Тема 6. Концентрация капитала и рыночная власть
Цель лекции:выяснитьсущность, источники и значение рыночной власти, определить показатели определяющие рыночную власть и влияние на нее концентрации.
6.1Сущность, источники и значение рыночной власти
6.1Сущность, источники и значение рыночной власти
6.2Измерение концентрации. Индекс Херфиндаля- Хиршмана
6.2.1.Число фирм и показатели дифференциации
6.3Оценка степени рыночной власти
6.3.1Показатели рыночной власти: Индекс Тобина, индекс Бейне,индекс Лернера.
Сущность, источники и значение рыночной власти
Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыночной власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов:
• доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложение, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;
• степени ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у нее возможности для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;
• наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыночную власть данной фирмы;
• особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникновения рыночной власти у функционирующих в отрасли производителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене.
Выше были определены главные источники рыночной власти. Специфические условия функционирования фирм при различных типах рынка(совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии) и характеризуются различным соотношением перечисленных факторов, что, в свою очередь, порождает отсутствие или наличие рыночной власти, а также степень влияния отдельного производителя на рыночную ситуацию.
Структура рынка — весьма сложное понятие. Она включает в себя всю совокупность свойств рынка, определяющих условия взаимодействия продавцов и покупателей, а также тех и других — между собой. Сюда входят:
1. однородность или неоднородность продукта, характер и степень неоднородности;
2. число продавцов и число покупателей; рыночные доли каждого продавца и каждого покупателя;
3. свобода (или наличие барьеров) для входа на рынок и для ухода с рынка; свобода доступа покупателей к продавцам;
4. характер и объем информации, имеющейся у продавцов и покупателей, о качестве товара, о ценах, о других продавцах и покупателях,
5. а также другие обстоятельства, не поддающиеся полному учету.
Ясно, что универсального показателя, который мог бы охарактеризовать все стороны рыночной структуры, не существует. Не существует и системы показателей, описывающих структуру рынка с достаточной полнотой. Невозможно также непосредственно измерить такую важную характеристику, как мера рыночной власти. По этой причине приходится использовать косвенные измерители для количественной оценки тех или иных свойств