто относительное равновесие между функци­ями. Это проявляется в оптимизации уровня налоговых изъя­тий, а именно в формировании бюджета, не ущемляющего ин­тересы плательщиков. Обеспечение положительного влияния налогообложения на сферы финансово-хозяйственной деятель­ности — задача сложная, к тому же противоречивая: для госу­дарства первостепенной и главной является максимизация, а для налогоплательщика — минимизация налоговых изъятий.

Оптимизация налогообложения зависит от многих объектив­ных и субъективных факторов, поскольку находится под воз­действием экономики и политики. Налогообложение в реаль­ной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества.

Как уже упоминалось, в налогообложении сталкиваются интересы государства и плательщика, по-разному оцениваю­щих роль налогов. Естественно, что роль системы налогообло­жения не может быть в равной степени позитивной для обеих сторон налоговых отношений. Особенно полярны интересы госу­дарства и плательщиков в условиях кризиса экономики и поли­тики. Власти должны внимательно следить за состоянием налогового регулирования и своевременно вносить необходимые коррективы в систему налогообложения.

С распадом плановой экономики возник вопрос о целесооб­разности, степени и границах государственного регулирования. Появились предложения о введении свободных, ничем не сдер­живаемых рыночных отношений, в расчете на то, что рынок сам отрегулирует все и добьется сбалансированности хозяйства. Отсутствие собственного опыта государственного вмешательс­тва именно в рыночную экономику заставляет нас обратиться к опыту развитых зарубежных стран.

Вмешательство государства в экономику имело место пра­ктически при всех способах производства. В наибольшей степе­ни оно ощущалось, когда таможенные пошлины устанавлива­лись и взимались не только с фискальной целью, но и с целью защиты интересов производителя, проводилась протекционис­тская таможенная политика, защищавшая слабые отрасли. В начале прошлого века английское правительство регулировало уровень заработной платы, цены, условия работы, тарифы в ин­тересах сельского хозяйства и промышленности; устанавлива­ло запреты на экспорт оборудования и выезд за пределы страны квалифицированных рабочих.

В современных условиях государствам свойственно все рас­ширяющееся вмешательство в различные сферы экономичес­кой жизни. В США степень этого вмешательства меньше, чем в других странах, в Швеции — больше, Германия и Япония зани­мают золотую середину. В США государственное вмешательс­тво в экономику ощущается слабее, чем в европейских странах.

Воздействуя на экономику, государство, как правило, пре­следует цели:

• достижения постоянного устойчивого экономического рос­та;

• обеспечения стабильности цен на основные товары и услуги;

• обеспечения полной занятости трудоспособного населения;

• обеспечения определенного минимального уровня доходов населения;

• создания системы социальной защиты населения, в пер­вую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;

• равновесия во внешнеэкономической деятельности. Достичь этих целей одновременно практически невозмож­но. Найти сбалансированное соотношение влияния всех рыча­гов воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводства — задача первостепенного значения. Такими государственными рычагами и регу­ляторами являются:

• бюджетное субсидирование ценна потребительские товары;

• государственные инвестиции в экономику;

• прямое субсидирование предприятийв виде дотаций или возвратных ссуд, кредитная политика;

•установление принеобходимости денежно-кредитных ог­раничений в форме регулирования цен;введение условий выда­чи кредита, ограничения кредита,валютного контроля;

• лицензирование;

• подготовка законодательства, касающегося частной тор­говли: стандартизация продукции, государственный арбитраж и т.д.;

- финансирование научно-исследовательских и опытно-кон­структорских работ;

• налоговая политика.

Через эти сугубо экономические регуляторы, свойственные рыночному хозяйству, государство предлагает варианты хозяй­ственной деятельности, удовлетворяющие общественным пот­ребностям.

Но основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика. Кроме чисто фискальной фун­кции, система налогов и сборов служит механизмом экономичес­кого воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничить деловую ак­тивность, помочь развитию тех или иных отраслей предприни­мательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных пред­приятий на мировом рынке. С помощью налогов проводится протекционистская экономическая политика, от них зависит свобода товарного рынка. Налоги создают основную часть дохо­дов государственного и местных бюджетов, обеспечивая воз­можность финансового воздействия на экономику через расход­ную часть.

