Предмет и метод экономической науки
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Часть I. Микроэкономика
Учебное пособие
Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия
Рецензенты: Воробьева И.П., канд. экон. наук,
доцент кафедры экономики Томск. политехн. ун-та;
Чувакина B.C., канд. экон. наук, доцент кафедры
политической экономии Томск. гос. ун-та
Корректор: Осипова Е.А.
Алферова Л.A.
Экономическая теория: Учеб. пособие. В 2-х частях. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2007. — Ч.I: Микроэкономика. — 217 с.
Представлен учебно-методический комплекс для подготовки студентов по дисциплине «Экономическая теория» в виде конспекта лекций, примеров решения задач, тестов и задач для самопроверки.
Теоретический материал иллюстрирован графиками и числовыми примерами. Приведены варианты индивидуальных заданий для закрепления полученных знаний.
Для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. Представляет интерес для преподавателей и студентов других специальностей.
© Алферова Л.A., 2007
© Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2007
ПРЕДИСЛОВИЕ
Экономическая теория является одной из базовых дисциплин в системе обучения студентов экономических специальностей. В условиях рыночных отношений знание основ данной дисциплины становится особенно актуальным и необходимым.
При создании пособия использовались учебники и учебные пособия российских и зарубежных авторов. Пособие построено по принципу отбора и систематизации материала, позволяющего понять корни экономических явлений и объяснить главные социально-экономические процессы современности.
Предлагаемое пособие состоит из двух частей: «Микроэкономика» и «Макроэкономика».
Первая часть учебного пособия содержит одиннадцать разделов. Общие основы экономической теории раскрываются в первом разделе, содержащем фундаментальные понятия и закономерности экономики. Восемь разделов посвящены вопросам микроэкономики. В этих разделах рассматриваются такие экономические явления, как спрос, предложение, производство и потребление в свете законов хозяйственной деятельности первичных ячеек (потребителей, фирм, собственников капитала и т. д.). Законы микроэкономики позволяют понять механизм принятия решений на уровне первичных ячеек, характер отношений между покупателями и продавцами, между предпринимателями и наемными работниками, а также между самими предпринимателями в ходе их взаимодействия. В процессе изучения микроэкономики студенты получают возможность усвоить целый ряд законов: спроса и предложения, редкости благ, убывающей предельной полезности, убывающей доходности от факторов производства. В десятом и одиннадцатом разделах содержатся примеры решения типовых задач и индивидуальные задания для самостоятельной работы.
Вторая часть учебного пособия посвящена проблемам макроэкономики, представляющей сферу знаний, непосредственно затрагивающую личное положение, конкретную ситуацию каждого члена общества.
Макроэкономика исследует результаты хозяйственной деятельности всех участников общественного производства одновременно. Изучение вопросов, предлагаемых во второй части учебного пособия, позволяет получить представление об агрегированных показателях экономической деятельности, выявить зависимость между уровнем цен и безработицей, понять механизм воздействия государства на экономику страны, определить причины экономического роста. Теоретический материал второй части пособия полностью построен на концепциях, получивших широкое признание в XX веке и воплотившихся на практике в странах Запада.
Использование при изложении материала данного учебного пособия в качестве основного метода экономического анализа метода моделирования изучаемых процессов, осуществляемое в логической, графической и алгебраической формах, обеспечивает хорошее сочетание глубины и доступности изучаемого материала.
Для лучшею усвоения содержательной части учебного материала в каждом разделе представлены тесты и задания для самоконтроля, составленные таким образом, чтобы студенты четко представляли себе, что необходимо знать и уметь использовать в практической деятельности, приведен перечень ключевых понятий по каждой теме. Правильность усвоения материала обеспечивается возможностью проверки своих знаний с помощью ответов, приведенных в приложении.
Предлагаемое пособие содержит четыре индивидуальных гадания (по 20 вариантов), охватывающих практически весь теоретический материал. При составлении заданий автором учитывалась необходимость использования конкретных числовых задач, для решения которых необходимо знание правил дифференциального исчисления. В учебное пособие наряду с авторскими включены наиболее удачные задачи из опубликованных отечественных и переводных зарубежных учебных пособий, опробованные автором на практических занятиях.
Наличие вариантов индивидуальных заданий позволяет использовать предлагаемое пособие не только для расширения теоретических знаний, но и для приобретения необходимых навыков практической работы с микро- и макроэкономическими моделями.
