Организационная структура органов управления материальным обеспечением
Решение проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера становится в современных условиях одним из важных направлений деятельности по обеспечению национальной безопасности России и требует вложения больших финансовых и материальных средств. На современном этапе экономических преобразований в стране их не хватает. В связи с этим на первый план выдвигаются вопросы оптимизации использования всех видов ресурсов: людских, материальных, финансовых, энергетических и информационных.
Наиболее рациональными путями эффективного ресурсного обеспечения функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
1) определение приоритетных направлений развития РСЧС, реализация которых позволит рационально распределить финансовые ресурсы;
2) применение не только прогрессивных форм и методов финансирования и материально-технического обеспечения РСЧС, но и стимулирования предприятий и организаций к инвестированию средств в мероприятия, направленные на повышение безопасности производств, формированию страховых финансовых резервов;
3) создание оптимальной системы резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Актуальность третьего пути заключается в разрешении противоречия между резким, скачкообразным объемом потребностей (спросом) в материально-технических средствах при ликвидации ЧС и их последствий и возможностей государства по их удовлетворению в короткие промежутки времени.
Стихийные бедствия, крупномасштабные аварии и катастрофы, как правило, возникают внезапно и сопровождаются большими человеческими жертвами и материальным ущербом. Обстановка, возникающая в результате ЧС, характеризуется резким несоответствием между потребностью в материальных средствах и их наличием в зоне чрезвычайной ситуации. Поэтому, организация создания и расходования финансовых и материальных ресурсов, необходимых для своевременного и эффективного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ напрямую влияет на вопросы жизнеобеспечения населения (пострадавшего, эвакуируемого), об этом свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, статистика которого доказывает, что 80% человеческих жизней в чрезвычайных ситуациях можно спасти, оказав помощь в первые минуты трагедии.
В связи с чем система резервов финансовых и материальных ресурсов в современных условиях определяется как фактор жизнеобеспечения населения и экономики в условиях ЧС.
Порядок создания и использования данных резервов и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” от 23 ноября 1994 года финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением правительства РФ № 1113 от 5 ноября 1997 года, Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 1994 года " О государственном материальном резерве", и Федеральным законом Российской Федерации от 12 февраля 1998 года " О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном материальном резерве" , одной из основных задач ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ определено создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций ( резервы финансовых и материальных ресурсов).
Постановлением Правительства Российской Федерации № 576 от 1997 года “О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий” утверждены “Правила выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий”.
Постановлением правительства РФ № 1340 от 10 ноября 1996 года “О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” утвержден порядок создания и использования резервов материальных ресурсов. Этим документом определены основные принципы создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Общая схема системы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций представлена на рисунке.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС и включают: запасы арийно-спасательной техники, инструмента, продовольствия и пищевого сырья, медицинского имущества и медикаментов, транспортных средств, строительной техники и материалов, топлива, средств индивидуальной защиты, иных ресурсов, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях.
Система таких резервов включает в себя:
федеральный резерв материальных ресурсов в составе государственного материального резерва, создается решением Правительства Российской Федерации;
резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, создаются решением федеральных органов исполнительной власти;
резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, создаются решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
местные резервы материальных ресурсов, создаются решением органов местного самоуправления;
объективные резервы материальных ресурсов, создаются решением администраций предприятий, учреждений и организаций.
Государственный материальный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке , предусмотренных Федеральным законом " О государственном материальном резерве ".
В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для обеспечения первоочередных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций , запасы для оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, предприятиям, учреждениям, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы для оказания гуманитарной помощи.
Сведения о нормах накопления, о поставке, выпуске, закладке, об освежении, дислокации и фактических запасах государственного резерва является государственной тайной, разглашение которой влечет за собой ответственность в установленном порядке.
Выпуск материальных ценностей из государственного резерва осуществляется в связи с их освежением и заменой, в порядке временного заимствования, в порядке разбронирования, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Выпуск материальных ценностей из государственного резерва для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется на основании запроса федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на основании решения Правительства Российской Федерации. Расходы по выпуску указанных материальных ценностей, включая оплату их стоимости, возмещаются за счет средств, предусматриваемых для этих целей в федеральном бюджете или в ином порядке, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Перевозка материальных ценностей государственного резерва производится транспортными предприятиями, предприятиями и организациями в первоочередном порядке.