Налоговая политика в развитых странах влияет на решение ряда приоритетных задач. Главными из них, например в США, являются:

• рост доходной базы городов;

• сохранение существующих предприятий и имеющихсярабочихмест;

• достижение сбалансированного качественного роста эко­номики;

• развитие индустриальной базы;

• помощь беднейшим районам.

Местные органы управления заинтересованы в привлечении на свою территорию частных капиталов и готовы оказывать ин­весторам косвенную помощь, которая может выражаться в виде скидок с продажной цены или арендной платы при покупке или найме земельных участков и зданий; обеспечения займов: учас­тия в гарантийных фондах, создании промышленных зон. Тер­ритории и здания в промышленных зонах зачастую предостав­ляются предприятиям на выгодных финансовых условиях. Не­редко за муниципальный счет строятся специальные производ­ственные помещения, в которых можно развивать новые виды хозяйственной деятельности. И, конечно, к стимулирующим мерам относится постоянное или временное освобождение ин­весторов от местных налогов.

Государственными и муниципальными властями осущес­твляется значительная часть капитальных вложений в эконо­мическую инфраструктуру. Эти вложенияне рассчитаны на по­лучение прибыли,но косвенным образом обеспечивают повы­шение прибыли частному капиталу. Прежде всего это расходы на строительство и содержание транспортных коммуникаций, линийсвязи, систем промышленного водоснабжения,очис­тных сооружений, наподготовку земельныхучастков к про­мышленной застройке и т.д.

В ряде стран через налогообложение практикуется стимули­рование инвестиций в определенные регионы, например, вло­жения на территориях, находящихся на окраинах городов. В экономически отсталых районах стимулируются капитальные вложения на реконструкцию и модернизацию производства. В некоторых случаях выделяется надбавка к инвестициям, не подлежащая налогообложению. Она может составлять до 10 % общего объема капиталовложений. Независимо от надбавки или в дополнение к ней из бюджета может выплачиваться пря­мая субсидия на капитальные вложения.

Во многих странахприменяются налоговые методы, стиму­лирующие созданиеновых высокотехнологичных производств.Старыепромышленные районы зачастуюимеют устаревшую ин­дустриальнуюструктуру хозяйства.В прошломони относилиськ числувысокоразвитых, но ранее передовые отрасли пришли в упадок и не могутопределять экономическийрост регионов.

В настоящее время встала задача переориентации промыш­ленности на развитие новых передовых производств, сопровож­даемое модернизацией инфраструктуры, и переквалификацию рабочей силы. Она решается при активном участии государ­ства, применяющего широкие налоговые льготы и другие мето­ды финансового воздействия.

Некоторые страны Западной Европы (Великобритания, Фран­ция, Италия, Норвегия) использовали в подлежащих развитию районах государственные инвестиции, субсидии и займы целе­вого назначения, размещали предприятия национализирован­ных отраслей, строили производственные здания широкого назначения, которые сдавались в аренду или продавались пред­принимателям на выгодных финансовых условиях с времен­ным освобождением от налога на собственность. В Германии крупные налоговые льготы получают фирмы, инвестирующие капитал в восточные земли. Поддерживается льготами убыточ­ная сталелитейная промышленность. Стимулируется развитие современных отраслей промышленности в сельской местности.

Для оживления экономической деятельности используются такие формы финансового воздействия, как субсидирование ка­питальных вложений в промышленность, субсидирование цен в виде льготных тарифов на электроэнергию и воду для отдель­ных районов, льготные условия кредитования — займы под низкий процент, долгосрочные займы, дотации по кредитам. В. некоторых странах (Германия, Франция) на территориях ряда муниципалитетов введена специальная бюджетная надбавка за каждое вновь созданное рабочее место наряду с применением налоговых льгот. Местные органы управления несут значитель­ную долю расходов по подготовке рабочей силы для новых от­раслей хозяйства. Кроме того, предприятия, самостоятельно организующие подготовку и переподготовку своих рабочих и служащих, пользуются налоговыми льготами.

