Предмет и метод экономической науки

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Часть I. Микроэкономика

Учебное пособие

Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия

Рецензенты: Воробьева И.П., канд. экон. наук,

доцент кафедры экономики Томск. политехн. ун-та;

Чувакина B.C., канд. экон. наук, доцент кафедры

политической экономии Томск. гос. ун-та

Корректор: Осипова Е.А.

Алферова Л.A.

Экономическая теория: Учеб. пособие. В 2-х частях. — Томск: Том­ский межвузовский центр дистанционного образования, 2007. — Ч.I: Микроэкономика. — 217 с.

Представлен учебно-методический комплекс для подготовки студен­тов по дисциплине «Экономическая теория» в виде конспекта лекций, примеров решения задач, тестов и задач для самопроверки.

Теоретический материал иллюстрирован графиками и числовыми примерами. Приведены варианты индивидуальных заданий для закрепле­ния полученных знаний.

Для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. Представляет интерес для преподавателей и студентов других специально­стей.

© Алферова Л.A., 2007

© Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2007

ПРЕДИСЛОВИЕ

Экономическая теория является одной из базовых дисцип­лин в системе обучения студентов экономических специально­стей. В условиях рыночных отношений знание основ данной дисциплины становится особенно актуальным и необходимым.

При создании пособия использовались учебники и учебные пособия российских и зарубежных авторов. Пособие построено по принципу отбора и систематизации материала, позволяющего понять корни экономических явлений и объяснить главные со­циально-экономические процессы современности.

Предлагаемое пособие состоит из двух частей: «Микроэко­номика» и «Макроэкономика».

Первая часть учебного пособия содержит одиннадцать раз­делов. Общие основы экономической теории раскрываются в первом разделе, содержащем фундаментальные понятия и зако­номерности экономики. Восемь разделов посвящены вопросам микроэкономики. В этих разделах рассматриваются такие эко­номические явления, как спрос, предложение, производство и потребление в свете законов хозяйственной деятельности пер­вичных ячеек (потребителей, фирм, собственников капитала и т. д.). Законы микроэкономики позволяют понять механизм при­нятия решений на уровне первичных ячеек, характер отношений между покупателями и продавцами, между предпринимателями и наемными работниками, а также между самими предпринима­телями в ходе их взаимодействия. В процессе изучения микро­экономики студенты получают возможность усвоить целый ряд законов: спроса и предложения, редкости благ, убывающей пре­дельной полезности, убывающей доходности от факторов про­изводства. В десятом и одиннадцатом разделах содержатся при­меры решения типовых задач и индивидуальные задания для самостоятельной работы.

Вторая часть учебного пособия посвящена проблемам мак­роэкономики, представляющей сферу знаний, непосредственно затрагивающую личное положение, конкретную ситуацию каж­дого члена общества.

Макроэкономика исследует результаты хозяйственной деятельности всех участников общественного производства одновременно. Изучение вопросов, предлагаемых во второй части учебного пособия, позволяет получить представление об агреги­рованных показателях экономической деятельности, выявить зависимость между уровнем цен и безработицей, понять меха­низм воздействия государства на экономику страны, определить причины экономического роста. Теоретический материал вто­рой части пособия полностью построен на концепциях, полу­чивших широкое признание в XX веке и воплотившихся на практике в странах Запада.

Использование при изложении материала данного учебного пособия в качестве основного метода экономического анализа метода моделирования изучаемых процессов, осуществляемое в логической, графической и алгебраической формах, обеспечива­ет хорошее сочетание глубины и доступности изучаемого мате­риала.

Для лучшею усвоения содержательной части учебного материала в каждом разделе представлены тесты и задания для самоконтроля, составленные таким образом, чтобы студенты четко представляли себе, что необходимо знать и уметь использовать в практической деятельности, приведен перечень ключе­вых понятий по каждой теме. Правильность усвоения материала обеспечивается возможностью проверки своих знаний с помо­щью ответов, приведенных в приложении.

Предлагаемое пособие содержит четыре индивидуальных гадания (по 20 вариантов), охватывающих практически весь тео­ретический материал. При составлении заданий автором учиты­валась необходимость использования конкретных числовых за­дач, для решения которых необходимо знание правил диффе­ренциального исчисления. В учебное пособие наряду с автор­скими включены наиболее удачные задачи из опубликованных отечественных и переводных зарубежных учебных пособий, оп­робованные автором на практических занятиях.

Наличие вариантов индивидуальных заданий позволяет ис­пользовать предлагаемое пособие не только для расширения теоретических знаний, но и для приобретения необходимых на­выков практической работы с микро- и макроэкономическими моделями.

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Предмет и метод экономической науки

1.1.1 Формирование предмета экономической теории

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Самым насущным вопросом каждого человека, семьи, фирмы, общества является удовлетворение разнообраз­ных потребностей. Человеческие потребности безграничны. Но ни одно общество не может произвести все, что хотелось бы всем его членам. Экономическая теория описывает факты, вы­являет закономерности, связанные с производством, распреде­лением. обменом и потреблением материальных и нематериаль­ных благ.

