УРОК 34. Международная деятельность Центросоюза Российской Федерации

Представительство российской потребительской кооперации в МКА

Центросоюз Российской Федерации является одной из крупнейших национальных организаций — членов Международного кооперативного альянса. Центросоюз представляет в альянсе 12-миллионную потребительскую кооперацию России, способствует установлению взаимовыгодных отношений с другими членами альянса, содействует развитию национального и международного кооперативного движения на принципах МКА.

Основные направления международной деятельности Центросоюза следующие: организация участия представителей российской потребительской кооперации в работе центральных, региональных и секторальных органов управления МКА; организация обмена опытом и обучения управленческого персонала и специалистов потребительской кооперации; организация кооперативных форумов и семинаров; развитие кооперативного сотрудничества.

Центросоюз обеспечивает участие представителей потребительской кооперации страны в работе органов управления МКА. Центросоюз формирует делегации из руководителей и специалистов потреби- тельских союзов и потребительских обществ, ученых и преподавателей учебных заведений потребительской кооперации для участия в Конгрессах, Генеральных и Региональных ассамблеях МКА.

На заседаниях органов управления МКА представители потребительской кооперации России с представителями кооперативных организаций других стран обсуждают проблемы кооперативного движения, представляющие взаимный интерес, в том числе проекты развития потребительской кооперации России.

Центросоюз рекомендует представителей потребительской кооперации России для избрания в органы управления МКА.

Представители российской потребительской кооперации, избранные в органы управления МКА, участвуют в разработке политики и программ альянса, представляют проекты по различным направлениям кооперативного движения: по укреплению сотрудничества между кооперативами, соблюдению кооперативных ценностей и принципов в деятельности кооперативных организаций, повышению активности пайщиков, улучшению правового положения кооперативов, обучению кооперативному менеджменту, привлечению молодежи в кооперативы, обеспечению равенства полов в кооперативах, по борьбе с бедностью и безработицей.

Предложения российских кооператоров по перечисленным и другим направлениям деятельности МКА являются достойным вкладом в развитие международного кооперативного движения.

Проведение кооперативных форумов и семинаров

Деятельность Центросоюза как члена МКА заключается в проведении политики альянса и содействии развитию потребительской кооперации России. В выполнении этих задач особое значение имеет организация кооперативных форумов и семинаров.

Кооперативные форумы — это совместные мероприятия кооператоров разных стран с большим числом участников.

Форумы способствуют укреплению сотрудничества и солидарности кооператоров разных стран, развитию национального и международного кооперативного движения.

В конце XX столетия в России проведены следующие кооперативные форумы.

В июле 1995 г. в Санкт-Петербурге состоялась Международная конференция по проблемам развития потребительской кооперации России. Конференция подготовлена Центросоюзом совместно с Европейским консорциумом по развитию российской кооперации. В ней приняли участие представители Европейского совета МКА, российского правительства, министерств и ведомств, российских потребсоюзов, ученые и эксперты, специалисты в области международного кооперативного движения. На конференции разработаны конкретные рекомендации для потребительской кооперации России по вопросам управления, финансирования и кооперативного законодательства.

В мае 1998 г. в Москве с участием Центросоюза проведены региональный форум — Региональная ассамблея Международной кооперативной организации по здравоохранению стран Европы, а также семинар на тему «Медицинские потребительские кооперативы стран Европы и распространение опыта их работы на медицинские учреждения России».

В июне 1999 г. в Белгороде — Белгородском университете потребительской кооперации — Центросоюзом проведен Международный кооперативный форум на тему «Совершенствование кооперативного управления, повышение эффективности деятельности и увеличение объема услуг, оказываемых членам кооперативов», в котором приняли участие зарубежные делегации из стран Европы и Азии и около 150 представителей кооперативных организаций и учебных заведений России. На форуме были обсуждены проблемы современного кооперативного движения, в том числе: повышение эффективности деятельности кооперативных организаций, их финансовой независимости, конкурентоспособности; улучшение взаимоотношений между пайщиками и потребительскими обществами; расширение сферы услуг, оказываемых пайщикам.

В марте 2000 г. в Москве проведен Российский кооперативный форум женщин и молодежи, в работе которого приняли участие около 250 человек. Участники форума обосновали необходимость повышения роли женщин и молодежи в деятельности потребительской кооперации.

В начале XXI в. российские и международные форумы посвящены совершенствованию кооперативного законодательства, укреплению конкурентоспособности кооперативных организаций, решению социальных задач общества.