Финансовое воздействие на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходи­мость возникает прежде всего для регулирования развития рай­онов с высокой концентрацией производства и населения, где неизбежно обострение проблем окружающей природной среды, народонаселения, ресурсообеспечения и др. С задачей ограни­чения первыми столкнулись Великобритания и Франция, поз­днее — Япония.

В качестве сдерживающих мер со стороны государства и местных органов управления используются дополнительное на­логообложение (Нидерланды, Япония) или лицензирование (Великобритания, Франция и Италия) предпринимательской дея­тельности. Введение стабилизационных налогов применяется в Германии. Лицензирование рассматривается также как форма дополнительного местного налога — лицензионного сбора. В Японии проблема решается главным образом манипулировани­ем ставками земельного налога.

Повышение налогов в той или иной форме оказывается наи­более эффективным и надежным средством, когда нужно сдер­жать слишком высокую конъюнктуру. Еще один метод — отме­на налоговых льгот.

Порой введение новых налогов преследует сугубо регулиру­ющие цели. Так, в Германии с помощью роста налога была ре­шена социальная задача: после резкого увеличения акциза на табак некурящих стало значительно больше, чем после дли­тельной антитабачной кампании.

В США существуют дифференцированные налоги на авто­транспорт, учитывающие степень экологической чистоты дви­гателя. В Германии налог на автомобили зависит от мощности двигателя.

Налоговые льготы

В налоговой политике любого государства важное место за­нимают налоговые льготы, то есть частичное или полное осво­бождение некоего круга физических и юридических лиц от уп­латы налогов путем вычетов, скидок при определении налогооблагаемой базы. По существу это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплатель­щика и для отсрочки или рассрочки платежа. Налоговые льго­ты подразделяют на следующие виды: изъятия, скидки, налоговые кре­диты.

Изъятия — это налоговые льготы, направленные на осво­бождение от налогообложения отдельных объектов налогообло­жения. По времени действия такая льгота может быть постоян­ной (предусмотренной законодательством) и временной, то есть предоставленной на ограниченный срок (индивидуальная льго­та либо льгота, предусмотренная в Законе о бюджете на теку­щий финансовый (бюджетный) год).

Скидки — это льготы, направленные на сокращение налогооблагаемой базы. Скидки могут быть общими (для всех налогоплательщиков) и специальными (для конкретных субъектов хозяйствования).

Налоговые кредиты — это льготы, направленные на уменьше­ние налоговой ставки или налогового оклада (валового налога).

В законодательстве Республики Беларусь под налоговым кредитом понимается перенос установленных законодательством сроков уплаты налогов, приходящихся на период действия налогового кредита.

Крометого, если предоставляется полноеосвобождение от уплаты налога на определенный период, то такое явление назы­вается налоговыми каникулами.

Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значе­ние дляразвития приоритетных отраслей, отдельных про­изводств, регионов страны и экономикив целом. Скидки, ос­лабляя налогообложение, улучшаютматериальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют процесс производства.

В законодательном порядке могут устанавливаться опреде­ленные льготы по налогам в различных формах. К их числу от­носятся:

• необлагаемый минимум объекта налога;

• изъятие из обложения определенныхэлементов объекта налога;

• освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или кате­горий плательщиков;

• понижение налоговых ставок;

• вычет из налогового платежа за расчетный период;

• целевые налоговые льготы, налоговые кредиты, (отсрочку взимания налогов);

• прочие налоговые льготы.

Государство использует налоговые льготы как один из глав­ных налоговых инструментов регулирования экономики. Изме­няя величину налоговых льгот, оно может воздействовать на экономическую ситуацию. Обычно льготное обложение прибы­ли, доходов предусматривается в период спада производства. Так, развитые страны в период экономического кризиса середи­ны 70-х годов ввели очень важную налоговую льготу при обло­жении прибыли — инвестиционный налоговый кредит с целью расширения инвестиций. В период подъема, наоборот, скидки сокращаются, чтобы несколько замедлить рост производства.

