Современные проблемы и государственное регулирование рынка труда
Современная ситуация, сложившаяся на рынках труда во многих экономически развитых странах, особенно в Западной Европе, вызывает серьезное беспокойство.
Во-первых, население этих стран стареет, и для преодоления нехватки рабочих рук приходится привлекать иммигрантов, многие из которых придерживаются иных морально-этических принципов в сравнении с принципами западного общества.
Во-вторых, правительства западных стран, движимые социалистическими идеями всеобщего равенства, справедливости и т.п., платят неработающим столь высокие пособия, что сидеть дома становится выгодно. В результате возник целый класс добровольно бедных, ни дня не работавших и живущих на пособия. Высокие социальные трансферты вынуждают увеличивать налоги на занятых, что ведет к сокращению инвестиций.
В-третьих, в борьбе с безработицей принято трудовое законодательство, по которому предпринимателям очень трудно уволить работников, по каким-либо причинам переставшим их удовлетворять. Сложилась своеобразная система пожизненного найма, защищающая неумех, бездельников, просто тех, кто стал не нужен из-за изменившейся рыночной конъюнктуры. Рынок труда потерял, таким образом, необходимую гибкость: сокращение потребности в работниках не ведет к адекватному падению занятости, необходимость оплачивать лишних работников способствует сокращению экономической эффективности. Важно, что такая система, в конечном счете, оборачивается против трудящихся, ведет к увеличению безработицы, ибо предприниматели просто боятся нанимать новых работников, поскольку в случае чего от них уже не избавишься.
Все вышесказанное подрывает конкурентоспособность европейских экономик, способствует экономическому застою.
Основной проблемой российского рынка труда является сокращение общей численности населения страны, соответственно и экономически активного населения. В такой ситуации Россия не может обойтись без привлечения рабочих рук из-за рубежа. Между тем, ситуация с трудовой миграцией близка к катастрофической. Подавляющее большинство мигрантов трудится нелегально в условиях, к которым применимы понятия «принудительный труд» и «торговля людьми». Эксперты Международной организации труда полагают, что без либерализации миграционных процессов Россия не сможет конкурировать за мигрантов с другими странами, что затормозит экономический рост.
Другая серьезная проблема связана с низкой мобильностью рабочей силы внутри страны. При переходе к рынку продукция многих отраслей, прежде весьма востребованная государством, оказывается ненужной ни домашним хозяйствам, ни фирмам. С другой стороны начинают развиваться отрасли, действительно удовлетворяющие общественные потребности. Для динамичного развития нужен переток работников из стагнирующих отраслей в развивающиеся. Однако для смены отрасли очень часто необходимо переехать в другой регион, т.е. межотраслевая мобильность совпадает с региональной. При этом мобильность населения внутри страны снизилась в сравнении с советскими временами, когда ее организовывало государство, в два раза. В результате жители депрессивных регионов попадают в «ловушку бедности»: на старом месте из бедности не вырвешься, а денег на переезд у них нет. Тормозится и развитие прогрессивных отраслей.
Решению проблемы могли бы помочь развитие малого бизнеса, а также внешние инвестиции в депрессивные регионы. И то, и другое позволило бы создать в них дополнительные рабочие места. Этому, однако, препятствуют высокий уровень коррупции и необоснованные преференции для компаний, связанных с местными властями.
Во всех странах государство принимает активное участие в регулировании рынка труда. Сферами государственного регулирования являются:
- Законодательное оформление и защита прав трудящихся;
- Защита уязвимых групп населения (национальных меньшинств, мигрантов, инвалидов и др.);
- Подготовка и переподготовка трудящихся;
- Обеспечение минимальной оплаты труда;
- Гарантирование приемлемых условий труда;
- Обеспечение стабильного дохода и социальное страхование работников.
На функционирование рынка труда существенное значение оказывают государственные меры по борьбе с инфляцией, созданию новых рабочих мест, налоговая политика.
Не следует, однако, обольщаться относительно эффективности государственного регулирования трудовых отношений. Очень часто государство своими действиями лишь усугубляет проблемы, которые оно призвано решить. Выше говорилось, что государственная социальная политика на Западе способствует нежеланию работать и излишней занятости. С другой стороны, в богатых странах устанавливаемая государством минимальная заработная плата зачастую оказывается выше равновесной заработной платы. В результате возникает «безработица ожидания», поскольку предложение труда возрастает, а спрос на него падает.
Иногда государство путем стимулирования совокупного спроса пытается добиться того, чтобы безработица оказалась ниже ее естественного уровня. Обычно этот делается накануне выборов в политических целях. Но такие попытки дают лишь кратковременный эффект. Вначале, правда, производство обычно растет, а безработица падает. Но при этом фактический ВВП начинает превышать потенциальный ВВП, т.е. экономика работает с перегрузкой. Поэтому очень скоро экономика сталкивается с ростом цен, увеличившееся было производство вновь сокращается (тема 17, п. 3), а безработица возвращается к своему естественному уровню.
Зачастую государственное регулирование трудовых отношений обеспечивает защиту лишь относительно благополучной категории работников «формального» сектора за счет ограничения занятости в нем и развития подпольных форм занятости. Такое происходит всякий раз, когда установленные государством стандарты заметно опережают реальные возможности экономики, либо становятся препятствием для гибкости рынка труда.
Сегодня правительства западноевропейских стран пытаются изменить законодательства, чтобы сделать рынок труда более гибким. В самом деле, либеральные реформы в Западной Европе неизбежны, если правящие круги не хотят довести дело до краха европейских экономик.
В России государственное регулирование рынка труда имеет особую специфику и играет важную роль в построении рыночной экономики. Совместные действия правительства и Государственной Думы обеспечили принятие ряда важных законов, прямо затрагивающих социальную сферу и призванных заложить правовой фундамент эффективного рынка, обеспечить полный и окончательный демонтаж советского наследия. В частности принятие в декабре 2001 г. нового Трудового кодекса ведет к отказу от нереализуемых в современных условиях гарантий, пенсионная реформа направлена на то, чтобы пенсии не были одинаковы для всех, но зависели от получаемой в течение трудовой жизни заработной платы.
С другой стороны, в последнее время российские власти усиливают административное давление на бизнес, что никак не укладываются в русло либеральных рыночных реформ. В то же время именно либеральная политика, повышая эффективность экономики, ведет к росту доходов работников как рыночной, так и бюджетной сфер, позволяет одновременно решать острые социальные проблемы защиты уязвимых членов общества, помощи тем, кто хочет и может трудиться.
ТЕМА 19. ИНФЛЯЦИЯ
1. Понятие и причины инфляции
2. Экономические последствия инфляции
3. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса
4. Инфляция и антиинфляционная политика в России