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Предмет и метод экономической науки
1.1.1 Формирование предмета экономической теории
Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Самым насущным вопросом каждого человека, семьи, фирмы, общества является удовлетворение разнообразных потребностей. Человеческие потребности безграничны. Но ни одно общество не может произвести все, что хотелось бы всем его членам. Экономическая теория описывает факты, выявляет закономерности, связанные с производством, распределением. обменом и потреблением материальных и нематериальных благ.
Истоки экономической теории появились в древнем мире в четвертом тысячелетии до нашей эры. Термин «экономика» произошел от древнегреческого слова «экономия». Слово «экономия» состоит из двух слов: «ойкос» (дом, домашнее хозяйство) и «номос» (знаю, закон). Такая трактовка смысла данного термина обусловлена наличием рабовладельческой и натуральной форм хозяйствования.
С развитием товарно-денежных отношений усиливается роль государства в экономических процессах и обостряется проблема сосуществования государственной, общинной и частной собственности. Возникает потребность в знаниях о народном хозяйстве всей страны. В 1615 г. французский экономист Антуан де Монкретьен, публикуя свой труд, употребил в заглавии название «политическая экономия». С тех пор экономические проблемы рассматривались в рамках науки, получившей название «политическая экономия». В XVI—XVIII вв. политическая экономия рассматривала конкретные проблемы деятельности хозяйствующих субъектов и решения экономистов, направленные на увеличение доходов государства. В формировании и развитии политической экономии как науки огромную роль сыграли такие экономисты, как Франсуа Кенэ, Адам Смит, Давид Рикардо. Классики политической экономии пытались открыть источники богатства в сфере сельскохозяйственного и промышленного производства. Значительный вклад в формирование науки внес К. Маркс. Он рассматривал политическую экономию как науку, изучающую производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественных формаций.
Во второй половине XIX в. исследования в области экономики концентрируются на изучении конкретных отношений экономических агентов и выработке соответствующих практических рекомендаций. Видные представители маржиналистского (неоклассического) направления экономической теории Леон Вальрас и Альфред Маршалл предложили рассматривать жономику как систему взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся материальными, финансовыми и трудными ресурсами на основе широкого применения математических методов. Страницы экономических сочинений заполнили различные алгебраические формулы и геометрические фигуры, моделирующие всевозможные рыночные ситуации. Вслед за этим меняется и название самой дисциплины. Понятие «политическая экономия» вытесняется новым названием — «экономика». Этот термин ввел в обиход А. Маршалл, выпустив книгу под названием «Принципы экономической науки» в 1890 году [1].
На рубеже XIX—XX веков микроэкономический анализ подвергается критике со стороны некоторых ученых в связи с развитием монополистических тенденций в экономике и появлением кризисных явлений, усиливавшихся на протяжении 20-х годов. Великая депрессия конца 1920-х — начала 1930-х годов потребовала вмешательства государства в экономику и исследования со стороны ученых границ этого вмешательства.
На авансцену экономической мысли поднимается новое направление — кейнсианство. Джон Кейнс отказался от главного постулата неоклассиков — рыночного механизма как идеальной саморегулирующейся системы. Ученый предложил концепцию «эффективного спроса». Рынок, с точки зрения Кейнса, не может обеспечить достаточный уровень совокупного спроса, поэтому стимулировать спрос обязано государство посредством фискальной и денежно-кредитной политики. Последователи Кейнса считают, что государство, используя инструменты стимулирующей политики, способно добиться полной занятости. Кроме того, сокращая совокупный спрос, оно может смягчить давление инфляции. Кейнсианская теория широко использовалась государственными деятелями в западных странах до конца
60-х годов [2].
В 70-е годы XX столетия в экономике стран Запада наступает состояние стагфляции. Дефицитное финансирование стало причиной галопирующей инфляции, а неустойчивость мирового хозяйства (нефтяной, валютно-финансовый кризисы) обусловила невозможность стабилизации экономики национальными средствами. В этих условиях меры централизованного воздействия на экономику стали малоэффективными. Появляются новые школы неоклассического направления: монетаризм, теория экономики предложения, теория рациональных ожиданий.
По мнению представителя монетаризма Милтона Фридмена, главной задачей государства в области управления экономикой является контроль над денежной массой и эмиссией денег, находящихся в обращении и запасах. Ученый предложил отказаться от краткосрочной денежной политики, на которой настаивали кейнсианцы, и заменить ее долгосрочной политикой, направленной на достижение соответствия между темпом прироста денег в обращении и темпом прироста валового национального продукта. Монетаристы сформулировали так называемое монетарное правило — рост денежной массы в обращении должен быть равен 3-процентному темпу роста реального объема производства.
