Структура и функции государственного бюджета
Бюджетно-налоговая политика проводится правительством страны при помощи бюджетов различных уровней.
Государственный бюджет в соответствии с определением Бюджетного кодекса РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетной системой называется совокупность бюджетоввсех уровней и государственных внебюджетных фондов.
В России бюджетная система страны включает в себя 3 уровня:
· Первый уровень включает в себя федеральный бюджет и федеральные государственные внебюджетные фонды.
· Второй уровень составляют бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды.
· Третий уровень бюджетной системы включает местные бюджеты.
Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ.
В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта РФ и местные бюджеты.
Государственные внебюджетные фонды – это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет, а поступающие в государственные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора Единого социального налога. В настоящее время в России действуют 3 внебюджетных фонда:
· Пенсионный фонд (ПФ),
· Фонд социального страхования (ФСС),
· Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные) – ФОМС.
Эти фонды формируются посредством начислений на фонды оплаты труда юридических лиц.
Доходы бюджетов делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы формируют основную часть бюджетных поступлений – от 70 до 95.% доходов бюджета в разных странах и в различные временные периоды (рис. 6.2).
Рис. 6.2. Структура поступивших налогов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2008 года, в % к итогу [4]
Налоговые доходы бюджета включают поступления закреплённых за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов (т.е. налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты разных уровней).
Неналоговые доходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, включают:
· доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которые, в свою очередь, включают: арендную плату за временное владение и пользование государственным или муниципальным имуществом; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности под залог; проценты за кредиты, предоставленные бюджетам других уровней, иностранным государствам или юридическим лицам; прибыль, приходящаяся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, а также дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации, её субъектам или муниципальным образованиям; часть прибыли государственных унитарных предприятий (ГУПов), остающейся после уплаты налогов;
· доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
· средства, получаемые в виде штрафов, конфискаций, компенсаций, а также в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, её субъектам и муниципальным образованиям;
· доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней, кроме бюджетных кредитов, а также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств;
· доходы от внешнеэкономической деятельности (чистый экспорт);
· доходы от приватизации (в развитых странах достигают до 10 % доходной части бюджета).
Расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные.
Текущие расходы бюджета обеспечивают функционирования органов государственной власти, бюджетных учреждений, государственную поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т.п.
Капитальные расходы бюджета направлены на обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности государства и включают инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, а также на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной собственности.
Расходы бюджетов осуществляются в следующих формах:
· ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
· средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным заказам;
· трансферты населению;
· бюджетные кредиты (в том числе налоговые кредиты и другие отсрочки по уплате налогов) юридическим лицам;
· субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
· бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней и внебюджетным фондам;
· кредиты иностранным государствам;
· средства на обслуживание государственного долга, включая выданные государственные и муниципальные гарантии.
Дотация– бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основе для покрытия текущих расходов.
Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые безвозмездно как бюджетам других уровней, так и юридическим лицам на строго определённые цели. Примером получения субвенции может служить Москва, получающая от федерального правительства субвенцию за выполнение функций столицы Российской Федерации.
Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит – предоставление бюджетных средств другому бюджету или юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.
Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев.
Организация может получить также инвестиционный налоговый кредитна срок от 1 до 5 лет. Такой кредит предоставляется в случае технического перевооружения предприятия, внедрения им новой техники и технологии или в случае выполнения им особо важного заказа, связанного с социально-экономическим развитием региона или предоставлением особо важных услуг населению. За инвестиционный налоговый кредит взимаются проценты в пределах от половины до 3/4 ставки рефинансирования Банка России.
В России с 1 января 2008 г. вступил в силу закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 года и 2010 года".
Впервые в России все параметры федерального бюджета планируются и утверждаются на три года вперёд в форме федерального закона. Кроме того, с 2008 г. изменилась структура доходов бюджета. Теперь доходы подразделяются на нефтегазовые и ненефтегазовые с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета. Выделены в составе остатков федерального бюджета Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, а также определены на первый и второй годы планового периода нераспределённые части расходов в объёме, эквивалентном 2,5 и 5 % от расходной части, позволяющие в режиме «скользящей трёхлетки» переходить к более эффективному планированию новых обязательств.
