Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа

1) понятие и значение маржинального анализа в управлении

2) определение точки безубыточности и запаса финансовой прочности муниципального предприятия

[1]

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ. Он базируется на изучении соотношения между 3 группами важнейших экономических показателей:

- себестоимость произведенной продукции или услуги

- объем производства продукции или услуги

- прибыль

Данный метод управленческих расчетов называют анализом безубыточности.

В основу методики маржинального анализа положено деление затрат предприятия на переменные и постоянные.

Переменные затраты – те затраты, которые зависят от объема производства и реализации продукции. С ростом объема производства они растут, а со снижением – уменьшаются.

К ним относятся:

- з/п работников основного производства

- расходы на сырье и материалы

- расходы на горючее, электроэнергию и т.д.

Постоянные затраты: те затраты, которые не связаны с объемами производства и реализации продукции и существуют независимо от того, продает сегодня предприятие продукцию или нет.

К ним относятся:

- оплата процентов за кредит

- зарплата управленческого персонала

- арендные платежи

- амортизационные отчисления

5.05.14

Маржинальный анализ. Характеристика постоянных и переменных затрат.

На практике отдельные виды затрат, которые включаются в себестоимость продукции или услуг, могут быть частично переменными или частично постоянными. Например, телефонные услуга: абонплата – постоянные, международные разговоры – переменные. Расходы на электроэнергию ( в офисах – постоянные затраты, в процессе производства продукции – переменные). В этой связи принято переменные затраты принято называть условно-переменными, а постоянные – условно-постоянными.

Для определения маржинального дохода организации необходимо из выручки вычесть переменные издержки. Далее можно определить такие показатели, как: доля маржинального дохода в выручке, точку безубыточности организации и запас ее финансовой прочности.

Маржинальный анализ позволяет

- более точно выявить влияние факторов на изменение прибыли

- определить критический уровень продаж (порога рентабельности)

- установить зону безопасности предприятия запас его финансовой прочности

- обосновать наиболее оптимальные варианты управленческих решений

Традиционно при расчете прибыли использовалась формула:

ПР ДВ – СС (З перем) + А (затраты постоянные)

С позиции маржинального анализа прибыль будет выглядеть так:

ПР = ТП * (Ц – bi) – А

ТП – количество товарной и реализованной продукции , Ц – цена реализации на ед. продукции, bi – удельные переменные издержки на ед. продукции, А – совокупные постоянные затраты

Менеджер за счет управленческих решений может повлиять на такие составляющие прибыли, как объем реализованной продукции, ее цена и переменные издержки.

Постоянные затраты выделены формулами отдельно, т.к. они не связаны с объемами продаж предприятия.

[2]

Безубыточность – такое состояние организации, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытка или это выручка, необходимая для того, чтобы предприятие стало получать прибыль.

Для обоснования их уровня можно использовать аналитический и графический способ.

Например, задача:

Необходимо рассчитать маржинальный доход, точку безубыточности и запас финансовой прочности организации аналитическим и графическим способами, используя следующие исходные данные:

Дано:

ДВ = 10 млн руб

З перем = 4 млн руб

А (пост) = 3 млн руб

Найти: МД -?, Тб - ?, ЗФП - ?

1) рассчитаем маржинальный доход организации

МД = ДВ – З перем = 10 – 4 = 6 млн руб

2) Определить точку безубыточности предприятия

Тб = А / Д мд = 3 / 0.6 = 5 млн руб

Дмд = МД / ДВ = 6 / 10 = 0.6

3) Рассчитать запас финансовой прочности предприятия

Запас финансовой прочности предприятия (ЗФП) = ДВ - Т б = 10 – 5 = 5 млн руб = 50%

Маржинальный анализ позволяет моделировать ситуацию и рассчитывать прогнозируемые варианты различных значений прибыли, выручки и переменных затрат.

Например, если мы хотим узнать как изменятся основные показатели характеризующие производственную и сбытовую деятельность предприятия. В том случае, если прибыль необходимо увеличить на определенный % или в определенное количество раз, можно использовать формулу:

ДВ пр = А + ПР прогн / Д мд

ПроА – совокупные постоянные затраты предприятия, ПР прогн – прогнозируемая прибыль, Д мд – доля маржинального дохода в выручке

По этой формуле можно узнать, какая необходима выручка для того, чтобы прибыль увеличилась до желаемого предела.

Аналогично можно рассчитать другие прогнозируемые показатели.

З пер прогн = ДВ прогн – ПР прогн – А

СС прогн = А + З пер прогн

Таким образом, подставляя вышеприведенные формулы, различные варианты значений показателей, прибыль, цена , переменные затраты, мы можем прогнозировать и моделировать ситуацию, исходя из наших желаний и возможностей предприятия. Например, в приведенной задаче расчетная прибыль составила 3 млн руб

ПР = 10 – 3 – 4 = 3 млн руб

Предположим, такой уровень прибыли не устраивает менеджмент организации и поставлена задача ее удвоить. Возникает вопрос, как должны измениться остальные производственно-сбытовые показатели, которые обеспечат желаемую прибыль.

ПР = 3*2 = 6 млн руб

ДВ пр = 3 + 6 / 0.6 = 15 млн руб

З пер прогн = 15 – 3 – 6 = 6 млн руб

СС прогн = 3 + 6 = 9 млн руб

IRR = 8,25 + (90 – 8,25) = 24517,9 / (24517,9 – (-7562,2)) = 70,7%

19.05.14

Примеры решения задач

Задача 1. 40% акций хлебозавода принадлежит муниципалитету. Рассчитать, какую долю прибыли получит муниципалитет в свое распоряжение по итогам работы предприятия за год, если известно, что его рентабельность составила 35%, а выручка за всю реализованную продукцию 50 млн руб.

Дано: Решение:

Муниципалитет – 40% акций УРк = ПР/ ССк *100%

УРк = 35% 35 = (ДВ – ССк) / ССк * 100%

ДВ = 50 млн руб 35 = (50 – ССк) / ССк * 100%

Найти: 0,35 = 50 – СС ; ССк = 37,04

ПР - ? (мун) ПР = 50 – 37,04 = 12,96 * 0,4 = 5,185 млн.руб

Задача 2.

Наши рекомендации