Центросоюзом организуются семинары с председателями правлений потребительских союзов и потребительских обществ, специалистами кооперативных организаций.

На семинарах рассматриваются актуальные вопросы совершенствования и развития социально-экономической деятельности потребительской кооперации, опыт российских и зарубежных кооперативных организаций, вопросы социальной защиты и стимулирования пайщиков и работников.

Развитие кооперативного сотрудничества

Сотрудничество — один из семи принципов МКА. Сотрудничество между кооперативами укрепляет кооперативное движение на местном, национальном и международном уровнях. Центросоюз оказывает содействие организациям потребительской кооперации в развитии экономического сотрудничества, изучении рынков сбыта, осуществлении экспортно-импортных операций, оценке конкурентоспособности продукции.

В настоящее время укрепляется экономическое сотрудничество между кооперативами России и зарубежных стран.

Российское законодательство разрешает кооперативным организациям осуществлять операции по экспорту и импорту с использованием иностранной валюты в интересах потребительских обществ и их союзов. Российские кооператоры поставляют зарубежным кооператорам лекарственно-техническое сырье, пушнину, кожевенное сырье, грибы и другую продукцию, закупленную у населения и сельскохозяйственных товаропроизводителей. В то же время организации потребительской кооперации ввозят из-за рубежа и реализуют в своих магазинах промышленные и продовольственные товары.

Наряду с экономическим развивается научно-техническое сотрудничество. Организации потребительской кооперации закупают у зарубежных кооператоров:

— современные технологические линии для осуществления полного цикла технологического процесса производства — от загрузки сырья до выхода готовой продукции;

— оборудование для перемещения грузов на складах и в магазинах;

— проекты супермаркетов, кафетериев и других предприятий.

В современных условиях особое значение приобретает сотрудничество по обмену информацией и информационными технологиями.

Развитию сотрудничества потребительской кооперации России с кооперативными организациями зарубежных стран в значительной степени способствуют участие представителей российской потребительской кооперации в МКА и обмен опытом. Российские и зарубежные кооператоры знакомятся друг с другом, при этом определяются взаимные интересы и возможность экономического и научно-технического сотрудничества, сотрудничества в образовательной сфере и сфере информационных услуг.

В Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года предусмотрено повышение роли Центросоюза в развитии сотрудничества кооперативных организаций.

Обмен опытом и обучение специалистов

Одним из приоритетных направлений в международной деятельности Центросоюза является организация обмена опытом и обучения управленческого персонала и специалистов системы потребительской кооперации России.

Центросоюз формирует делегации, разрабатывает программы, предоставляет переводчиков. В условиях реформирования системы потребительской кооперации необходимо знать и использовать опыт работы кооперативов стран с рыночной экономикой.

Центросоюз направляет на обучение российских специалистов в учебные центры Швеции, Англии, Германии, Италии, в Международный кооперативный институт в Израиле.

Особое внимание уделяется подготовке менеджеров для организаций потребительской кооперации России. В разработке программ по подготовке менеджеров и финансовой поддержке реализации программ участвуют национальные и международные кооперативные организации — члены МКА, Международная организация труда (МОТ), Комитет по содействию и развитию кооперативов (КОПАК), Центр Улофа Пальме (Швеция), Фонд НОУ-ХАУ (Великобритания), ТАСИС и другие.

Центросоюз содействует учебным заведениям в распространении знаний о кооперативном движении зарубежных стран. С целью изучения опыта развития кооперации ученые и преподаватели университетов, институтов и техникумов потребительской кооперации направляются для участия в европейских и международных научных конференциях, семинарах, заседаниях специализированных и региональных органов управления МКА, а также в учебные заведения и кооперативные организации зарубежных стран.

Таким образом, организация обмена

опытом и обучения с использованием

программ подготовки специалистов в зарубежных странах позволяет российским кооператорам пользоваться достижениями мирового кооперативного движения как в практической, так и в образовательной деятельности.

В то же время по отдельным проблемам кооперативного движения зарубежные кооператоры стремятся ознакомиться с опытом работы российских кооператоров. Центросоюз совместно с потребительскими союзами и учебными заведениями организует прием делегаций национальных кооперативных союзов из Бельгии, Великобритании, Вьетнама, Германии, Греции, Испании, США, Швеции, Японии, Украины, Белоруссии и других стран.