Умелое и эффективное манипулирование основными ин­струментами и рычагами налогового регулирования (ставками, льготами, налоговой базой и др.) сыграло решающую роль в экономическом подъеме послевоенной Германии.

Позднее в 70-80-е годы в западных странах распространи­лась и получила развитие научно обоснованная налоговая кон­цепция французского экономиста А. Лаффера, который пришел к выводу о том, что налоговые поступления являются про­дуктом двух основных факторов, и определил прямуюзависи­мость между налоговой ставкой и налоговой базой (кривая Лаф­фера).Он доказал,что рост налогового бремени может приво­дить к увеличению государственных доходовтолько до како­го-то предела,пока неначнет сокращатьсяоблагаемая налогом часть национальногопроизводства. Когда этот предел превы­шен, рост налоговой ставки приводит не к увеличению,а к сок­ращению доходов бюджета. В связи с этим проблему оживле­ния деловой активности решают путемоблегчения налогового гнета через снижение ставки и установления льготного режима налогообложения.

Снижение ставки налогообложения ведет к росту производ­ства, который в дальнейшем компенсируетвременное умень­шение поступлений.Повышение роста производства без инфля­ции достигается главным образом умелым манипулированием налоговымиставками, налоговыми льготами и прогрессивным налогообложением.

Такимобразом, противоречие между необходимостью мак­симального увеличения доходов государства на основе стиму­лирования роста производства и ограниченными возможностя­ми хозяйствующих субъектов и населения преодолевается че­рез налоговые ставки, льготы и налоговую базу.

Льготный режим налогообложения воздействует на струк­туру производства, развитие приоритетных для республики от­раслей экономики. Таковыми являются: развитие агропро­мышленного комплекса и всей инфраструктуры, связанной с его обслуживанием; внедрение механизма структурной инвес­тиционной политики, ориентированной на использование ин­теллектуального потенциала и развитие трудоемких и особенно наукоемких отраслей и производств; развитие валютоокупае-мых отраслей для обеспечения конкурентоспособности на миро­вых рынках; структурная перестройка и поддержка конверсии предприятий военно-промышленного комплекса; развитие пред­принимательства и бизнеса; привлечение иностранных инвес­тиций для развития новых технологий, способствующих эконо­мическому росту экономики и др.

Налоговые льготы должны способствовать не только разви­тию наиболее приоритетных и важных отраслей экономики, но и решению проблем регионального развития страны, стимули­рующему приток дополнительного капитала в республику. Льготный режим может временно распространяться на свобод­ные экономические зоны; при необходимости — на отрасли, функционирующие в экономически отсталых районах респуб­лики.

В зависимости от сферы применения различаются налого­вые льготы общие, предназначенные всем плательщикам соот­ветствующего налога, и специальные, предоставляемые отдель­ным группам плательщиков. Именно специальные налоговые льготы используются государством для регулирования рыноч­ной экономики. Важно предвидеть экономические последствия введения этих льгот, оперативно реагировать и менять меха­низм налогообложения (и в первую очередь — налоговые льго­ты). В любом случае льготы, предоставленные определенным сферам хозяйства или категориям плательщиков, должны обес­печивать им ускоренное развитие.

В зависимости от органа, их предоставляющего, льготы под­разделяются на предоставленные республиканской властью и льготы местных органов власти. Первые преследуют общегосу­дарственные цели, вторые имеют местную значимость.

На практике налоговые льготы могут классифицироваться по получателям — хозяйствующим субъектам и гражданам. Юридические лица получают в результате официального осво­бождения части доходов от налогов дополнительный капитал для производства. Снижение налогов с физических лиц благо­даря налоговым скидкам и льготам обеспечивает им увеличе­ние возможностей для расширения потребительских расходов или сбережений. Дополнительные потребительские расходы и сбережения населения также могут через кредитную систему стимулировать рост производства.

