Направление работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий (п. 4 ст. 47 ТК)
Порядок направления на принудительное лечение от алкоголизма регулируется Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 104-З «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. № 15. 2/1656].
В соответствии со ст. 4 направлению в лечебно-трудовые профилактории подлежат:
– граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с настоящим Законом о возможности направления в лечебно-трудовые профилактории и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
– граждане, обязанные возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
Медицинское освидетельствование гражданина, который в течение года три и более раза привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, проводится в целях установления наличия либо отсутствия у него заболеваний хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, а также наличия либо отсутствия заболевания, препятствующего его нахождению в лечебно-трудовом профилактории.
Медицинское освидетельствование гражданина, который был предупреждён о возможности направления в лечебно-трудовой профилакторий и в течение года после данного предупреждения привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, проводится в целях подтверждения наличия либо отсутствия у него заболеваний хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, а также установления наличия либо отсутствия заболевания, препятствующего его нахождению в лечебно-трудовом профилактории.
Медицинское освидетельствование граждан проводится по постановлению начальника органа внутренних дел или его заместителя.
Организация здравоохранения, осуществившая медицинское освидетельствование граждан обязана в течение пяти рабочих дней направить в орган внутренних дел, вынесший постановление о медицинском освидетельствовании гражданина, медицинское заключение о наличии либо отсутствии у гражданина заболеваний хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией и наличии либо отсутствии заболевания, препятствующего его нахождению в лечебно-трудовом профилактории.
Время пребывания в лечебно-трудовом профилактории не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий стаж. При добросовестном отношении к труду и соблюдении правил внутреннего распорядка лицу, содержащемуся в лечебно-трудовом профилактории, за этот период предоставляется отпуск в соответствии с трудовым законодательством. В других случаях ему выплачивается денежная компенсация.
В трудовой книжке работника делается запись следующего содержания: «Уволен в связи с направлением в лечебно-трудовой профилакторий» (п. 4 ст. 47 ТК).
Прекращение трудового договора в связи с неподписанием, либо нарушением работником, уполномоченным на выполнение государственных функций, письменных обязательств по выполнению предусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции (п. 5 ст. 47 ТК)
Введение указанной нормы в ТК обусловлено необходимостью исполнения ряда законов, направленных на создание организационных и правовых основ борьбы с организованной преступностью и обеспечение при этом гарантий защиты законных интересов физических и юридических лиц.
Определение понятия организованная преступность приводится в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 27 июня 2007 г. «О борьбе с организованной преступностью» [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 159. 2/1341; 2010. № 5. 2/1630, № 147. 2/1684].
Организованная преступность – общественно опасное социальное явление, выражающееся в создании организованных групп, включая банды, преступных организаций, осуществляющих преступную деятельность, характеризующихся признаками, определёнными УК.
К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, законодатель относит представителей власти, в том числе работников правоохранительных органов, судей; депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов; служащих государственного аппарата; лиц, определяемых законодательством как должностных, в том числе в Вооружённых Силах Республики Беларусь и иных воинских формированиях; должностных лиц субъектов хозяйствования, в имуществе которых доля государственной собственности является преобладающей.
Законодательство предписывает должностным лицам, занимающим ответственное положение, в срок не более одного месяца после вступления в должность передать на время исполнения своих обязанностей принадлежащие им ценные бумаги и имущество, от владения, использования и распоряжения которыми они получают доходы, в доверительное управление другим лицам.
Данные требования предъявляются не только в отношении лиц, принимаемых на службу (работу), но и в отношении тех, с кем трудовой договор уже заключён. При этом сторонами трудового договора подписываются соответствующие письменные обязательства, отражающие указанные ограничения и запреты.
Так, например, в соответствии с п. 5 Положения о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 октября 2003 г. № 1271 [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 115. 5/13153; 2004. № 137. 5/14714, № 172. 5/15054; 2005. № 39. 5/15662, № 174. 5/16701; 2007. № 301. 5/26348; 2008. № 249. 5/28514; 2010. № 131. 5/31886, № 186. 5/32267], с изм. и доп., контракты не могут заключаться с лицами, не подписавшими письменных обязательств по выполнению мер по предупреждению организованной преступности.
Нарушение указанных обязательств является основанием лля прекращения с работником трудового договора (по основаниям п. 5 ст. 47 ТК).