Нефтегазовый трансферт – часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счёт нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда. Величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % от прогнозируемого на соответствующий год объёма валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Резервный фонд – часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.
По состоянию на 1 марта 2008 г. совокупный объём Резервного фонда составил 3082,28 млрд руб., что эквивалентно 127,81 млрд долл. США[5].
Резервный фонд формируется за счёт:
· нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
· доходов от управления средствами Резервного фонда.
Фонд национального благосостояния – часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации[6].
Фонд национального благосостояния формируется за счет:
· нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
· доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.
По состоянию на 1 марта 2008 г. совокупный объём Фонда национального благосостояния составил 777,03 млрд руб., что эквивалентно 32,22 млрд долл. США[7].
Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации, Фонда национального благосостояния – Центральным банком Российской Федерации и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Структура доходов и расходов федерального бюджета за 2007-2010 гг. представлена в табл. 6.1.
Таблица 6.1
Федеральный бюджет 2007-2010 гг., млрд руб. [8]
Наименование доходов | Утверждено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год" | Прогноз на 2008 год | Прогноз на 2009 год | Прогноз на 2010 год | |
ДОХОДЫ | 6 643,2 | 7 463,3 | 8 087,3 | ||
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 4 226,0 | 4 984,3 | 5 556,6 | ||
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ | 534,5 | 587,6 | 645,1 | ||
Налог на прибыль организаций | 580,4 | 534,5 | 587,6 | 645,1 | |
Налоги и взносы на социальные нужды | 368,8 | 442,8 | 506,0 | 573,7 | |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 1 485,0 | 1 417,2 | 1 929,3 | 2 230,5 | |
Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации | 713,4 | 900,8 | 1 038,9 | 1 186,6 | |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1 069,0 | 898,4 | 887,9 | 884,3 | |
Государственная пошлина, сборы | 26,3 | 32,2 | 34,5 | 36,6 | |
Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах | 2,8 | 2,9 | 3,0 | ||
Государственная пошлина по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Государственная пошлина по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Государственная пошлина за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами (за исключением консульских учреждений Российской Федерации) | 0,8 | 0,8 | 0,8 | ||
Государственная пошлина за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации | 11,8 | 13,5 | 15,3 | ||
Государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за государственную регистрацию ликвидации юридического лица и другие юридически значимые действия | 1,9 | 2,0 | 2,2 | ||
Государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним | 12,1 | 12,3 | 12,3 | ||
Государственная пошлина за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Государственная пошлина за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||
Государственная пошлина за совершение регистрационных действий, связанных с паевыми инвестиционными фондами и с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Государственная пошлина за совершение действий, связанных с выдачей разрешений на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами территории Российской Федерации | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Государственная пошлина за государственную регистрацию морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река-море) плавания, воздушных судов, за выдачу свидетельств о праве собственности на судно, о праве плавания и другие юридически значимые действия | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемая в федеральный бюджет | 0,3 | 0,4 | 0,4 | ||
Государственная пошлина за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством | 0,1 | 0,1 | 0,1 | ||
Государственная пошлина за выдачу и обмен паспорта гражданина Российской Федерации | 1,0 | 1,0 | 0,9 | ||
Государственная пошлина за право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по палеонтологии и минералогии | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Прочие государственные пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий | 0,3 | 0,4 | 0,4 | ||
Государственная пошлина за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора | 0,7 | 0,8 | 0,8 | ||
Государственная пошлина за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Государственная пошлина за получение ресурса нумерации оператором связи | 0,1 | 0,1 | 0,1 | ||
Государственная пошлина за регистрацию декларации о соответствии требованиям средств связи и услуг связи | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