Льготное налогообложение как экономическая форма воз­действия государства на развитие тех или иных отраслей про­изводства существует во всех развитых странах. В США, напри­мер, практикуют различные налоговые льготы, которые по­буждают компании к рациональному использованию капитала, стимулированию развития научно-исследовательских и опыт­но-конструкторских работ, ускоренной амортизации основного капитала, использованию альтернативных видов энергии.

В Канаде существуют льготы в форме инвестиционного кре­дита для выделенной группы районов. Три специальные льготы направлены на стимулирование развития сельского хозяйства. Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию малого бизнеса: ко всем компаниям малого бизнеса применяется мини­мальная ставка.

В Австрии широко распространена такая льгота для физи­ческих лиц, как налоговый кредит: дополнительный налоговый кредит для единственного получателя дохода в семье; до­полнительный налоговый кредит на детей единственного полу­чателя дохода; дополнительные кредиты для наемных работни­ков: транспортный налоговый кредит; налоговый кредит для пенсионеров; налоговый кредит для лиц, совершающих регу­лярные поездки за рубеж и др. Здесь имеются налоговые льго­ты и привилегии для компаний, участвующих в совместной де­ятельности с иностранными фирмами и корпорациями. Сущес­твует льгота по налогообложению НДС для группы компаний, объединившихся в холдинг и зарегистрированных как единый субъект налогообложения. Оборот внутри этой группы налогом не облагается.

Во Франции существуют налоговые льготы по большинству продовольственных товаров, книгоизданию и производству ме­дикаментов.

В соответствии со статьей 21 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть) плательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных настоящим кодексом и иными актами налогового законодательства.

В соответствии со статьей 43 Общей части Налогового кодекса налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы устанавливаются в виде:

1. освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);

2. дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

3. пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

4. возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);

5. в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь Кодексом.

Льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально предоставляются в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается.

Организациям и индивидуальным предпринимателям может быть оказана государственная поддержка индивидуально в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, в виде:

изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней;

нормативного распределения выручки.

По решению Президента Республики Беларусь государственная поддержка может быть оказана плательщикам в иных видах.

Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь и законами, предоставлять льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты.

Областные и Минский городской Советы депутатов вправе предоставлять организациям и индивидуальным предпринимателям государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней, полностью уплачиваемых в местные бюджеты, по основаниям, определенным Президентом Республики Беларусь, и в порядке, установленном областными и Минским городским Советами депутатов.

Государственная поддержка в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов не оказывается налогоплательщикам в отношении налога на добавленную стоимость и акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации.

Плательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований.

Плательщик вправе не использовать налоговые льготы, отказаться от их использования либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При использовании налоговых льгот плательщик должен представлять вместе с налоговой декларацией (расчетом) по соответствующему налогу, сбору (пошлине) сведения о сумме, на которую уменьшена сумма налога, сбора (пошлины) в результате использования таких льгот, а также документы, подтверждающие право на льготы.

Тема 5. Налоговый механизм, его структура и составные элементы.

Государство реализует свою налоговую политику через налоговый механизм, его рычаги, звенья и элементы.

Создание налогового механизма является последовательным процессом, включающим следующие стадии:

· разработку налогового механизма, то есть определение налоговых отношений, обеспечивающих выполнение задач и целей налоговой политики на современном этапе;

· практическое применение налогового механизма;

· проверку соблюдения установленных форм и методов налоговых отношений, сбор информации, проведение контрольных мероприятий с целью определения положительных и отрицательных сторон действия налогового механизма;

· анализ действующей налоговой системы, ее оценку и разработку предложений по дальнейшему совершенствованию налогового механизма.

В управлении процессом налоговых отношений используются различные организационно-правовые методы, нормы, инструменты, формы и т.д. Устанавливая способы организации налоговых отношений, государство оформляет их в законах, указах Президента Республики Беларусь и других актах нормативного характера; определяет методы изъятия валового внутреннего продукта, виды платежей, налоговых ставок и льгот, способов обложения и т.д.

Таким образом, налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).

