Цели и задачи товароведения на современном этапе развития рыночной экономики

Критериями современного состояния потребительского рынка могут служить состояние источников наполнения рынка товарами; соотношение спроса и предложения, которое, в свою очередь, определяет насыщенность рынка товарами, степень удовлетворения спроса, широту, полноту и структуру ассортимента; качество товаров.

Источниками наполнения рынка товарами являются отечественное промышленное и сельскохозяйственное производство, а также импорт товаров, состояние которых определяет полноту и характер предложения.

Если отечественное производство не удовлетворяет полностью спрос в силу недостаточного развития или спада, то это приводит к дефициту товаров или увеличению удельной доли импортных товаров. Для современного состояния потребительского рынка характерны рост отечественного производства и уменьшению доли импортных товаров в структуре ассортимента [10].

Вытеснение в 1990-х годах с рынка отечественных товаров импортными было вызвано двумя основными причинами. Во-первых, низкая конкурентоспособность отдельных российских товаров. Во-вторых, сказывалась былая привлекательность импортных товаров.

Начиная с 2000 года спад отечественного производства преодолён, насыщенность рынка товарами постоянно растет за счёт не только импорта товаров, но и увеличения платёжеспособного спроса и доходов населения.

В условиях насыщенного рынка качество отечественных товаров постепенно улучшается, так как производители товаров начинают осознавать, что качество – один из важнейших критериев конкурентоспособности товаров.

Цель товароведения – изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должна решать следующие задачи [6]:

- чёткое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную ценность;

- установление принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы;

- систематизация множества товаров путём рационального применения методов классификации и кодирования;

- изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации;

- управление ассортиментом организации;

- определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;

- оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;

- выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;

- определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;

- систематизация множества товаров, путём применения классификации, штрихового кодирования;

- обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путём учёта формирующих и регулирования сохраняющих факторов;

- установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;

- информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;

- товароведная характеристика конкретных товаров.

Качество продовольственных товаров изменяется в процессе хранения, реализации, при транспортировке, поэтому задача товароведения – изучение процессов, происходящих в продовольственных товарах и нахождение оптимальных условий для максимального сохранения их качества, и сокращения потерь.

Товароведение относится к основополагающим учебным дисциплинам при формировании профессиональной компетентности товароведов, экспертов, коммерсантов и маркетологов. Кроме того основы товароведных знаний необходимы бухгалтерам, экономистам, менеджерам и технологам, так как учёт, планирование товарных ресурсов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, управление производством и другие виды профессиональной деятельности должны осуществляться с учётом особенностей товаров, их основополагающих характеристик и возможных изменений при транспортировании, хранении и реализации [11].


Наши рекомендации