Материальные ценности, выпускаемые из государственного резерва на основании решений Правительства Российской Федерации, в т.ч. для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, принимаются к перевозке транспортными предприятиями и организациями по предъявлении груза без предварительной оплаты.
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются федеральными органами исполнительной власти , органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления и предназначен для удовлетворения неотложных потребностей при ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с проведением аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.
Одним из видов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций является Резерв Министра РФ по делам ГО,ЧС.
Резерв Министра РФ создается и хранится в воинских частях ГО, определенных приказом Министра РФ от 28.10.1992 г, и предназначен для обеспечения первоочередных спасательных и других неотложных работ в мирное время. Используется резерв по распоряжению Министра РФ. В настоящее время в резерве Министра по делам ГОЧС находится химическое, вещевое, медицинское имущество и имущество квартирно-эксплуатационной службы.
Потребность в указанных резервах определяется : с учетом видов и масштабов прогнозируемых чрезвычайных ситуаций; размеров потенциального ущерба от них; природных, экономических и иных особенностей территорий; характера и предлагаемого объема работ по ликвидации ЧС; необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств; величины ассигнований, выделенных на создание соответствующего вида резервов.
В целях оперативного управления материальными ресурсами при ликвидации чрезвычайных ситуаций заблаговременно осуществляется сбор и обобщение информации о наличии резервов в регионах. Она включает данные о номенклатуре и объемах резервов, текущих отпускных ценах продукции, предприятиях-поставщиках и местах их размещения, а также об объемах производства и запасах продукции по номенклатуре резервов ЧС. Сбор и обобщение информации осуществляют региональные центры и территориальные органы по делам ГО и ЧС совместно с комиссиями по чрезвычайным ситуациям, затем они передают ее в МЧС России.
Продукция в федеральные и ведомственные резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций поставляется в соответствии с Федеральным законом “О поставках продукции для федеральных государственных нужд” от 10 ноября 1994 г. Эти поставки оплачиваются за счет:
средств федерального бюджета - федеральный резерв материальных ресурсов;
средств федеральных органов исполнительной власти - резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
средств бюджетов субъектов Российской Федерации - резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации;
средств местных бюджетов - местные резервы материальных ресурсов;
собственных средств предприятий, учреждений и организаций - объектовые резервы материальных ресурсов.
Резервы материальных ресурсов размещаются как на объектах, специально предназначенных для их хранения и обслуживания, так и (на договорной основе) на базах и складах промышленных, транспортных, сельскохозяйственных, снабженчески-сбытовых, торгово-посреднических и иных предприятий и организаций, где гарантирована их безусловная сохранность и откуда возможна их оперативная доставка в зоны ЧС.
Распределяет материальные ресурсы, поступающие из резервов, тот орган, которому они предоставлены, а контроль за их распределением и использованием - орган, создавший эти резервы. Он же решает вопросы их восполнения.
Таким образом, работа по созданию и накоплению резервов финансовых и материальных ресурсов на всех уровнях системы МЧС России имеет большое значение для ликвидации ЧС.
Она позволяет экстренно оказывать помощь населению пострадавших регионов, тем самым эффективно решать задачи по защите населения в условиях ЧС.
Однако, несмотря на нормативно-правовую базу на практике резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС в субъектах РФ органами местного самоуправления созданы в незначительных объемах или вообще не созданы.
По причине отсутствия финансовых средств главы администраций всех уровней пытаются найти компромиссное решение проблемы, которое выражается в постановлениях о создании резервных фондов амфотерного содержания никого ни к чему не обязывающего: “... резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС содержать за счет переходящих остатков оптовых предприятий ...”.
