Признаки различия туристских предприятий
Признак различия | Содержание работы | Пример |
Функция (задача) Место расположения Качество Размер Владелец | транспортные услуги размещение, питание обслуживание/сервис турпосреднические услуги организация объединение предложений в комплекс удобное размещение, ха- рактер, расстояние между местом отправления и назначения региональный, местный характер, степень комфорта пространственный объем финансовая и производственная организация | транспортное предприятие гостиница ресторан/гостиница транспортное бюро/ управление турбюро и туроператор туристическая организация лагерь отдыха в горах, на море, места для выездов на отдых, и транспортные и административные центры одна — пятизвездочные гостиницы, система индивидуального и общественного питания крупные, средние, мелкие предприятия1 управляемые и арен- дные предприятия, частные и финансовые общества |
Представленные в табл. 2.1 признаки и содержание работы туристских предприятий необходимы для эффективного менеджмента в туризме, поскольку позволяют произвести разделение труда по функциональному признаку.
Связь между субъектом и объектом туризма устанавливается посредством туристских предприятий, которые заранее разграничили предлагаемые ими услуги и установили связи между собой. Это прежде всего турбюро и турорганизации, которые, с одной стороны, выступают как посредники (посредники по туризму, агенты по туризму, розничные продавцы), а с другой — как организаторы туров (туроператоры).
В последнее время преобладающим количеством предложений на рынке владеют организаторы туров. Наряду с основными услугами, посредничеством и/или организацией поездок турбюро предлагают ряд дополнительных услуг, а в зависимости от места расположения курорта обслуживают и деловые сделки. Такие организаторы туров, как международный союз туризма (TUI), международный туристический сервис (ITS), постоянно занимают ведущее положение вследствие концентрации услуг в туризме и постепенно приобретают форму промышленного менеджмента. Большую конкуренцию организаторам туров и посредническим фирмам составляют воздушно-транспортные предприятия с их развитой системой информации и бронирования.
Классическое разделение труда по функциональному направлению в посреднической туристской фирме представлено на рис. 2.11.
Таким образом, под туристским предприятием следует понимать такую организационно-хозяйственную единицу, которая посредством объединения необходимых производственных средств (труда, денег, земли и др.) осуществляет подготовку, исполнение и предоставление услуг туристам, используя для этого весь арсенал существующих методов управления. Туристские предприятия, создавая, оказывая и предлагая свои услуги, служат для удовлетворения туристских потребностей.
Рис. 2.11. Распределение задач в турорганизации
или посреднической турфирме
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выделите основные подходы к определению туристского региона.
2. Дайте определение туристского региона. Аргументируйте свою позицию.
3. Представьте туристский регион как конкурентную единицу. Подискутируйте с коллегами на эту тему.
4. Как вы понимаете туристское место широкого и узкого профиля?
5. Прокомментируйте рис.2.2 (система туристского региона).
6. Какому подходу вы отдаете предпочтение при определении туристской организации?
7. По каким признакам классифицируются туристские организации?
8. Попытайтесь представить иерархическую структуру различных уровней управления туризмом в известном вам регионе (России, Беларуси, области, крае и т.п.).
9. Чем отличаются туристские организации коммунального уровня от таких же организаций федерального (национального) или областного уровня?
10. Покажите специфику частных туристских организаций.
11. Попытайтесь смоделировать систему обязанностей и ответственности по управленческим функциям для туристских организаций различных типов и уровней.
12. Какой важнейший критерий положен в основу классификации на предприятия первичных и вторичных услуг? Какие сложности в связи с этим возникают?
13. Объясните, в каких случаях идет речь о предприятиях первичных, а в каких — о предприятиях вторичных услуг:
а) в пригороде большого города открылся греческий ресторан;
б) автобусное предприятие делает летом три, а зимой — два рейса в неделю в определенный туристский регион;
в) семья П. сдает комнаты в своем доме приезжим гостям.
14. Выделите особенности паушального тура.
15. Выявите различия в работе туроператоров и тур-посредников.
16. Покажите роль в бизнесе прочих туристских предприятий первичных услуг.
17. Поясните на конкретном примере процедуру разделения труда в туристской фирме по функциональному признаку.