0,0 | 0,0 | 0,0 | |||
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 2 417,2 | 2 479,0 | 2 530,7 | ||
0,0 | 0,0 | 0,0 | |||
Доходы от внешнеэкономической деятельности | 2 455,1 | 2 124,0 | 2 163,4 | 2 208,5 | |
0,0 | 0,0 | 0,0 | |||
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 99,8 | 99,3 | 105,4 | 102,1 | |
Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации | 24,1 | 34,2 | 32,2 | 32,0 | |
Доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Стабилизационного фонда Российской Федерации | 0,3 | 0,3 | 0,3 | ||
Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств федерального бюджета | 0,3 | 0,3 | 0,2 | ||
Проценты по государственным кредитам | 6,7 | 6,5 | 6,4 | ||
Поступление средств от правительств иностранных государств, их юридических лиц в уплату процентов по кредитам, предоставленным Российской Федерацией | 4,8 | 4,9 | 4,9 | ||
Поступление средств от предприятий и организаций в уплату процентов и гарантий по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств | 1,3 | 1,2 | 1,0 | ||
Поступление средств от предприятий и организаций в уплату процентов и гарантий по кредитам, полученным Российской Федерацией от международных финансовых организаций | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||
Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) | 17,6 | 13,9 | 11,9 | 9,4 | |
Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных автономных учреждений, а также земельных участков федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных) | 4,0 | 4,5 | 4,4 | 3,4 | |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений) | 13,6 | 9,4 | 7,5 | 6,0 | |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным учреждениям, имеющим государственный статус (за исключением имущества федеральных автономных учреждений) | 1,5 | 1,2 | 1,0 | ||
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление учреждениям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющим государственный статус (за исключением имущества федеральных автономных учреждений) | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление образовательным учреждениям, имеющим государственный статус (за исключением имущества федеральных автономных учреждений) | 2,8 | 2,2 | 1,8 | ||
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление учреждениям здравоохранения, имеющим государственный статус (за исключением имущества федеральных автономных учреждений) | 0,2 | 0,1 | 0,1 | ||
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление учреждениям федеральной почтовой связи Федерального агентства связи, имеющим государственный статус (за исключением имущества федеральных автономных учреждений) | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление государственным учреждениям культуры и искусства, имеющим государственный статус (за исключением имущества федеральных автономных учреждений) | 0,3 | 0,2 | 0,2 | ||
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление государственным архивным учреждениям, имеющим государственный статус (за исключением имущества федеральных автономных учреждений) | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений) | 4,6 | 3,7 | 3,0 | ||
Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации | 40,0 | 50,0 | 50,0 | ||
Платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий | 2,3 | 2,5 | 2,2 | ||
Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий | 2,6 | 2,3 | 2,5 | 2,2 | |
Доходы от деятельности совместного предприятия "Вьетсовпетро" (в части расчетов по поступлениям прошлых лет) | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) | 1,6 | 1,6 | 1,7 | ||
Доходы от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, находящимися в собственности Российской Федерации | 1,0 | 1,0 | 1,0 | ||
Доходы от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог, находящихся в федеральной собственности | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных) | 0,4 | 0,5 | 0,5 | ||
0,0 | 0,0 | 0,0 | |||
Платежи при пользовании природными ресурсами | 37,4 | 50,4 | 57,7 | 60,7 | |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду | 2,8 | 2,9 | 3,1 | ||
Платежи при пользовании недрами | 29,3 | 33,5 | 33,5 | ||
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории Российской Федерации по месторождениям и участкам недр (за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения) | 27,0 | 28,8 | 33,0 | 33,0 | |
Плата за геологическую информацию о недрах при пользовании недрами на территории Российской Федерации | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Регулярные платежи за пользование недрами при пользовании недрами (ренталс) на территории Российской Федерации | 0,3 | 0,3 | 0,3 | ||
