Конкурентные стратегии в сфере радикальных инноваций
ТЕМА 12
Научно-технический прогресс в рыночной экономике имеет одну парадоксальную особенность: большую часть научных и опытно-конструкторских работ проводят одни компании, а наиболее значимые результаты получают другие.
Подавляющая часть научных исследований осуществляется крупнейшими корпорациями. В странах «Общего рынка», например, 2/3 всех промышленных исследований выполняют крупные фирмы с числом занятых более 5 тыс. человек. Тем не менее, принципиальные нововведения, меняющие лицо всей промышленности, очень часто оказываются не следствием усилий лидеров, а результатом деятельности мелких, ранее неизвестных фирм. Однако не любых мелких, потому что большинство небольших фирм научными исследованиями совсем не занимается.
Исторический опыт XX в. показал, что все крупнейшие компании возникших тогда отраслей, несмотря на лучшие стартовые возможности крупнейших предприятий того времени, ведут свое происхождение от мелких новаторских фирм. Многие сохраняют в названии имена своих основателей («Сименс» и «Форд», «Даймлер-Бенц» и «Боинг» и др.).
Первые подходы к объяснению феномена научно-технического прогресса на микроуровне сделал в начале XX в. австро-американский экономист Й.А. Шумпетер. В работе «Теория экономического развития» он разграничил две стороны хозяйственной жизни: рутинный кругооборот и развитие, или инновацию.
Рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства. Участвующие в нем фирмы из прошлого опыта знают рецепты правильного поведения. Им несложно принимать решения, так как ситуация понятна и легко предвидеть результаты своих действий. При этом в экономике, как и в жизни вообще, количественно преобладает рутина.
Знакомый нам принцип «невидимой руки» А. Смита описывает как раз именно такое рутинное поведение фирм в экономике. Отстаивая свои интересы, компании строго рационально реагируют на изменения обстановки и, сами того не желая, «толкают» экономику к оптимальному состоянию, а именно: «к оптимальному состоянию в статическом понимании оптимума» – уточняет И.Шумпетер.
Развитие экономики, т. е. не просто ее механическое расширение, а то постоянное качественное изменение, которое наблюдается при капитализме, не может вырасти из рутины. Возмутителем спокойствия выступает предприниматель-новатор. Предприниматель нарушает устоявшуюся рутину ведения дел ради понятных пока только ему – но не окружающим – выгод. Особенно важно, что «невидимая рука» рынка при этом не помогает, а противодействует предпринимателю. Ведь его действия «неправильны», они «отклоняют» экономику от сложившегося статического оптимума.
Для осуществления своего проекта предпринимателю надо преодолеть сопротивление рынка, заставить его субъектов отказаться от прибыльного применения ресурсов, перераспределив их в пользу нового, быть может авантюрного, проекта.
Опасность провала действительно существует. Новатор не может опереться на опыт прошлого — его просто нет. А ведь даже мелкие решения трудны и чреваты ошибками, когда они относятся к совершенно новым вопросам. И ради этих грез практичному бизнесмену надо отказаться от прибылей, уже идущих из рутинного производства. Сопротивление инновации, таким образом, – это не проявление консерватизма, а закономерный результат действия рыночных сил.
Вырвав ресурсы из рутинного кругооборота, новатор использует их на производство. И. Шумпетер называет это новыми комбинациями ресурсов и насчитывает пять возможных разновидностей новых комбинаций:
1) создание нового товара и/или услуги;
2) создание нового метода производства:
3) открытие нового рынка сбыта;
4) применение нового источника или вида сырья;
5) введение новых принципов организации деятельности фирмы.
Вслед за этим результаты инновации проходят испытание рынком. На краткий миг выбравшись за рамки рутинного кругооборота, новатор вынужден вновь подчиниться ему. Успех или неуспех нововведения зависит от объема спроса на новый товар, его цены, издержек и т. д., т. е. определяется обычными рыночными силами.
Исторический опыт показывает, что люди с задатками первопроходцев возглавляли самые разные фирмы. Однако возможность проявить новаторские способности далеко не одинакова в компаниях, придерживающихся разных стратегий конкурентной борьбы.
На крупном предприятии руководитель уделяет основную часть своих усилий рутинной деятельности. Но важнее всего, что крупное производство не прощает ошибок: дорогостоящее оборудование для массового тиражирования продукции не может создаваться под проблематичные проекты.
В специализированной компании предпринимательское творчество сдерживается узкой специализацией – любые, даже перспективные идеи неизбежно отбрасываются, если они выходят за рамки избранной ниши.
Иное дело – фирма-новатор, основанная энтузиастами нового технического направления. Причины, обеспечивающие ее большую приспособленность к деятельности, вызывающей радикальные перемены в экономике, следующие:
1. Конкурентная стратегия фирм-новаторов сильна тем, что лежит в иной плоскости, чем у их мощных соперников. Сферой деятельности крупных фирм является предсказуемый текущий научно-технический прогресс, а рискованные прорывы в неизвестное – шанс фирмы-новатора. Подтверждением этого своеобразного разделения труда в области НТП может служить состав основателей фирм-новаторов: ими становятся в большинстве случаев либо ученые, либо бывшие высокопоставленные служащие крупных концернов.
