IV. Рекомендуемые источники. Раздел 1. Общие проблемы экономической теории
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.
СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Раздел 1. Общие проблемы экономической теории
Тема 1.1.Предмет и метод экономической теории
I. Задания для самостоятельной работы
1.Определить содержание понятий «экономия», «политическая экономия»», «экономикс».
2. Охарактеризовать основные направления и школы в экономической теории.
3. Определить предмет экономической теории через воспроизводство.
4.*[1]Охарактеризовать диалектику как метод политической экономии.
5. Охарактеризовать метод экономической теории.
6.*Продемонстрировать на примере любых экономических категорий использование методов индукции и дедукции, анализа и синтеза.
7. Выполнить задания Рабочей тетради по теме №1.
II. План семинарского занятия
1. Определение предмета экономической теории.
2. Метод экономической теории.
III. Рекомендации по выполнению заданий и
подготовке к семинарскому занятию
Экономическая теория в широком смысле представляет собой образ мышления, или воззрение на хозяйственную действительность, являющуюся одной из важнейших сторон общественной жизни. Образ экономического мышления предопределяет особенность методов исследования внутренних зависимостей экономических явлений и процессов, которая заключается в сочетании общего формально-логического и диалектического способов мышления. И тот и другой присущ всем наукам. Особенность диалектического способа исследования заключается в том, что он предполагает рассматривать явление и сущность как противоположности, находящиеся в нераздельном единстве, во взаимопроникновении и раскрывающиеся в процессе познания. Это движение от созерцания явления к абстрактному осмыслению его сущности и от него к непосредственной действительности, практике, которая выступает в качестве критерия истины.
Усвоение сути диалектического мышления будет способствовать пониманию единства логического, отвлеченного (абстрактного), содержащего в себе объективную необходимость взаимосвязей общественных процессов, с одной стороны, и конкретного, т.е. непосредственного, содержащего элементы случайного — с другой. Понимание указанных способов исследования позволит оценить значение методов экономико-математического моделирования, все более широко используемых в анализе экономических процессов.
Что касается специфики и единства методов познания и изложения, исторического и логического, анализа и синтеза, индукции и дедукции, методов количественного и качественного исследования хозяйственных процессов и явлений, то они позволяют раскрыть механизм мышления и процесс познания реальной экономической действительности.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2011. Глава 2.
Дополнительная литература
1. Вечканов Г.С. Экономическая теория.2-е изд. – СПб.: Питер, 2009
2. Видяпин В.И. Экономическая теория, СПб. Изд. «Питер», 2009г
3.История экономических учений /Под ред. В.С.Автономова, О.И.Ананьина, Н.А.Макашевой: учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2009.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое воспроизводство?
2. В чем состоит основное противоречие экономики?
3. В чем сходство и различие нормативного и позитивного подхода?
4. Что такое эмпирический и теоретический методы?
5. Что такое «альтернативные издержки»?
6. Каковы функции экономической теории?
Тема 1.2.Экономика: потребности и ресурсы
I. Задания для самостоятельной работы
1. Кривые производственных возможностей (или трансформации).
2. Потребности и способы их нахождения. Модели потребностей.
3.*Распределение ресурсов и модели экономических систем. Плановая экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика.
4. Выполнить задания Рабочей тетради по теме № 2
II. План семинарского занятия
1. Основное противоречие экономики и пути его разрешения. Степени удовлетворения потребностей. Формула бизнеса и предпринимательства.
2.Потребности и способы их нахождения. Модели потребностей. Экономические ресурсы и их характеристика. Предпринимательство. Производительные силы общества и этапы их развития. Взаимодействие и развитие факторов производства. Закон редкости ресурсов.
3. Труд. Капитал. Земля.
4.Кривые производственных возможностей (или трансформации). Экономика полной занятости. Экономика частичной (неполной занятости).
III. Рекомендации по выполнению заданий и
подготовке к семинарскому занятию
Данная тема имеет важное значение в курсе экономической теории.
Факторы производства – это ресурсы, используемые для производства экономических благ. В основе изучения данной темы лежат две аксиомы. Первая – потребности общества безграничны, полностью неутолимы. Вторая – ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки. Отмеченное противоречие является источником экономического развития общества.