Ф.П. Рамсей о роли теоретических терминов в научном познании
Развитие неопозитивизма связано с напряженной логической работой. В процессе этого развития были получены многочисленные логические результаты, часть из которых истолковывалась в пользу неопозитивизма, часть – против. Остановимся вначале на первых.
В 1931г. был издан сборник статей умершего за год до этого в 26-летнем возрасте английского логика и экономиста Фрэнка Рамсэя. В небольшой статье под названием "Теории" Рамсэй показал, что любую теорию можно выразить таким образом, что в ней вообще не будут встречаться теоретические термины, такие как "ген", "электрон", "атом" и т.д. без ущерба для выводов из теорий, доступных опытной проверке. Для этого необходимо построить предложение. получившее имя Рамсэя (метод такого построения изложен в книге Р.Карнапа "Философские основания физики": М., 1971, С. 327-339). Оказалось, что выводы, получаемые из теории, определяются не конкретным содержанием входящих в нее теоретических терминов, а их взаимоотношением с другими теоретическими терминами. Поэтому конкретное содержание теоретических терминов можно элиминировать, оставив лишь отношение между ними. Это выражается заменой теоретических терминов переменными и использованием кванторов существования для этих переменных.
Разработка метода Рамсей-элиминации как тождество позитивизма. В самом деле, "с каким правом, – спрашивает Р.Карнап, – ученый может говорить о теоретических понятиях как обоснованных, в то же самое время отрицая право философа использовать метафизические термины?" (Р.Карнап, Там же, с. 329)
Ученый приобретает такие права, исключая теоретические термины из своих собственных теорий.
Хотя работа Рамсея некоторое время оставалась незамеченной, в дальнейшем она породила обширную философскую литературу, связанную с ее истолкованием. Особую остроту дискуссия приобрела после того, как американский математик В.Крейг в 50-е годы получил новые, еще более общие и существенные результаты. Если Рамсей предполагал, что число аксиом теории, из которой элиминируются теоретические, должно быть конечным, то это ограничение должно быть заменено гораздо более общим в теореме Крейга. Эмпирические следствия теории могут быть аксиоматизированы без использования теоретических терминов, и из такой "транскрибированной" по Крейгу теории могут быть выведены все те проверяемые на опыте результаты, которые получаются из первоначальной теории, содержащей теоретические термины.
Результаты Рамсея и Крейга привели к появлению рассуждения, известного как "дилемма теоретика". Такие рассуждения сводятся к следующему:
1) теоретические термины или служат их назначению или не служат; 2) если они своему назначению не служат, то они, очевидно, излишни; 3) если теоретические термины выражают именно то, для чего их ввели, то тем самым они устанавливают связь между наблюдаемыми явлениями; 4) но если они устанавливают связи между наблюдаемыми явлениями, тогда те же самые связи могут быть установлены и без теоретических терминов, как это показывают результаты Крейга и Рамсея; 5) если эти связи могут быть установлены и без введения ненаблюдаемых объектов, то наличие теоретических терминов лишено необходимости; 6) следовательно, по существу, теоретические термины излишни или, во всяком случае, в принципе можно без них обойтись, (см. Сава Петров. О допустимости логической элиминации теоретических терминов. Философские науки. 1978, №2, с. 141).
Таким образом, теории казались разгромленными. И это было триумфом позитивистской философии. Однако, вскоре последовали и поражения.
Проблема роли теоретических понятий
Затруднения в проведении неопозитивистской программы были обнаружены и на другом полюсе исследований— со стороны изучения теоретической сферы научного познания. При анализе языка теорий исследователи столкнулись с проблемой, какую функцию в научных концепциях играют сугубо теоретические термины, т.е. те, референт которых не может быть однозначно выявлен эмпирическими методами. Возникло даже предположение о принципиальной устранимости таких терминов из научного языка. Ведь очень хотелось бы, чтобы теоретический термин полностью вырастал из эмпирического содержания.
Проблема устранимости теоретических терминов была поставлена в 1931 г. андийским логиком Ф.П. Рамсеем. Суть ее состоит в следующем: если данная научная теория содержит теоретические понятия, обозначающие некие ненаблюдаемые объекты и с их помощью неплохо объясняет и предсказывает ряд непосредственно наблюдаемых феноменов, то нельзя ли переформулировать данную теорию таким образом, чтобы сохранилось все ее эмпирическое содержание, вся ее объяснительная и предсказательная сила, но были устранены ненаблюдаемые сущности? Или, говоря иначе, если данная теория с помощью теоретических терминов устанавливает связи между эмпирическими феноменами (например, научное предсказание можно понимать как связь между тем, что наблюдаемо и тем, что будет наблюдаться позже), то нельзя ли установить те же самые связи и без использования ненаблюдаемых объектов? Эта проблема получила в философии и методологии науки название проблемы Рамсей-эли минации.
Далее ход его рассуждений таков. Если теоретические термины не выполняют функции систематизации, они не нужны. Но если они выполняют эти функции, т.е. устанавливают связи между наблюдаемыми явлениями, то эти же связи можно установить и напрямую, без использования дополнительных понятий. Тогда опять же теоретические термины не нужны.
Прежде всего возникает вопрос о технической возможности логически корректно осуществить Рамсей-элиминацию, т.е. переформулировку теории без использования неэмпирических понятий. Первое положительное решение дал сам Ф.П. Рамсей, предложив процедуру замены теоретических терминов логическими конструкциями. Однако результаты Ф.П. Рамсея, показывающие принципиальную возможность устранимости неэмпирических терминов из теории, ни в коем случае не означают, что ученые должны отказаться от использования таких терминов. Как подчеркивает Р. Карнап, процедуры Ф.П. Рамсея выявляют полное содержание наблюдений, на которых базируется та или иная теория; решение Ф.П. Рамсея лишь устраняет все неявно подразумеваемые дополнительные значения неэмпирических терминов и выявляет действительный эмпирический базис теории. Однако решение Ф.П. Рамсея оставляет открытым вопрос, зачем нужны неэмпирические термины.