Создание Ассоциации — Лиги национальных (республиканских) союзов потребительской кооперации стран СНГ (АЛКОС)

Центросоюз Российской Федерации выступил инициатором создания международной кооперативной организации стран СНГ — Ассоциации «Лига национальных (республиканских) союзов кооперативных организаций потребительской кооперации стран Содружества Независимых Государств» - АЛКОС СНГ.

26 июня 2002 г. в Белгороде - Белгородском университете потребительской кооперации - состоялась историческая встреча лидеров девяти национальных союзов потребительской кооперации стран СНГ.

Решение о создании АЛКОС приняли лидеры кооперативных союзов: заместитель председателя правления Турк-менпотребсоюза Оразмерет Туйлиев; председатель правления Белкоопсоюза Владимир Кулешов; председатель правления Центрального союза Национального альянса потребительской кооперации Грузии Иван Келбакиани; председатель Исполнительного бюро Молдкоопа Павел Дубаларь; председатель Совета Центросоюза Российской Федерации Валентин Ермаков; председатель правления Казпотребсоюза Хазбулат Ашля-ев; председатель правления Кыргыз-потребсоюза Мукаш Эсеналиев; заместитель председателя правления Таджикского респотребсоюза Гулнора Кокова; председатель правления Укрко-опсоюза Станислав Бабенко.

В Уставе АЛКОС СНГ определены цели создания ассоциации:

— координация деятельности организаций потребительской кооперации стран СНГ;

— содействие развитию их деятельности;

— развитие сотрудничества между членами ассоциации;

— представление интересов членов ассоциации в международных кооперативных организациях.

Республиканские союзы потребительской кооперации тесно сотруднича- ли в одном государстве — Союзе Советских Социалистических Республик (СССР).

Однако с образованием самостоятельных национальных государств связи кооператоров ослабли. Создание АЛКОС СНГ направлено прежде всего на восстановление и укрепление деловых отношений на взаимовыгодных условиях между организациями потребительской кооперации стран Содружества Независимых Государств, на развитие кооперативного движения.

Выводы

1 Центросоюз является членом МКА и активно участвует в реализации политики альянса по укреплению национального и международного кооперативного движения, по повышению роли кооперативов в социальном и экономическом развитии общества.

2 Международная деятельность Центросоюза включает следующие направления: представительство российской потребительской кооперации в MICA, проведение кооперативных форумов и семинаров, развитие кооперативного сотрудничества, обмен опытом и обучение специалистов.

3 Международная деятельность Центросоюза осуществляется совместно с МКА, международными организациями, национальными кооперативными союзами.

Вопросы

1. Каковы основные направления международной деятельности Центросоюза России?

2. Какое значение имеет представительство потребительской кооперации России в МКА?

3. Какие вопросы рассматриваются на кооперативных форумах, организуемых Центросоюзом России?

4. Объясните экономическое значение сотрудничества организаций потребительской кооперации с зарубежными партнерами.

5. Какое значение для развития потребительской кооперации России имеет изучение опыта зарубежных кооперативов?

6. Какая цель создания АЛКОС — Ассоциации «Лига национальных (республиканских) союзов кооперативных организаций потребительской кооперации стран СНГ»?

Словарь

Ассоциация кооперативных организаций Российской Федерации (АКОРФ) — общенациональная кооперативная организация Российской Федерации.

Ассоциация «Лига национальных (республиканских) союзов кооперативных организаций потребительской кооперации стран Содружества Независимых Государств (АЛКОС СНГ) — международная организация потребительской кооперации стран СНГ.

Взаимная ответственность в кооперативе — ценность, которая означает ответственность кооператива за интересы своих членов и ответст венное гь членов за общие интересы кооператива.

Взаимопомощь в кооперативе — ценность, которая определяет отношения кооператива со своими членами по оказанию помощи.

Виды кооперативов: потребительские, кредитные, сельскохозяйственные, производственные, жилищные, рыболовецкие, обслуживающие, многофункциональные.

Виды платных услуг, предоставляемых населению организациями потребительской кооперации: бытовые услуги, услуги торговли, услуги общественного питания, услуги производственной деятельности, сельскохозяйственные услуги, услуги рынков, медицинские и санаторно-оздоровительные услуги, услуги образования, другие виды платных услуг.

Виды потребительских обществ: сельпо, горпо, райпо, студпо, учпо.