Выводы монетаристов относительно неэффективности денежной политики в краткосрочном периоде подверглись критике со стороны представителей теории рациональных ожиданий. Роберт Лукас и Томас Сарджент считают, что ожидания являются важными мотивами поведения для всех, кто принимает экономические решения. Рациональные ожидания опираются на прошлые данные и на всю доступную современную информацию о состоянии экономики. Если правительство обнародует пределы дефицита государственного бюджета и верные направления своей экономической политики, то население, фирмы и организации будут правильно строить свои прогнозы и больше доверять государству.
Широкую популярность в 1970—1980-е годы получила теория экономики предложения. Ее представители, в частности Анри Лаффер, считают, что стимулирование спроса в долгосрочном периоде не может привести к хорошим результатам.
Государство должно переориентировать свою политику с поли- 1ики стимулирования совокупного спроса на политику поощрении накопления капитала, а это возможно только в ходе проведения эффективной налоговой политики. Снижение налоговых ставок будет стимулировать расширение производства, которое, и свою очередь, приведет к росту доходов и увеличению налоговых поступлений в бюджет. Сторонники данной теории убеждены в том, что если резко уменьшить долю государственного сектора, то частный бизнес сумеет обеспечить высокую занятость населения и достаточный экономический рост.
Особое место в современной экономической теории занимает институционально-социологическое направление, создателем которого был Торстен Веблен. Он считал, что одной из задач экономистов является изучение норм, обычаев, привычек, влияющих на принятие решений экономическими агентами. В рамках этого направления возникли теории прав собственности (Р. Коуз), I сори и экономической организации и теории общественного выбора. В исследованиях, проводимых представителями этих теорий, можно выделить три уровня анализа:
1) исследование поведения субъектов экономики;
2) изучение различных институциональных соглашений в виде рынка, фирм, договоров между хозяйственными единицами;
3) анализ собственно институциональной среды, которая определяет «правила игры» для функционирования производства, распределения и обмена.
Эволюция экономической мысли позволяет сделать вывод о том, что предмет экономической науки за весь период развития общества претерпел существенные изменения. В настоящее время экономическая теория исследует проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей людей.
Экономическая теория подразделяется на два больших раздела: микроэкономику и макроэкономику. Предметом микроэкономики является деятельность индивидуального субъекта экономики («экономического человека»), функционирующего в условиях ограниченности ресурсов. Концепция «экономического. человека» впервые возникла в классической политической экономии. Ее суть состоит в том, что человеку от природы присущ эгоизм, он всегда думает о своей выгоде, ее максимизации, но при этом свой интерес может удовлетворить лишь оказывая услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты своего труда. Становление микроэкономики как науки приходится на последнюю треть XIX века. Большой вклад в разработку теории рыночного равновесия внесли маржиналисты. Макроэкономика исследует общие проблемы, характерные для экономики страны: экономический рост, занятость, инфляцию, обеспечение стабильности, внешнеэкономические связи.
В связи с разделением стран на развитые и развивающиеся в рамках экономической теории возникла отрасль экономической науки компаративистика (Л. Мизес), предметом которой является сравнительный анализ экономических систем. В последней четверти XX в. в связи с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное в рамках компаративистики стала формироваться новая наука — транзитология (теория экономической трансформации, исследующая общецивилизационные проблемы изменения и трансформации хозяйственных систем) [3], предложенная Э. Де Сото.
Значение экономической теории во многом определяется функциями, которые она выполняет. Как правило, выделяются следующие функции:
1) познавательная, суть которой состоит в том, что экономической теорией изучается все многообразие экономических процессов, связанных с деятельностью экономических субъектов, дается их научное объяснение, раскрываются законы и закономерности, присущие экономическим явлениям;
2) методологическая, сущность которой состоит в основополагающей роли экономической науки как теоретического фундамента для многих прикладных экономических дисциплин, изучающих экономику на уровне фирмы, отрасли и народного хозяйства;
3) практическая, суть которой заключается в выработке •тучных рекомендаций по эффективному управлению хозяйственной деятельностью экономических субъектов (например, использование правительственными органами стран Запада с кон- II ) 10-х до начала 70-х годов XX века кейнсианского подхода к механизму функционирования экономики). В начале 1970-х го- юн более популярными стали экономические рецепты монетаристов, институционалистов и представителей новой классической школы. Положения и выводы теории экономики предложения стали важным элементом политики Рейгана в США в 1980-е годы, одним из направлений которой явилось резкое уменьшение подоходного налога.
Все знания, полученные в ходе изучения экономической теории, необходимы практически любому человеку для понимания сложного мира хозяйственных отношений между людьми, формирования экономического мышления.