2. Готовность фирмы-новатора нести огромные, почти неприемлемые риски. Отвлечение значительных средств на новые проекты может грозить для крупных или специализированных предприятий существенным ущербом основному бизнесу.
3. Оптимальная форма коллектива, работающего над прорывной инновацией – группа с сильным лидером. Во главе фирмы-новатора всегда стоит человек с характером первопроходца – другие за абсолютно новое дело просто не берутся.
4. Мотивация фирмы-новатора носит более сильный и многоплановый характер, чем других фирм. У новаторов значительно сильнее внеэкономические мотивы, кроме того, для главы фирмы успех проекта является единственным шансом состояться в качестве предпринимателя.
В своем развитии фирма-новатор проходит несколько этапов. На первом этапе компания-новатор внешне почти никак себя не проявляет: в недрах мелких и средних фирм идет настойчивый поиск принципиально новых технических решений. По существу, такая фирма находится еще вне рыночных отношений. Она только тратит средства на опытно-конструкторские работы, не поставляя на рынок ничего взамен. Да, собственно, и тратит-то она средства, полученные извне, не заработанные в рамках собственного бизнеса. В этом смысле она больше похожа не на фирму, а на государственную лабораторию, сидящую на бюджетном финансировании.
Инновационный бизнес – это не занятие чистой наукой или изобретательством. Разумеется, и то и другое важно, но в деятельности фирмы должно быть подчинено главной задаче – подготовке конкурентоспособного товара.
Скрытый характер подготовительной дорыночной работы делал ее практически незаметной вплоть до последних десятилетий, когда распространились такие организационные формы, как технологические парки и венчурный капитал. На первом этапе, когда фирмам-новаторам предстоит наладить труднейший процесс внедрения или коммерциализации открытия, сами пионеры еще очень бедны и слабы. Им трудно организовать оснащенные новейшим оборудованием лаборатории и опытные производства, что снижает шансы на успех в столь трудном деле, новаторы остро нуждаются в поддержке.
Реакцией на эту потребность и стали технологические парки. Они представляют собой «общую крышу» для компактного размещения нескольких мелких новаторских компаний, которых туда привлекает подготовленная площадь (помещение, коммуникации, оборудование для совместного использования), а также организационная инфраструктура (возможность контактов с учеными известного исследовательского центра и специалистами крупной промышленной корпорации).
Технологические парки являются одним из эффективных инструментов ускорения научно-технического прогресса в стране. Впервые они появились в США, а затем при поддержке государства были насаждены в странах Западной Европы и Японии.
Благодаря технологическим паркам решающий вклад фирм-новаторов во внедрение новшеств принципиального характера впервые стал наглядно заметен.
Еще более острой, чем организационная, является проблема финансирования. Преодолеть сопротивление рыночных сил и внедрить новую комбинацию предприниматель может, лишь опираясь на кредит. Банковское финансирование для него является обязательным условием, тогда как рутинную деятельность фирма, занятая привычным бизнесом, может в принципе вести и без кредита.
Необходимые заемные средства предприниматели-первопроходцы могут получить только в банке, причем с огромными (плата за риск) процентами. А по сложившейся к концу XX в. практике эти функции берут на себя так называемые венчурные (т.е. рисковые) фонды или фирмы.
Главной приманкой для венчурных вложений служит их феноменальная прибыльность в случае удачи. Для уменьшения риска при финансировании фирм-новаторов разработано несколько эффективных методов. Например, каждое новое вложение осуществляется только в том случае, если предыдущее себя оправдало. Далее, каждое новое вложение больше предыдущего и предоставляется на все более выгодных условиях.
Революционные изобретения все же встречаются редко. Для большинства компаний поиск оканчивается неудачей. Те же, кто добиваются прорыва, вступают во второй этап развития – период бурного и на первых порах беспрепятственного подъема, связанный с выходом нового товара на рынок.
Постепенно у компаний-первооткрывателей становится все больше последователей. Рынок нового товара растет. Наконец, на новые возможности обращают внимание ведущие корпорации. Это служит переломным моментом и началом этапа массового производства.
Часто он выливается в вытеснение фирм-первооткрывателей с рынка. Непривычные к конкурентной борьбе фирмы-новаторы оказываются вынуждены столкнуться с неизмеримо более мощными соперниками, к тому же сильными именно в организации массового производства.
Прямую конкуренцию гигантов выдерживают лишь очень немногие фирмы-новаторы. И даже те, кто справляются с первым натиском, еще долгие годы остаются очень уязвимыми.
Немногие компании-новаторы, которым удается пройти все испытания, постепенно превращаются в крупные специализированные фирмы или даже вырастают в новых лидеров. В эпоху массового рождения новых отраслей таких удачливых пионеров больше. При более узком круге радикально обновляющихся отраслей шансов выжить у пионеров мало.
При всех условиях, чтобы продолжить успешно действовать на рынке после того, как новый товар стал массовым, фирма-пионер должна переродиться, т. е. сменить стратегию. Она должна либо сформировать четкую специализацию, либо осуществить масштабные инвестиции в производство, управление и сбытовую сеть.