Тема 6. теория потребительского поведения. ординалистская теория полезности и кривые безразличия

1. Ординалистская теория полезности. Исходные аксиомы анализа. Кривые безразличия и их свойства Предельная норма замещения.

2. Бюджетные ограничения потребителя. Бюджетная линия и ее детерминанты.

3. Экономическое равновесие потребителя. Условие оптимума.

4. Теория потребительского поведения и анализ рыночного спроса. Кривые Энгеля. Товары Гиффена. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность спроса.

5. Потребительское поведение в условиях неопределенности. Риск и способы его снижения.

Раздел 1. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЛЕЗНОСТИ. ИСХОДНЫЕ АКСИОМЫ АНАЛИЗА. КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ И ИХ СВОЙСТВА. ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕЩЕНИЯ

КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ

Ординалистский подход к анализу потребительского поведения является более современным и не требует точного количественного измерения полезности. Более важным считается возможность сопоставления и сравнения различных потребительских наборов с точки зрения их предпочтительности для данного потребителя.

Исходным инструментом анализа потребительских предпочтений становятся кривые безразличия.

Кривые безразличия представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (или, если пользоваться терминологией кардиналистского направления, одинаковую полезность). Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и предпочтениями и не зависит от доходов или цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет егокарту безразличия.

тема 6. теория потребительского поведения. ординалистская теория полезности и кривые безразличия - student2.ru

Рис. 32. Карта безразличия

ИСХОДНЫЕ АКСИОМЫ АНАЛИЗА

Построение и анализ этих кривых основывается на следующих допущениях, илиаксиомах:

•Аксиома рациональности потребителя как экономического субъекта)

•Аксиома непрерывности.

Все товары можно непрерывно разбивать на все более мелкие единицы, так что размеры единиц, в которых продается товар, не сдерживают потребителей.

•Аксиома возможности выбора)

Предполагает способность человека однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских наборов, А или В, является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: либо набор А предпочтительнее набора В (А > В), либо набор В предпочтительнее набора А (А < В), либо наборы А и В имеют одинаковую полезность для потребителя (А=В).

•Аксиома транзитивности.

Согласно этой аксиоме для любых трех потребительских корзин(наборов) А, В и С, если потребитель предпочитает набор А в большей степени, чем набор В, и набор В в большей степени, чем набор С, то он однозначно предпочитает потребительский набор А в большей степени, чем набор С, или

если А>В> С, то А > С.

Аналогичным образом, если для потребителя потребительская корзина А столь же значима, что и потребительская корзина В, а корзина В - что и корзина С, то корзины А и С также являются одинаковыми по своим полезностям для данного потребителя, или,

если А = В = С, то А = С.

•Аксиома ненасыщенности.

Для любого набора А всегда существует набор В, более предпочтительный для потребителя. Это означает, что у потребителя нет порога насыщения и он всегда предпочтет иметь большее количество товаров меньшему. При этом, если количество хотя бы одного из товаров, входящих в потребительскую корзину возрастет, уровень его удовлетворения увеличится.

Наши рекомендации