Истоки экономической теории появились в древнем мире в четвертом тысячелетии до нашей эры. Термин «экономика» произошел от древнегреческого слова «экономия». Слово «эко­номия» состоит из двух слов: «ойкос» (дом, домашнее хозяйст­во) и «номос» (знаю, закон). Такая трактовка смысла данного термина обусловлена наличием рабовладельческой и натураль­ной форм хозяйствования.

С развитием товарно-денежных отношений усиливается роль государства в экономических процессах и обостряется проблема сосуществования государственной, общинной и част­ной собственности. Возникает потребность в знаниях о народ­ном хозяйстве всей страны. В 1615 г. французский экономист Антуан де Монкретьен, публикуя свой труд, употребил в загла­вии название «политическая экономия». С тех пор экономиче­ские проблемы рассматривались в рамках науки, получившей название «политическая экономия». В XVI—XVIII вв. полити­ческая экономия рассматривала конкретные проблемы деятельности хозяйствующих субъектов и решения экономистов, направленные на увеличение доходов государства. В формиро­вании и развитии политической экономии как науки огромную роль сыграли такие экономисты, как Франсуа Кенэ, Адам Смит, Давид Рикардо. Классики политической экономии пытались от­крыть источники богатства в сфере сельскохозяйственного и промышленного производства. Значительный вклад в формиро­вание науки внес К. Маркс. Он рассматривал политическую эко­номию как науку, изучающую производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественных формаций.

Во второй половине XIX в. исследования в области эконо­мики концентрируются на изучении конкретных отношений экономических агентов и выработке соответствующих практи­ческих рекомендаций. Видные представители маржиналистского (неоклассического) направления экономической теории Леон Вальрас и Альфред Маршалл предложили рассматривать жономику как систему взаимозависимых хозяйствующих субъ­ектов, распоряжающихся материальными, финансовыми и тру­дными ресурсами на основе широкого применения математи­ческих методов. Страницы экономических сочинений заполнили различные алгебраические формулы и геометрические фигуры, моделирующие всевозможные рыночные ситуации. Вслед за этим меняется и название самой дисциплины. Понятие «политическая экономия» вытесняется новым названием — «экономика». Этот термин ввел в обиход А. Маршалл, выпустив книгу под названи­ем «Принципы экономической науки» в 1890 году [1].

На рубеже XIX—XX веков микроэкономический анализ подвергается критике со стороны некоторых ученых в связи с развитием монополистических тенденций в экономике и появлением кризисных явлений, усиливавшихся на протяжении 20-х годов. Великая депрессия конца 1920-х — начала 1930-х годов потребовала вмешательства государства в экономику и исследо­вания со стороны ученых границ этого вмешательства.

На авансцену экономической мысли поднимается новое на­правление — кейнсианство. Джон Кейнс отказался от главного постулата неоклассиков — рыночного механизма как идеальной саморегулирующейся системы. Ученый предложил концепцию «эффективного спроса». Рынок, с точки зрения Кейнса, не может обеспечить достаточный уровень совокупного спроса, поэтому стимулировать спрос обязано государство посредством фискальной и денежно-кредитной политики. Последователи Кейнса считают, что государство, используя инструменты сти­мулирующей политики, способно добиться полной занятости. Кроме того, сокращая совокупный спрос, оно может смягчить давление инфляции. Кейнсианская теория широко использова­лась государственными деятелями в западных странах до конца

60-х годов [2].

В 70-е годы XX столетия в экономике стран Запада насту­пает состояние стагфляции. Дефицитное финансирование стало причиной галопирующей инфляции, а неустойчивость мирового хозяйства (нефтяной, валютно-финансовый кризисы) обуслови­ла невозможность стабилизации экономики национальными средствами. В этих условиях меры централизованного воздейст­вия на экономику стали малоэффективными. Появляются новые школы неоклассического направления: монетаризм, теория эко­номики предложения, теория рациональных ожиданий.

По мнению представителя монетаризма Милтона Фрид­мена, главной задачей государства в области управления эконо­микой является контроль над денежной массой и эмиссией де­нег, находящихся в обращении и запасах. Ученый предложил отказаться от краткосрочной денежной политики, на которой настаивали кейнсианцы, и заменить ее долгосрочной политикой, направленной на достижение соответствия между темпом при­роста денег в обращении и темпом прироста валового нацио­нального продукта. Монетаристы сформулировали так называе­мое монетарное правило — рост денежной массы в обращении должен быть равен 3-процентному темпу роста реального объе­ма производства.