Вступительный взнос — обязательный взнос, который вносится гражданином или юридическим лицом при вступлении-в кооператив.

Высший орган потребительского общества— общее собрание потребительского общества, которое проводится в форме общего собрания пайщиков потребительского общества или общего собрания уполномоченных потребительского общества.

Газета «Российская кооперация» — газета, которая издается Центросоюзом Российской Федерации, учреждена в 1997 г.

Генеральная ассамблея МКА — высший орган управления МКА, который состоит из представителей организаций — членов МКА.

Гражданский кодекс — это систематизированный свод правовых норм, определяющий правовое положение граждан и юридических лиц как участников экономического оборота.

Демократия — в переводе с греч. языка означает «влас i ь народа», а в кооперативной организа-ции — власть членов кооператива, которую они осуществляют через органы управления путем принятия решений по важнейшим социально-экономическим вопросам деятельности кооператива

Забота о других в кооперативе — ценность, которая отражает заботу кооператива о гражданах, не являющихся членами кооператива

Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» — Федеральный закон, который наиболее полно определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих систему потребительской кооперации Российской Федерации

Источники формирования имущества потребительского общества — паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от размещения собственных средств в банках и иные источники

Кадры — это работники организации (предприятия), выполняющие управленческие и производственные функции

Классификация кооперативов — это группировка кооперативов по определенным признакам

Коммерческие организации — это юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности Коммерческие организации хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия и производственные кооперативы

Конгресс МКА — это форум кооператоров всего мира В работе Конгресса участвуют представители всех кооперативных организаций мира, в том числе кооперативных организаций, не являющихся членами МКА

Кооператив — это автономная ассоциация лиц, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей посредством совместно владеемого и демократически управляемого предприятия

Кооперативная система — это кооперативы определенного вида и их союзы (ассоциации) разных территориальных уровней, объединенные едиными целями и задачами

Кооперативное движение — это массовое социально-экономическое движение, направленное на создание благоприятных условий для развития кооперативных организаций с целью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей членов кооперативов.

Кооперативные выплаты — часть доходов потребительского общества, распределяемая между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности потребительского общества.

Кооперативные принципы — это основные положения, правила, которыми должны руководствоваться члены кооперативов, руководители и специалисты в повседневной социально-экономической деятельности. Ведущие кооперативные принципы: добровольное и открытое членство; демократический контроль, осуществляемый членами; экономическое участие членов; автономия и независимость; образование, повышение квалификации и информация; сотрудничество между кооперативами; забота об обществе.

Кооперативные форумы —мероприятия, организуемые кооперативными организациями с большим числом участников (Конгресс МКА, Генеральная ассамблея, конференция).

Кооперативные ценности — это общественные ценности, разделяемые членами кооперативов и применяемые в совместной социально-экономической деятельности, осуществляемой с целью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей членов кооперативов. Кооперативные ценности: справедливость, взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, солидарность, честность, открытость, социальная ответственность, забота о других.

Кооперативный участок — это участок (часть потребительского общества), в котором объединено определенное число пайщиков и который может создаваться как по территориальному, так и по производственному признаку, определяемому уставом потребительского общества.

Кооперация — в переводе с латинского языка означает «совместное ведение дел, сотрудничество».

Кооперированное население — население, состоящее в кооперативах; члены кооперативов.

Международное кооперативное движение — это интернациональное социально-экономическое движение, объединяющее национальные кооперативные движения.

Международный кооперативный альянс — это независимая неправительственная ассоциация, которая объединяет, представляет и содействует развитию национальных кооперативных движений всего мира.

Миссия — это главная цель, предназначение, философия и смысл существования организации.

Московский союз потребительских обществ (МСПО) — первое название Центросоюза России; МСПО учрежден 16 июня 1898 г.

Неделимый фонд — это часть имущества потребительского общества, которая не подлежит распределению между пайщиками как в период деятельности потребительского общества, так и в случае его ликвидации.

Некоммерческие организации — это юридические лица, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Некоммерческие кооперативные организации—это потребительские кооперативы, в том числе потребительские общества; общественные и религиозные организации; учреждения; фонды; объединения организаций (союзы, ассоциации).

Нормальный устав потребительского общества — первый Типовой устав потребительского общества, утвержденный Министерством внутренних дел 13 мая 1897 г.

Общее собрание представителей потребительских обществ Российской Федерации — высший орган управления потребительской кооперации Российской Федерации.