Налоговый механизм включает не только формы и методы организации налоговых отношений, но и способы их количественного и качественного определения.

К инструментам налогового механизма (или элементам), имеющим количественные параметры, можно отнести:

- размеры ставок;

- объем налоговых льгот;

- объект налогообложения;

- налоговый и отчетный период;

- сроки перечисления налоговых платежей;

- уровень собираемости налогов и т.д.

К элементам налогового механизма, имеющим качественные параметры, относятся понятие эффективности налогового регулирования, влияние налогов на экономическое развитие общества в целом и на проведение инвестиционной политики и т.д.

Наиболее мобильный блок элементов налогового механизма – количественные параметры, которые чаще всего подвергаются корректировке.

Налоговый механизм – это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве экономической категории, то есть как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно обеспечить через определенные организационные структуры и разграничить на следующие звенья:

- правовое регулирование и регламентирование,

- налоговое планирование и прогнозирование,

- управление налогообложением,

- налоговый контроль.

Правовое регулирование и регламентирование состоит в разработке и принятии законодательных и иных актов по организации налогового регулирования, которые осуществляют органы государственной власти. Такими регламентирующими документами являются указы, декреты Президенты Республики Беларусь, законы о налогах, закон о бюджете на соответствующий финансовый год и другие аналогичные нормативные документы. Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, местные финансовые и налоговые органы на основе действующего законодательства и постановлений Правительства разрабатывают инструкции и другие документы, позволяющие в пределах предоставленной им компетенции устанавливать единые правила организации налоговых отношений, обеспечивающие соблюдение налоговой дисциплины, способствующие проведению экономической политики, отвечающие современному состоянию экономического развития государства.

Налоговое планирование – это волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов, координации процессов в соответствии с целевой направленностью развития экономики.

Налоговое прогнозирование вместе с планированием обеспечивает оценку хозяйственно-воспроизводственных ситуаций за истекший период; намечает перспективы хозяйственного развития; вырабатывает концепцию налогообложения; закрепляет законодательно процедуру налогообложения и утверждает бюджет по налогам.

Налоговое регулирование обеспечивает экономическое воздействие на инвестиционные процессы, обновление технологий в отраслях, балансирование бюджета, саморегулирование внутриналоговых отчислений.

В условиях рынка налоговое регулирование принимает характер рыночного регулирования и представляет собой свободное взаимодействие производителей и потребителей на основе прямых и обратных связей. Рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой – к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несоответствия массы произведенных товаров потребностям и возможностям сбыта. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка, и регулятором динамического развития экономики выступает налоговый механизм, который признан во всех развитых странах мира.

Управление налогами осуществляется аппаратом специалистов с помощью особых приемов и методов, в том числе налоговых стимулов, имеющих две стороны – льготы и санкции. В современных условиях хозяйствования особо важное значение имеет усиление научного обоснования управленческих решений по налогам, учета опыта государств, осуществляющих свою деятельность в условиях рыночного хозяйства. С созданием рыночной экономической модели изменились методы финансового воздействия на развитие экономики. Вместо централизованного управления хозяйствующими субъектами, строго регламентировавшего отношения, начали использоваться разнообразные косвенные финансовые инструменты в форме налогов. С их помощью регулируется общий объем финансовых ресурсов – как у хозяйствующих субъектов, так и государства. Управление налогами направлено на соблюдение налоговой дисциплины, стимулирование развития производства.

Налоговый контроль обеспечивает правильность исчисления, своевременность и полноту поступления налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды от юридических и физических лиц.

Налоговый механизм должен рассматриваться и в качестве свода конкретных налоговых действий, то есть как совокупность условий и правил реализации положений налоговых законов. Это реальное налоговое производство. С таких позиций налоговый механизм выступает как экономический рычаг субъективного регламентирования системы налоговых отношений. Подчиненность его действия экономическим законом исключает субъективизм в регулировании налоговых отношений.

Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением. Конкретный налоговый режим, применяемый при формировании того или иного налога, зависит не только от положений налоговых законов, но и от издаваемых инструктивных указаний к ним. Этот механизм различается в зависимости от организационно-правовой формы деятельности, статуса плательщика: юридическое или физическое лицо. Налоговому производству присущи особенности, которые обусловлены полнотой прав и обязанностей сторон, участвующих в налоговых процессах.

Принятие оптимального налогового механизма означает как выбор различных налогов, так и обеспечение соответствующих норм и правил их исчисления и уплаты в бюджет. Важен здесь также и состав налоговых льгот и санкций. Они выступают исходной основой налогового регулирования, равно как и его составной части – налогового контроля.

Все названные звенья налогового механизма разграничены условно, поскольку на практике они нередко пересекаются, а налоговое регулирование и контроль выступают вовсе органичным целым. В процессе текущего налогового регулирования применяются как поощрительные методы в виде системы налоговых льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т.д. Все эти действия раскрывают регулирующее назначение налогообложения в целом. Элементы налогового механизма являются в то же время относительно самостоятельными комплексами налоговых действий, и каждый из них подчиняется своим правилам организации, оценки и обобщения, в рамках каждого применяются только ему свойственные приемы или техника налоговых действий.

Различия методов налогового планирования, регулирования, управления и контроля позволяют исследовать эти области как относительно самостоятельные, установить присущие им закономерности. На этой основе вырабатываются направления совершенствования налогового механизма как системы. Более того, все звенья налогового механизма – области, суть которых определена не только налоговой наукой и практикой. Так, налоговое планирование осуществляется исходя из рекомендаций общей теории и практики планирования, маркетинга и других наук. Тем же правилам подчиняются налоговое регулирование, управление и контроль.

Задачи налогового планирования неоднозначны. Они различаются в зависимости от того, кто их ставит: государственные органы или менеджеры от бизнеса. Следовательно, сфера налогового планирования неоднократна, она распадается на бюджетно-налоговое и корпоративное налоговое планирования. Цель первого – обеспечение потребностей бюджета. Целью второго является оптимизация налоговых платежей, нахождение законных способов их минимизации.

Неоднозначна и сфера налогового регулирования, управления и контроля, где сталкиваются общегосударственные, корпоративные и личные экономические интересы.

Внутренне содержание налогового механизма составляют финансовые и правовые отношения, складывающиеся при формировании доходов бюджета, перераспределении налоговых сумм между территориями и регионами.

Система организационно-экономических и финансовых отношений, сложившихся в Беларуси, определяет специфику построения налогового механизма. Основные характеристики налогового механизма в Беларуси следующие:

· перечень основных налоговых форм системы налогообложения Беларуси в основном отвечает мировым стандартам. Налоги и доходы, недвижимость и потребление составляют костяк любой налоговой системы;

· структура налоговых поступлений в разрезе отдельных налогов и налоговых групп резко колеблется. Ведущее место отведено налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, подоходному налогу с граждан. Более прогрессивные сдвиги в сторону ресурсных налогов тормозятся проблемами реальной собственности и исчислением рентной составляющей при формировании цены на лесные, земельные и другие природные ресурсы;

· механизм принятия решений по всему кругу налоговых вопросов как на уровне государства, так и на уровне его территорий не свободен от хаотичности; он не отвечает нормам международного налогового права;

· при планировании доходов бюджета налоговыми методами не достигаются целостность, логичность, стабильность, системность налоговых отношений. Изменения в налоговое законодательство зачастую вводятся вопреки первоначальным установкам, а текущие подзаконные акты еще более уводят налоговую практику от рекомендаций законов. Корректировки положений законов производятся по результатам налоговой практики, а не исходя из экономической целесообразности;

· законотворческая деятельность законодательной власти как часть процесса налогового планирования, регулирования, управления не свободна от лоббирования ведомственных интересов в ущерб общенациональным. Полная реализация налоговых законов на практике не достигается. Недостаточно стыкуются между собой методики исчисления и уплаты конкретных налогов, что затрудняет контроль за полнотой исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет;

· техника расчетов сумм отдельных налогов бессистемна. Методики определения размеров налоговых поступлений должен быть понятным не только самим работникам налоговых служб, но и простым налогоплательщикам. Всего одно неправильное налоговое действие приводит к целому ряду искажений показателей бухгалтерской отчетности, и это распространяется по всей цепочке бюджетно-налоговых отношений – как по горизонтали, так и по вертикали.

