Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа
1) понятие и значение маржинального анализа в управлении
2) определение точки безубыточности и запаса финансовой прочности муниципального предприятия
[1]
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ. Он базируется на изучении соотношения между 3 группами важнейших экономических показателей:
- себестоимость произведенной продукции или услуги
- объем производства продукции или услуги
- прибыль
Данный метод управленческих расчетов называют анализом безубыточности.
В основу методики маржинального анализа положено деление затрат предприятия на переменные и постоянные.
Переменные затраты – те затраты, которые зависят от объема производства и реализации продукции. С ростом объема производства они растут, а со снижением – уменьшаются.
К ним относятся:
- з/п работников основного производства
- расходы на сырье и материалы
- расходы на горючее, электроэнергию и т.д.
Постоянные затраты: те затраты, которые не связаны с объемами производства и реализации продукции и существуют независимо от того, продает сегодня предприятие продукцию или нет.
К ним относятся:
- оплата процентов за кредит
- зарплата управленческого персонала
- арендные платежи
- амортизационные отчисления
5.05.14
Маржинальный анализ. Характеристика постоянных и переменных затрат.
На практике отдельные виды затрат, которые включаются в себестоимость продукции или услуг, могут быть частично переменными или частично постоянными. Например, телефонные услуга: абонплата – постоянные, международные разговоры – переменные. Расходы на электроэнергию ( в офисах – постоянные затраты, в процессе производства продукции – переменные). В этой связи принято переменные затраты принято называть условно-переменными, а постоянные – условно-постоянными.
Для определения маржинального дохода организации необходимо из выручки вычесть переменные издержки. Далее можно определить такие показатели, как: доля маржинального дохода в выручке, точку безубыточности организации и запас ее финансовой прочности.
Маржинальный анализ позволяет
- более точно выявить влияние факторов на изменение прибыли
- определить критический уровень продаж (порога рентабельности)
- установить зону безопасности предприятия запас его финансовой прочности
- обосновать наиболее оптимальные варианты управленческих решений
Традиционно при расчете прибыли использовалась формула:
ПР ДВ – СС (З перем) + А (затраты постоянные)
С позиции маржинального анализа прибыль будет выглядеть так:
ПР = ТП * (Ц – bi) – А
ТП – количество товарной и реализованной продукции , Ц – цена реализации на ед. продукции, bi – удельные переменные издержки на ед. продукции, А – совокупные постоянные затраты
Менеджер за счет управленческих решений может повлиять на такие составляющие прибыли, как объем реализованной продукции, ее цена и переменные издержки.
Постоянные затраты выделены формулами отдельно, т.к. они не связаны с объемами продаж предприятия.
[2]
Безубыточность – такое состояние организации, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытка или это выручка, необходимая для того, чтобы предприятие стало получать прибыль.
Для обоснования их уровня можно использовать аналитический и графический способ.
Например, задача:
Необходимо рассчитать маржинальный доход, точку безубыточности и запас финансовой прочности организации аналитическим и графическим способами, используя следующие исходные данные:
Дано:
ДВ = 10 млн руб
З перем = 4 млн руб
А (пост) = 3 млн руб
Найти: МД -?, Тб - ?, ЗФП - ?
1) рассчитаем маржинальный доход организации
МД = ДВ – З перем = 10 – 4 = 6 млн руб
2) Определить точку безубыточности предприятия
Тб = А / Д мд = 3 / 0.6 = 5 млн руб
Дмд = МД / ДВ = 6 / 10 = 0.6
3) Рассчитать запас финансовой прочности предприятия
Запас финансовой прочности предприятия (ЗФП) = ДВ - Т б = 10 – 5 = 5 млн руб = 50%
Маржинальный анализ позволяет моделировать ситуацию и рассчитывать прогнозируемые варианты различных значений прибыли, выручки и переменных затрат.
Например, если мы хотим узнать как изменятся основные показатели характеризующие производственную и сбытовую деятельность предприятия. В том случае, если прибыль необходимо увеличить на определенный % или в определенное количество раз, можно использовать формулу:
ДВ пр = А + ПР прогн / Д мд
ПроА – совокупные постоянные затраты предприятия, ПР прогн – прогнозируемая прибыль, Д мд – доля маржинального дохода в выручке
По этой формуле можно узнать, какая необходима выручка для того, чтобы прибыль увеличилась до желаемого предела.
Аналогично можно рассчитать другие прогнозируемые показатели.
З пер прогн = ДВ прогн – ПР прогн – А
СС прогн = А + З пер прогн
Таким образом, подставляя вышеприведенные формулы, различные варианты значений показателей, прибыль, цена , переменные затраты, мы можем прогнозировать и моделировать ситуацию, исходя из наших желаний и возможностей предприятия. Например, в приведенной задаче расчетная прибыль составила 3 млн руб
ПР = 10 – 3 – 4 = 3 млн руб
Предположим, такой уровень прибыли не устраивает менеджмент организации и поставлена задача ее удвоить. Возникает вопрос, как должны измениться остальные производственно-сбытовые показатели, которые обеспечат желаемую прибыль.
ПР = 3*2 = 6 млн руб
ДВ пр = 3 + 6 / 0.6 = 15 млн руб
З пер прогн = 15 – 3 – 6 = 6 млн руб
СС прогн = 3 + 6 = 9 млн руб
IRR = 8,25 + (90 – 8,25) = 24517,9 / (24517,9 – (-7562,2)) = 70,7%
19.05.14
Примеры решения задач
Задача 1. 40% акций хлебозавода принадлежит муниципалитету. Рассчитать, какую долю прибыли получит муниципалитет в свое распоряжение по итогам работы предприятия за год, если известно, что его рентабельность составила 35%, а выручка за всю реализованную продукцию 50 млн руб.
Дано: Решение:
Муниципалитет – 40% акций УРк = ПР/ ССк *100%
УРк = 35% 35 = (ДВ – ССк) / ССк * 100%
ДВ = 50 млн руб 35 = (50 – ССк) / ССк * 100%
Найти: 0,35 = 50 – СС ; ССк = 37,04
ПР - ? (мун) ПР = 50 – 37,04 = 12,96 * 0,4 = 5,185 млн.руб
Задача 2.