Объединение кооперативов (союз, ассоциация) — это социально-экономическая организация рыночной экономики, созданная кооперативами и осуществляющая деятельность на кооперативных ценностях и принципах.

Организации потребительской кооперации — это потребительские общества (кооперативы) и союзы потребительских обществ (объединения кооперативов).

Органы управления потребительского общества без кооперативных участков: высший — общее собрание пайщиков потребительского общества; представительный — совет потребительского общества; исполнительный — правление потребительского общества; контрольный — ревизионная комиссия потребительского общества.

Органы управления потребительского общества с кооперативными участками: высший орган управления потребительского общества — общее собрание уполномоченных потребительского общества; высший орган управления кооперативного участка — собрание пайщиков кооперативного участка; представительный орган управления — совет потребительского общества; исполнительный орган управления — правление потребительского общества; контрольный орган управления — ревизионная комиссия потребительского общества.

Органы управления потребительского союза: высший — общее собрание представителей потребительских обществ союза; представитель-ный — совет союза и президиум совета союза; исполнительный — правление союза; контрольный — ревизионная комиссия союза.

Основа экономической деятельности потребительского общества — имущество, которое принадлежит ему на праве собственности как юридическому лицу.

Основные формы повышения квалификации работников потребительской кооперации — курсы и семинары.

Открытость кооперативов — это ценность, которая означает, что кооперативы должны быть открыты для всех жителей местности, на которой кооператив осуществляет свою деятельность.

Отрасли деятельности потребительской кооперации: торговля (розничная и оптовая), общественное питание, закупки сельскохозяйственной продукции и сырья, промышленность, услуги и др.

Паевой взнос — обязательный взнос, который вносится гражданином или юридическим лицом при вступлении в кооператив.

Паевой фонд — это средства формирования имущества потребительского общества, образованный из паевых взносов пайщиков.

Пайщики — граждане и юридические лица, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами.

Первое потребительское общество Англии — Рочдейлское общество справедливых пионеров, устав которого зарегистрирован 24 октября 1844 г.

Первое потребительское общество России — Большая артель декабристов, устав которой принят 2 марта 1831 г.

Политика Международного кооперативного альянса — это основные направления деятельности МКА.

Потребительская кооперация — это система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

Потребительские кооперативы — некоммерческие организации, осуществляющие деятельность на кооперативных ценностях и принципах.

Потребительское общество — добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Предпосылки развития кооперации — условия для развития кооперации: социально-экономические, юридические, идеологические.

Представители потребительского общества в союзах потребительских обществ — это пайщики, избранные на общем собрании потребительского общества (если иное не предусмотрено уставами потребительских обществ и их союзов) для участия в работе общих собраний представителей потребительских обществ союзов, в которые входит данное потребительское общество.

Признаки кооперативов — это отличительные черты кооперативов от всех других коммерческих и некоммерческих организаций.

Производственные кооперативы — это коммерческие организации, осуществляющие деятельность на кооперативных ценностях и принципах.

Равенство в кооперативе — ценность, определяющая равноправное участие членов в деятельности кооператива.

Резервный фонд — средства, формируемые за счет прибыли потребительского общества, предназначенные для покрытия убытков от чрезвычайных обстоятельств.

Селькоопзаготпромторги — это комплексные предприятия. Они объединяют заготовительные пункты; небольшие цеха по переработке продукции; магазины.

Собственник имущества потребительского общества — потребительское общество как юридическое лицо.

Собственник имущества потребительского союза — потребительский союз как юридическое лицо.

Соглашение — двухсторонний договор, по которому каждая из сторон берет на себя определенные обязательства.

Солидарность — ценность, которая означает, что интересы кооператива и его членов едины.

Социальная защита пайщиков и работников — мероприятия, способствующие улучшению условий жизни и труда пайщиков и работников.

Социальная миссия потребительской кооперации как системы потребительских обществ и их союзов — удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов.

Социальная основа потребительской кооперации — пайщики — члены потребительских обществ.

Социальная ответственность — ценность, которая означает стремление кооператива к повышению уровня жизни своих членов.

«Союз потребителей» — журнал, издаваемый Центральным союзом (МСПО) с 1903 г.

Союз потребительских обществ — это добровольное объединение потребительских обществ разного уровня: районного, областного, краевого, республиканского, центрального (федерального).