Такие “резервы” не могут обеспечить в материально-техническом отношении ликвидацию ЧС по следующим причинам:
- в связи с плюрализмом форм собственности и децентрализацией управления предприятия торговли, базы и т.п. не приемлют административно-командных заданий на хранение какой-то определенной номенклатуры запасов материальных средств, а руководствуются чисто коммерческими интересами. (Мы считаем, что определенное предприятие хранит у себя консервы мясные, а обнаруживаем там только водку и яблоки).
При заключении договоров на хранения резервов, кроме расходов непосредственно на их создание, исполнители требуют предварительной оплаты издержек на содержание и освежение запасов.
- если продовольствие при существующей ситуации на рынке при возникновении ЧС еще можно “собрать” в необходимых количествах, то с горючим и смазочными материалами, а особенно с теплыми вещами, палатками, печами для обогрева и ремонтными средствами коммунально-технического назначения, всегда возникают серьезные трудности. Их не оказывается в необходимом количестве не только в городе, но и в области.
Наиболее осторо это проявляется в райнах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке, в местностях с ограниченными сроками и сезонным характером завоза продовольствия, предметов потребления первой необходимости и продукции производственно-технического назначения.
- опыт последних лет показывает, что отсутствие резервов в куммунальных службах при перебоях с поставками топлива и авариях на предприятиях топливно-энергетического комплекса ведут к размораживанию целых районов, городов и поселков, нарушению жизнеобеспечения их населения.
Промедление в восстановительных работах, связанные с поиском и доставкой необходимых ремонтных материалов многократно увеличивает ущерб от ЧС.
- Объектовые резервы предприятий, создаваемые за счет средств соответствующих министерств и ведомств, этими предприятиями, как правило, создаются, но под методическое руководство и оперативное управления органов ГОЧС и КЧС не попадают, учету в общей системе областных ( городских, районных ) резервов не подлежат.
Резервы финансовых ресурсов созданы, как правило, на всех уровнях, но в недостаточных размерах. Так, на эти цели в субъектах РФ планируется от 0,5 до нескольких миллионов рублей, в то время как стоимость составляет на порядок выше.
Таким образом, работа по практическому созданию резервов финансовых и материальных ресурсов должна проводиться в направлении постоянного совершенствования номенклатуры и эшелонирования резервов материальных ресурсов МЧС России ( заблаговременно сосредотачивать требуемые запасы ресурсов в районах, где вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций наиболее высока).
Экономический механизм смягчения катастроф в современных условиях требует оптимизировать резервы материальных ресурсов по территориальному ( местному) и объектовому признакам. Это объясняется во многом финансовыми трудностями как в регионах, так и в стране в целом. В связи с чем федеральный бюджет не может и не должен являться единственным источником финансирования, он предназначается на покрытие недостающей части издержек ( затрат) предупреждения и ликвидации ЧС.
Поэтому, требуется шире использовать средства субъектов Российской Федерации местных органов и хозяйственных объектов всех форм собственности. Необходимо отметить, что сегодня уже начата и проводится работа по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера на территориальном и местном уровнях.
В целях изменения ситуации в лучшую сторону предлагаются рассмотреть следующие взаимоувязанные направления, способствующие упорядочению создания резервов материальных и финансовых ресурсов:
1. Только при целенаправленном финансировании из бюджетов всех уровней возможно создание надежных и достаточных резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
2. Резервы финансовых ресурсов необходимо также выделять целенаправленно отдельной строкой в соответствующих бюджетах в достаточном количестве. Использовать их целесообразно, главным образом, на оплату выполнения первоочередных работ при ликвидации ЧС.
3. Поскольку современное состояние финансово-экономической системы в стране не позволит еще длительное время выделять достаточные бюджетные средства на создание резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС на местах необходимо:
- продолжать совершенствование нормативно-правовой базы, разрабатывать подзаконные акты в области создания резервов;
- заинтересовать предприятия, организации, учреждения в создании резервов путем предоставления налоговых освобождений и других экономических льгот;
- привлекать общественные и благотворительные организации к созданию резервов;
- привлекать к созданию резервов сопредельные государства, заинтересованные в предупреждении и ликвидации крупномасштабных транснациональных ЧС ( АЭС, захоронение отработанного ядерного топлива на островах и побережьях Северного Ледовитого и Тихого океанов ) и др.