Плата за договорную акваторию и участки морского дна, полученная при пользовании недрами на территории Российской Федерации | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (кроме участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Регулярные платежи за пользование недрами (ренталс) при пользовании недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Прочие платежи при пользовании недрами (за исключением платежей при пользовании недрами по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения) | 0,1 | 0,1 | 0,1 | ||
Плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | |
Плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений | 11,7 | 12,8 | 13,9 | ||
Плата за использование лесов в части минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений | 3,9 | 4,3 | 4,7 | ||
Плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы | 7,8 | 8,5 | 9,2 | ||
Доходы от реализации древесины, полученной при проведении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов при размещении государственного заказа на их выполнение без продажи лесных насаждений для заготовки древесины, а также древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации | 4,0 | 4,0 | 4,0 | ||
Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности | 1,8 | 3,6 | 5,3 | ||
Доходы от проведения аукционов по продаже долей в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, вновь разрешаемых к использованию в промышленных целях, а также во вновь осваиваемых районах промысла | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
0,0 | 0,0 | 0,0 | |||
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 118,7 | 131,7 | 138,6 | 143,8 | |
Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства | 118,0 | 124,1 | 128,6 | ||
Плата за предоставление информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков | 0,1 | 0,1 | 0,1 | ||
Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||
Плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||
Доходы от операций с государственным материальным резервом | 58,6 | 61,0 | 64,9 | ||
Доходы от операций с продукцией особого хранения | 0,1 | 0,2 | 0,2 | ||
Доходы от оказания платных услуг (работ), предоставления статистической информации | 0,4 | 0,4 | 0,4 | ||
Доходы от оказания платных услуг (работ) в соответствии с договорами по производству экспертиз и экспертных исследований и за выполнение научно-исследовательских, консультационных и других видов работ | 0,5 | 0,6 | 0,6 | ||
Средства отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания | 10,3 | 10,3 | 10,7 | ||
Доходы от действий, связанных с оформлением визовых документов иностранным гражданам | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Доходы от оказания информационно-консультационных и иных видов услуг | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Патентные пошлины за селекционные достижения | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Плата за услуги, предоставляемые на договорной основе подразделениями органов внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации по охране имущества юридических и физических лиц, и иные услуги, связанные с обеспечением охраны и безопасности граждан | 42,4 | 46,1 | 46,1 | ||
Доходы от оказания платных услуг органами Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации | 0,3 | 0,3 | 0,3 | ||
Пошлины за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров | 1,5 | 1,5 | 1,6 | ||
Плата за услуги (работы), оказываемые Гохраном России | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||
Плата пользователей радиочастотным спектром | 2,2 | 2,2 | 2,2 | ||
Плата за услуги, предоставляемые на договорной основе учреждениями аварийно-спасательных формирований противофонтанных военизированных частей, находящихся в ведении Федерального агентства по энергетике, по предотвращению и ликвидации аварий, связанных с открытыми фонтанными проявлениями | 0,6 | 0,6 | 0,6 | ||
Лицензионные сборы | 0,8 | 0,8 | 0,8 | ||
Сборы за выдачу федеральным органом исполнительной власти лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции | 0,3 | 0,3 | 0,3 | ||
Прочие сборы за выдачу лицензий федеральными органами исполнительной власти | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||
Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств федерального бюджета и компенсации затрат федерального бюджета | 7,0 | 12,9 | 13,7 | 14,4 | |
0,0 | 0,0 | 0,0 | |||
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 2,2 | 2,5 | 4,2 | 5,4 | |
Доходы от реализации имущества федеральных государственных унитарных предприятий (в части реализации основных средств по указанному имуществу) | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход Российской Федерации | 0,3 | 0,3 | 0,3 | ||
Доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции | 1,7 | 2,4 | 5,0 | ||
Доходы от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных автономных учреждений, а также земельных участков федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных) | 0,5 | 1,5 | 0,0 | ||
0,0 | 0,0 | 0,0 | |||
Административные платежи и сборы | 3,8 | 4,2 | 4,3 | 4,5 | |
Исполнительский сбор | 4,2 | 4,3 | 4,5 | ||