Справедливость в кооперативе — ценность, которая означает справедливое распределение доходов и социальных благ между членами и работниками кооператива

Уполномоченный потребительского общества — пайщик, избранный на собрании пайщиков кооперативного участка и наделенный полномочиями решать вопросы на общем собрании уполномоченных потребительского общества

Управление имуществом потребительского общества — это реализация прав пайщиков, осуществляемая ими через органы самоуправления (общие собрания, советы, ревизионные и другие кооперативные комиссии).

Устав кооператива — это организационно-правовой документ, который в соответствии с законами определяет правовые, организационные, социальные и экономические основы создания и деятельности кооператива определенного вида (потребительского, кредитного, сельскохозяйственного, производственного и др.)

Учебные заведения потребительской кооперации — образовательные учреждения: вузы, техникумы, колледжи, профессионально-технические училища организаций потребительской кооперации.

Фонд подготовки кадров — средства потребительского общества, используемые на подготовку и повышение квалификации кадров.

Фонд развития — источник пополнения имущества потребительского общества, который образуется за счет отчислений в размере до 6% от стоимости реализованных товаров (продукции, услуг).

Фонд социального развития — средства, формируемые за счет прибыли потребительского общества, используемые на социальные выплаты пайщикам-работникам.

Фонд стимулирования пайщиков — средства потребительского общества, направляемые на поощрение пайщиков, не являющихся работниками потребительской кооперации и участвующих в работе советов, ревизионных комиссий, комиссий кооперативных участков.

Центросоюз Российской Федерации (Центросоюз России) — Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации (России) — высшая организация системы потребительской кооперации.

Честность — главная нравственная основа кооперативного предпринимательства.

Экономическая основа потребительских обществ и их союзов — это имущество, которое принадлежит им на праве собственности.

Экономическое участие пайщиков — это их участие в хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации.

ЛИТЕРАТУРА

1 Бланк Г Я Основы теории и истории потребительской кооперации —М Центросоюз, 1963

2 Буздалов И Н Возрождение кооперации —М Экономика, 1990

3 Вахитов К И История потребительской кооперации России Учебное пособие—М ЦУМК Центросоюза РФ, 1998 Ч 1,2

4 Гчушецкий А А Кооперация роль в современной экономике —М Профиздат, 1991

5 Ермаков В Ф Потребительская кооперация на пути радикальных реформ —Белгород Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1998

6 Ермаков В Ф Киселева Г В Бачашов А И и др Вместе ради будущего 170 лет потребительской кооперации России —М Издательский дом Центросоюза, 2001

7 Исаенко Е В Стратегия устойчивого развития розничной торговли потребительской кооперации — Белгород Кооперативное образование, 2002

8 Кисечева Г В Управление кадровым потенциалом в системе потребительской кооперации — Белгород Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1998

9 Киселева Г В Тепчов В И Исаенко Е В Прижигачинская Т Н Социальная направленность деятельности потребительской кооперации России и зарубежных стран — Белгород Кооперативное образование, 2002

10 Кчичов А П Потребительская кооперация в системе развитого социализма —М Экономика, 1980

11 Кооперация Страницы истории В 3-х т Избранные труды российских экономистов, общественных деятелей, кооператоров-практиков В 3 х кн Кн 1 З^мЮ-е годы XIX — начало XX в — М Наука, 1998

12 Коряков к А Принципы кооперативного движения —Чита Изд-во ЗИП Сиб ун-та потребительский кооперации, 1998 ^ (,

13 Макаренко А П Теория и история кооперативного движения Учебное пособие для студентов кооперативных учебных заведений — М ИВЦ «Маркетинг», 2002

14 Самсонов Л А Творцы кооперации Сборник —М Моек рабочий, 1991

15 Тепчов В И Социально-экономическая деятельность потребительской кооперации —Белгород Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1999

16 Тетова Л Е Укочова Л В Тихонович И В Кооперативное движение Учебное пособие чля кооперативных учебных заведений на русском и английском языках —2-е изд. Издательство РДЛ, 2003

17 Туган-Барановский М И Социальные основы кооперации —М Экономика, 1989

18 Укочова Л В Кооперативы современной России Учебное пособие — Белгород Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1999

19 Чаянов А В Краткий курс кооперации — М Кооперативное издательство, 1925

20 Южное общество Мемуары декабриста Н Басаргина —М Изд-во МГУ. 1982

Примечание. Вопросы развития потребительской кооперации постоянно освещаются в газете «Российская кооперация»

Наши рекомендации