Туризм как специфический объект исследования
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Томский политехнический университет»
О. Т. Лойко
ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие
Рекомендовано УМО для учебных заведений Российской Федерации
по образованию в области сервиса в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
Издательство ТПУ
Томск 2007
ББК Н9(2)43 УДК 338.48 + 7965 Л 72 | |
Л 72 | Лойко О. Т. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 152 с. |
В учебном пособии рассматриваются современные проблемы гостиничного хозяйства и туристского бизнеса.
Пособие подготовлено на кафедре культурологии для студентов Института дистанционного образования, обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», в соответствии с образовательным стандартом.
ББК У9(2)43
УДК 338.48 + 7965
Рекомендовано к печати Редакционно-издательским
советом Томского политехнического университета
Рецензенты
А. В. Коваленко – кандидат философских наук, доцент ТПУ;
Л. В. Чепкасова – отличник народного образования, директор Центра международных профессиональных стажировок и туризма.
|
Глава 1
ФЕНОМЕН ТУРИЗМА
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Современный туризм занимает все более значимое место в экономике России. Показателем чему явилась, прошедшая в мае 2004 г. в Москве 4 Международная туристская ярмарка «MITF – ТУРИЗМ И ОТДЫХ». Выступая на ее открытии, мэр столицы Ю. М. Лужков отметил, что развитие туризма является «одной из стратегических задач современности»1.
Туризм – это динамичное, развивающееся, ориентированное на потребителя явление, включающее следующие виды сервисных услуг:
· путешествия (круизы, автобусы, самолеты, автомобили, железные дороги);
· проживание (отели и мотели, конференции, выставки, встречи);
· питание (рестораны, кафе, бары);
· отдых и досуг (игры, парки, развлечения, аттракционы).
Если современный туризм рассматривать как особый вид деятельности, то можно отметить, что туризм это:
1) ведущий производитель промышленной продукции, чей вклад в валовой национальный продукт составляет 6,1 %;
2) постоянный источник налоговых поступлений;
3) работодатель, способный занять 127 млн людей, т. е. примерно каждого 15-го из всех работающих;
4) самая быстроразвивающаяся отрасль не только европейской, но
и мировой экономики.
Термин tourist (тот, кто путешествует) появился в английском языке
в начале ХIХ века и в переводе с английского означает: тот, кто совершает поездку ради собственного удовольствия или расширения культурного кругозора. По определению ООН, турист – это лицо, пребывающее в данной местности сроком более чем на одну ночь и менее чем на год.
Туризм как специфический объект исследования
Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире
и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.
Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные секторы экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходиться около 6 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11 % мировых потребительских расходов.
Важной особенностью современного этапа развития туризма
и изменения его организационных форм является проникновение
в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных, банковских и других компаний.
С развитием научного знания о туризме последний выступает как системный объект изучения. Рабочие дефиниции, ограниченные узкоотраслевыми рамками, не раскрывают всего многообразия внутренних и внешних связей этого общественно-экономического явления. Поэтому возникает необходимость концептуального, или сущностного, определения туризма. Оно формирует комплексное представление о предмете исследования.
В научной литературе по вопросам туризма отсутствует однозначное его определение. Существует еще несколько подходов к определению категории «туризм». Некоторые исследователи (М. Ф. Игнатьева) рассматривают туризм не как отрасль, а как группу связанных отраслей: совокупность гостиниц и иных средств размещения; средств транспорта; объектов общественного питания; объектов и средств развлечения; объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов- переводчиков.
Вице-президент Академии туризма Российской Федерации, заведующий кафедрой туризма Балтийского международного института туризма М. Б. Биржаков считает, что, во-первых, туризм – это особый массовый род путешествий с четко определенными целями туризма, совершаемых собственно туристами, т. е. деятельность самого туриста, и во-вторых, деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) таких путешествий, туристская деятельность. Туристская деятельность осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей.
На Уругвайском раунде стран-партнеров Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) было разработано определение туризма, которое включает следующие виды деятельности и услуги:
· деятельность туристских организаций – туроператоров и турагентов;
· большинство услуг пассажирского транспорта, в том числе аренду автомобилей и использование транспорта для экскурсий;
· средства размещения и питания;
· рекреационные, культурные, спортивные и другие развлекательные услуги;
· дополнительные (вспомогательные) услуги, например услуги гидов, организацию конгрессов, страхование, связанные с туризмом финансовые услуги – кредитные карточки, туристские чеки и вспомогательные службы, медицинское обслуживание, торговля товарами туристского назначения
и для использования туристами (беспошлинная торговля, магазины в туристских центрах).
Туризм рассматривается многими авторами как многомерное и многоликое понятие, что находит отражение в определении туризма как вида деятельности, формой рекреации, отраслью национальной экономики и способом проведения досуга и, кроме того, искусством, наукой и бизнесом. Несмотря на различие формулировок, многие авторы включают в понятие феномена туризма туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного места жительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающей природной, экономической и другими макросредами. Широкое распространение среди ученых и специалистов получило сущностное определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма, согласно которому туризм есть совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы.
К туризму следует подходить как к крупному самостоятельному межотраслевому хозяйственному комплексу национальной экономики, поскольку сфера туризма, объединяя различные отрасли, не лежит в привычной вертикальной плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включая предприятия и организации разной отраслевой принадлежности.
Наука о туризме, так же как и сам предмет исследования, еще относительно молода и находится в процессе становления. Производство и потребление туристских товаров и услуг приобретают массовый характер только
в послевоенный период (после 1945 г.). Параллельно формируются институты по изучению проблем туризма и система статистического учета туристического производства.
По мере того как усложнялась структура предложения и спроса в туризме, расширялись рамки интеграционных процессов: все новые отрасли народного хозяйства оказывались полностью или частично вовлеченными
в туристское производство.
Современная экономическая наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему, в которой многоотраслевой производственный комплекс, называемый туристской индустрией, является лишь одним из составных компонентов.
Рассматриваются три наименования системы наук о туризме. Именно системы, потому что туризм – это множественная система знаний, охватывающая многие стороны жизни человека и его деятельности. Такие четко устоявшиеся предложения: туристика (школа РМАТ, Москва), турология (Академия туризма, Санкт-Петербург), турография. Последняя лишь изредка всплывает в дискуссионных выступлениях и обычно не находит поддержки. Два других имеют право на существование и отражают влияние различных академических школ, сложившихся в крупных туристских центрах. Могут рассматриваться и иные предложения. По формальному признаку установить наименование науки важно для системы образования, системы подготовки кадров высшей квалификации, специальности и специализации ученых советов, введения наименований степеней и ученых званий. Мы полагаем, что одним из возможных наименований новой науки о туризме может стать термин «туризмология» или, как определяет П. А. Окишев, профессор Томского государственного университета, «туризмоведение».