Классификация и методы расчета затрат
Классификация, как правило, предполагает некоторую условность. Кроме того, в среде экономистов-практиков порой встречается мнение, что классификации носят чисто умозрительный характер, а практическая их ценность весьма сомнительна. Однако, опыт успешных предприятий в России и за рубежом показывает, что четкое определение затрат и их классификация имеют важное значение для организации оптимального управления ими и, соответственно, их снижения и максимизации прибыли.
Многие исследователи считают, что в едином блоке анализа следует давать характеристику затратам не только на производство продукции, но и на ее реализацию. В нашем изложении будем придерживаться этой точки зрения.
Хотя, как было сказано выше, себестоимость — понятие умозрительное, не имеющее смыслового содержания, в российской нормативной документации оно пока еще остается. В таблице 1 приводится классификация себестоимости, согласно действующему в России Положению о составе затрат.
Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние организационно-технических мероприятий на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации.
Таблица 1
Классификация себестоимости
Группировка затрат по назначению, т. е. по статьям калькуляции, указывает куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления стоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.
Кроме того, различают плановую и фактическую себестоимость продукции. Разница заключается в том, что в плановую себестоимость не включаются непроизводительные расходы, а часть расходов (на представительские расходы, на командировки и т. п.) принимается в пределах установленных нормативов. Наряду с определением и классификацией себестоимости, российские нормативные документы предусматривают также и классификацию затрат. Краткую характеристику признаков классификации затрат представим в табл. 2.
Таблица 2
Классификация затрат
NB МСФО дают следующее определение затратам и расходам (постоянные и переменные уже были названы (см. NB выше).
Расходы (expenses): уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящие к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Расходы сегмента (segment expense): расходы, возникшие в результате операционной деятельности сегмента, которые непосредственно распределяются на него, либо соответствующая часть расходов, которые могут быть обоснованно распределены на сегмент, в том числе расходы, относящиеся к продажам внешним клиентам и расходы, относящиеся к операциям с другими сегментами одной и той же компании.
Затраты на исследования и разработки (МСФО 9). Затраты на исследования признаются как расход в течение периода, когда они были понесены. Затраты на разработку можно признавать как актив только при соблюдении жестких условий (четко описан продукт или процесс, надежное измерение, техническая осуществимость, наличие намерения производить и продавать или намерения использовать, наличие рынка или доказуемая возможность использования внутри предприятия, достаточные для завершения продукта или процесса ресурсы). После отнесения на расходы затраты на разработку уже не могут быть отражены как актив, кроме случаев сторнирования ранее признанного убытка от обесценения. Капитализированные расходы на разработку следует амортизировать на систематической основе, так, чтобы отражать схему признания соответствующих будущих выгод; продолжительность амортизационного периода рекомендуется делать не более пяти лет. МСФО 9 требует раскрывать информацию о расходах на НИОКР, понесенных в отчетном периоде, а также сверку движений чистой балансовой стоимости расходов на разработку в бухгалтерском балансе. МСФО 9 действовал только для годовых периодов, начинающихся до 30 июня 1999 г., после чего его заменил МСФО 38 (Нематериальные активы). Теперь расходы на разработку соответствуют указанным в МСФО 38 критериям до капитализации и амортизации в течение оценочного полезного срока действия (исходя из опровержимого предположения, что максимальный срок составляет 20 лет). Анализ обесценения следует проводить в соответствии с МСФО 36 (Обесценение активов).
Затраты по займам (МСФО 23). Затраты по займам это процентные и другие расходы, понесенные в связи с получением заемных средств; они могут включать в себя амортизацию премий и дисконтов по займам. Затраты по займам следует отражать как расходы, понесенные либо капитализированные в течение отчетного периода, в том случае, если они прямо относятся к приобретению, сооружению или производству квалифицируемого актива[11].