Выводы монетаристов относительно неэффективности де­нежной политики в краткосрочном периоде подверглись крити­ке со стороны представителей теории рациональных ожида­ний. Роберт Лукас и Томас Сарджент считают, что ожидания являются важными мотивами поведения для всех, кто принима­ет экономические решения. Рациональные ожидания опираются на прошлые данные и на всю доступную современную инфор­мацию о состоянии экономики. Если правительство обнародует пределы дефицита государственного бюджета и верные направ­ления своей экономической политики, то население, фирмы и организации будут правильно строить свои прогнозы и больше доверять государству.

Широкую популярность в 1970—1980-е годы получила теория экономики предложения. Ее представители, в частности Анри Лаффер, считают, что стимулирование спроса в долго­срочном периоде не может привести к хорошим результатам.

Государство должно переориентировать свою политику с поли- 1ики стимулирования совокупного спроса на политику поощре­нии накопления капитала, а это возможно только в ходе проведения эффективной налоговой политики. Снижение налоговых ставок будет стимулировать расширение производства, которое, и свою очередь, приведет к росту доходов и увеличению налоговых поступлений в бюджет. Сторонники данной теории убежде­ны в том, что если резко уменьшить долю государственного сектора, то частный бизнес сумеет обеспечить высокую заня­тость населения и достаточный экономический рост.

Особое место в современной экономической теории занимает институционально-социологическое направление, создателем которого был Торстен Веблен. Он считал, что одной из задач эко­номистов является изучение норм, обычаев, привычек, влияющих на принятие решений экономическими агентами. В рамках этого направления возникли теории прав собственности (Р. Коуз), I сори и экономической организации и теории общественного выбора. В исследованиях, проводимых представителями этих теорий, можно выделить три уровня анализа:

1) исследование поведения субъектов экономики;

2) изучение различных институциональных соглашений в виде рынка, фирм, договоров между хозяйственными единицами;

3) анализ собственно институциональной среды, которая определяет «правила игры» для функционирования производст­ва, распределения и обмена.

Эволюция экономической мысли позволяет сделать вывод о том, что предмет экономической науки за весь период развития общества претерпел существенные изменения. В настоящее время экономическая теория исследует проблемы эффектив­ного использования ограниченных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения мате­риальных потребностей людей.

Экономическая теория подразделяется на два больших раздела: микроэкономику и макроэкономику. Предметом микроэкономики является деятельность индивидуального субъекта экономики («экономического человека»), функционирующего в условиях ограниченности ресурсов. Концепция «экономическо­го. человека» впервые возникла в классической политической экономии. Ее суть состоит в том, что человеку от природы при­сущ эгоизм, он всегда думает о своей выгоде, ее максимизации, но при этом свой интерес может удовлетворить лишь оказывая услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты своего труда. Становление микроэкономики как науки прихо­дится на последнюю треть XIX века. Большой вклад в разработ­ку теории рыночного равновесия внесли маржиналисты. Мак­роэкономика исследует общие проблемы, характерные для эко­номики страны: экономический рост, занятость, инфляцию, обеспечение стабильности, внешнеэкономические связи.

В связи с разделением стран на развитые и развивающиеся в рамках экономической теории возникла отрасль экономиче­ской науки компаративистика (Л. Мизес), предметом которой является сравнительный анализ экономических систем. В по­следней четверти XX в. в связи с трансформацией индустриаль­ного общества в постиндустриальное в рамках компаративисти­ки стала формироваться новая наука — транзитология (теория экономической трансформации, исследующая общецивилизаци­онные проблемы изменения и трансформации хозяйственных систем) [3], предложенная Э. Де Сото.

Значение экономической теории во многом определяется функциями, которые она выполняет. Как правило, выделяются следующие функции:

1) познавательная, суть которой состоит в том, что эконо­мической теорией изучается все многообразие экономических процессов, связанных с деятельностью экономических субъек­тов, дается их научное объяснение, раскрываются законы и за­кономерности, присущие экономическим явлениям;

2) методологическая, сущность которой состоит в осново­полагающей роли экономической науки как теоретического фундамента для многих прикладных экономических дисциплин, изучающих экономику на уровне фирмы, отрасли и народного хозяйства;

3) практическая, суть которой заключается в выработке •тучных рекомендаций по эффективному управлению хозяйст­венной деятельностью экономических субъектов (например, ис­пользование правительственными органами стран Запада с кон- II ) 10-х до начала 70-х годов XX века кейнсианского подхода к механизму функционирования экономики). В начале 1970-х го- юн более популярными стали экономические рецепты монета­ристов, институционалистов и представителей новой классиче­ской школы. Положения и выводы теории экономики предложения стали важным элементом политики Рейгана в США в 1980-е годы, одним из направлений которой явилось резкое уменьшение подоходного налога.

Все знания, полученные в ходе изучения экономической теории, необходимы практически любому человеку для понима­ния сложного мира хозяйственных отношений между людьми, формирования экономического мышления.

Наши рекомендации