Исходя из отмеченного, можно сделать вывод о том, что налоговый механизм неправомерно рассматривать лишь с позиций оперативного вмешательства государства в вход сбора налогов. При таком подходе налоговый механизм теряет свой объективный характер и превращается в рычаг субъективного перераспределения денежных ресурсов. Два начала в налоговом механизме - объективное и субъективное – составляют органичное целое, и их равновесие нарушать нельзя.

Тема 6. Управление налогообложением.

Содержание и задачи управления налогообложением.

Управление налогообложением – комплексное понятие, включающее налоги как объект управления и налоги как инструмент регулирования экономическими процессами.

Следовательно, с одной стороны, это целенаправленная деятельность работников финансового и налогового аппарата по управлению процессами формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов, образуемых главным образом за счет налогов, и контролю за этими процессами, а с другой - управление органами системы Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам, Комитета государственного контроля и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

В связи с этим управление налогообложением охватывает управление налоговыми отношениями в государстве отношениями в государстве и управление финансово-налоговым аппаратом.

В процессе изменения экономической ситуации в стране управление налоговой системой также изменяется. В условиях государственной собственности, когда преобладали централизованные методы управления экономикой, налоговые формы изъятия доходов в бюджет не имели решающего значения. С переходом к рыночным отношениям управление налогообложением выдвигается на передний план, поскольку налоги становятся основным рычагом регулирования социально-экономического развития страны, повышения эффективности хозяйствования.

Деятельность финансово-налогового аппарата, связанная с управлением налогообложением, направлена на решение общенациональных и специфических задач.

К общенациональным задачам управления относятся:

· образование централизованных бюджетных и внебюджетных денежных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;

· установление оптимального соотношения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной системы;

· составление краткосрочных и долгосрочных программ и планов поступления налогов с использованием данных учетной и статистической отчетности, а также информации для принятия решений.

Специфическими задачами управления можно считать;

· определение степени участия юридических и физических лиц в налоговых доходах бюджета, чтобы не допустить преобладания тех или других, во избежание осложнений в процессе производства. В то же время нельзя причинить ущерб бюджету;

· разработку научно обоснованных ставок налогов, систем оценочных показателей налогооблагаемой базы;

· осуществление контроля за налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, а также проведение жестких мер против лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.

Одним из важных объектов управления налогообложением является налоговое право, то есть совокупность законов, регулирующих налоговые отношения. Предметом налогового права являются отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными лицами в ходе установления и взимания налогов. Источниками налогового права выступают законы, а также другие нормативные акты, в которых определены виды налогов, порядок их взимания, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых служб. Субъектами налоговых правоотношений являются государственные налоговые органы и налогоплательщики (юридические и физические лица).

Законы о налогах, сборах и обязательных платежах в соответствии с Конституцией Республики Беларусь принимаются Парламентом и направляются Президенту страны для подписания и обнародования. Вместе с этим местные органы самоуправления в пределах своей компетенции имеют право дополнительно вводить налоги и сборы на своей территории. Министерство по налогам и сборам, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет страны участвуют в реализации этих нормативных актов.

Итак, понятие управления налогообложением раскрывается с двух сторон. Во-первых, это система органов управления, в обязанность которых входит обеспечивать прохождение налоговой концепции на очередной плановый период (рассмотрение и обсуждение, утверждение в законодательном порядке, сбор налогов и контроль). Кроме того, эти органы должны составлять отчеты об исполнении бюджета, подвергать их всестороннему анализу. Во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и конкретную налоговую технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Управление налогообложением – наиболее выраженная сфера управленческих действий. Его недостатки приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений и, в конечном итоге, нагнетают социальную напряженность в обществе.

Наши рекомендации