Согласно МСФО 23, могут быть капитализированы как специфические, так и общие затраты по займам, при условии, что капитализированные суммы в любой отчетный период не должны превышать суммы затрат по займам, понесенных в этот период, а конечная балансовая стоимость квалифицируемого актива не превышает его возмещаемой стоимости. Капитализацию следует начинать в тех случаях, когда произведены необходимые для данного актива затраты, понесены затраты по займу и идет деятельность по подготовке актива к предполагаемой продаже или использованию. Капитализацию следует приостанавливать в тех случаях, когда разработка продукта прекращается на продолжительное время. Капитализацию следует прекращать, когда практически все виды деятельности по подготовке квалифицируемого актива к предполагаемой продаже или использованию завершены. МСФО 23 требует раскрывать информацию об учетной политике в отношении затрат по займам, размера затрат по займам и ставке капитализации, использованной для расчета капитализированных затрат по займам.
Вознаграждения работникам (МСФО 19)
Затраты на замену актива (replacement cost of an asset): затраты на замену конкретного актива обычно вытекают из текущей стоимости приобретения аналогичного актива, нового или использованного, либо актива эквивалентного по производственной мощности или потенциалу полезного использования.
Затраты на переработку (cost of conversion): затраты на переработку включают как затраты, непосредственно связанные с единицами продукции (такие как прямые затраты труда), так и систематически распределяемые постоянные и переменные косвенные производственные затраты, понесенные при переработке сырья в готовую продукцию. Затраты на приобретение (cost of purchase): затраты на приобретение включают цену покупки, импортные пошлины и прочие налоги и сборы (кроме возмещаемых), транспортные, экспедиторские и другие расходы, непосредственно относящиеся к приобретаемой единице. Торговые скидки, возвраты платежей и прочие аналогичные статьи вычитаются при определении затрат на приобретение. Затраты на разработку (development cost): все затраты, которые прямо относятся к деятельности по исследованиям и разработкам, или которые могут быть обосновано отнесены к этим видам деятельности.
Существуют два основных метода расчета затрат на производство единицы продукции: позаказный и попроцессный. Выбор метода расчета определяется характером производства данного предприятия.
Позаказный метод используется предприятиями, которые производят продукцию одного вида или несколько совершенно обособленных видов продукции, например самолеты, свадебные приглашения, или мосты. В позаказном методе расчета соблюдаются следующие условия:
а) все производственные затраты относятся к соответствующему виду продукции;
б) затраты собираются за период полного завершения работ, а не за стандартный временной интервал, например, неделя или месяц.
В позаказном методе обычно учитываются все затраты (по всем калькуляционным статьям), относящиеся к данному заказу.
Попроцессный метод применяется при производстве большого числа сходной продукции, например, компании по производству красок, автомобилей или готовых завтраков. В этой системе существуют следующие условия:
а) производственные затраты собираются по отдельным подразделениям, не по видам продукции;
б) затраты собираются за отчетный период времени.
Система попроцессного расчета затрат используется главным образом предприятиями, которые производят большое количество сходных продуктов и имеют непрерывный производственный процесс. Задачей такой системы является определение (а) затрат на единицу продукции и (б) конечных сальдо счетов «незавершенное производство» и «готовая продукция». В то время как позаказный метод имеет дело с конкретным видом продукции или работ, попроцессный метод калькулирования себестоимости оперирует с затратами на производство продукции, произведенными за определенный период времени.
Методика попроцессного расчета затрат включает (а) расчет единиц условно-законченной продукции[12], (б) расчет стоимости производства одной условной единицы продукции, и (в) расчет общей итоговой стоимости.
Основная идея, находящая свое воплощение в современных концепциях учета затрат, разрабатываемых ведущими европейскими и американскими экономистами, заключается в том, что процесс формирования затрат рассматривается непосредственно по основным элементам (организационной структуры, учета, технологического процесса и т. п.). Кроме того, в современных условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры появилась необходимость определять изменения затрат в зависимости от количества производимой и реализуемой продукции. Такая зависимость (между объемом производства, затратами и прибылью от реализации данного товара) сегодня оказалась в центре внимания при классификации затрат. Отметим также, что здесь реализуются названные в предыдущих главах принципы стратегического управления финансово-хозяйственной деятельностью. Согласно основанной на таком подходе методике, для достижения максимальной прибыли сначала нужно определить необходимый размер выпуска и реализации продукции.