Платежи, взимаемые федеральными государственными организациями за выполнение определенных функций | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
0,0 | 0,0 | 0,0 | |||
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 2,2 | 3,1 | 3,3 | 3,5 | |
0,0 | 0,0 | 0,0 | |||
Прочие неналоговые доходы | 2,8 | 2,0 | 2,1 | 2,2 | |
Поступление средств, удерживаемых из заработной платы осужденных | 0,8 | 0,8 | 0,8 | ||
Прочие неналоговые доходы федерального бюджета | 1,2 | 1,3 | 1,4 | ||
0,0 | 0,0 | 0,0 |
окончание таблицы 6.1
Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей | 0,5 | 1,3 | 2,1 | 2,7 | ||
0,0 | 0,0 | 0,0 | ||||
Итого доходов | 6965,3 | 6 644,4 | 7 465,4 | 8 090 | ||
Общегосударственные вопросы | 808,2 | 899,7 | 976,5 | 1 042,3 | ||
Национальная оборона | 822,0 | 959,6 | 1 061,5 | 1 191,0 | ||
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 662,9 | 771,2 | 932,2 | 999,6 | ||
Национальная экономика | 497,2 | 718,2 | 802,0 | 544,2 | ||
Жилищно-коммунальное хозяйство | 53,0 | 56,9 | 79,2 | 71,0 | ||
Охрана окружающей среды | 8,1 | 9,3 | 10,2 | 11,0 | ||
Образование | 277,9 | 309,0 | 315,5 | 341,1 | ||
Культура, кинематография и средства массовой информации | 67,8 | 82,7 | 70,2 | 67,5 | ||
Здравоохранение и спорт | 206,4 | 218,3 | 234,2 | 274,6 | ||
Социальная политика | 215,6 | 273,0 | 362,4 | 427,5 | ||
Межбюджетные трансферты | 1 844,4 | 2 272,4 | 2 421,0 | 2 715,6 | ||
Условно утверждённые расходы | 186,3 | 404,5 | ||||
Всего расходов | 5 463,5 | 6 570,3 | 7 451,2 | 8 089,9 | ||
6.2 Налоговая система [9]
Налоговая система – это совокупность налогов, принципов налогообложения, методов и механизмов исчисления налогов. Она является одним из основных инструментов фискальной политики государства.
Цель налоговой системы – обеспечить поступление в бюджет финансовых ресурсов, которые необходимы для поддержания деятельности государства в области социальной защиты граждан, перераспределения доходов, регулирования экономики.
Определение налогалучше всего характеризует статья 8 Налогового кодекса Российской Федерации, детализирующая понятия налога и сбора:
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сборомпонимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Правовую категорию налога можно выразить следующим определением. Налог – это обязательный взнос в бюджет, который либо непосредственно входит в налоговую систему государства, либо установлен актом налогового законодательства.
Неналоговый платёж (квазиналог) – это обязательный платёж, который, тем не менее, не входит в налоговую систему государства и установлен не налоговым, а иным законодательством. К нему относятся взносы в Пенсионный фонд РФ (с 1 января 2001 г., являющиеся частью Единого социального налога) и другие государственные внебюджетные фонды, патентные пошлины, сборы за регистрацию предприятий и т.д.
Разовые государственные изъятия – это платежи, взимаемые государством в особом порядке и, как правило, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний. В качестве разовых изъятий рассматриваются реквизиции, конфискации и штрафы. Различие между налогами и штрафами состоит в поводе изъятия. Поводом налогового платежа является перераспределение национального дохода, а поводом уплаты штрафа – совершение того или иного правонарушения.
Термины налог, сбор, пошлина и т.д. являются синонимами, так как имеют одно и то же значение, а их употребление объясняется лишь сложившейся практикой и традициями. В то же время между самими налогами, сборами и иными платежами существуют определенные различия теоретического плана.
Под термином налог, как правило, понимается систематический взнос, который уплачивается плательщиком без какого-либо удовлетворения.
Сбор представляет собой плату, взимаемую государственными органами за право участия, пользования чем-либо или осуществления той или иной деятельности.
Пошлина в большинстве случаев представляет собой плату, взимаемую с организаций и граждан за совершение государственными органами определённых действий. Таким образом, как бы частичное “возмещение” пошлин и сборов отличает их от чистых налогов. Кроме того пошлины и сборы взимаются только с тех, кто вступает в отношения с соответствующими органами или учреждениями по поводу получения нужных ему услуг. Следовательно, обязательность уплаты пошлин и сборов наступает в результате свободного выбора плательщика. Обязанность же по уплате налога возникает в любом случае при наличии у налогоплательщика объекта налогообложения.
Иные платежи, к которым относятся отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду, за использование природных ресурсов, принадлежащих государству, носят характер платы за применение принадлежащих государству природных ресурсов и направлены на компенсацию и восстановление нарушенного природного состояния. Однако они также относятся к категории налогов как к более общему состоянию.