Смешанная модель экономики
Вышеизложенные системы являются «идеальными», однако практически любая система (прошлая или действующая) является смешанной. Ее особенность в том, что она впитывает в себя общие черты двух (или более) систем.
Смешанная система являет собой компромисс интересов, основанный на доминировании государства в одних отраслях экономики и допустимой свободы предпринимательского сектора в других. Особенность подобной экономики заключается в том, что она демонстрирует закономерный итог развития общества, а не насильственно внедренной идеологией.
Чтобы определить, какой тип экономики представлен в стране, необходимо определить степень воздействия следующих показателей:
· Каков размер доли собственности государства (чем выше это значение, тем больше экономика тяготит к командно-административной системе).
· Какова доля перераспределяемых совокупных доходов (возникающих вследствие налоговых сборов и перераспределяемых трансферов).
· Уровень влияния государственно аппарата на общую экономическую ситуацию.
Современный смешанный тип экономики является наиболее совершенным из всех существовавших ранее.
Его особенность заключается в умелом сочетании капитализма и командной экономики. Кроме этого смешанная модель экономики характеризуется высокой адаптационной гибкостью, которая позволяет государству приспособиться под переменчивые условия окружающего мира. Нельзя не отметить такие черты смешанной экономики, как рационализм, инновации и высокая роль индивида в общей экономической системе.
Исходя из особенностей каждого из перечисленных критериев, возникли различные локальные экономические модели. Рассмотрим их подробней.
Американская модель
Отличительной характеристикой США является склонность к прогнозированию и долгосрочному стратегическому планированию всего экономического курса. Эта идеология формирует основу всех принимаемых решений в сфере управления государством.
На этапе создания стратегического плана взяты во внимание все основополагающие для страны факторы: международные, технологические, экономико-политические, конкурентные и рыночные.
В государственном регулировании равномерно представлены два типа подразделений: федеральные и местные. Сама же система регулирования изображает собой структуру из множества уровней:
· Регулятивный механизм правительства.
· Регулятивный механизм местных органов и штатов.
· Национальный инструментарий (федеральный бюджет, кредитно-денежная стратегия, налоговая система).
· Административно-регулирующий аппарат в отдельных секторах экономики.
Особая роль отводится федеральному бюджету, что является важнейшим инструментов корректировки всего экономического курса США. Все бюджетно-налоговые решения правительства направлены в первую очередь на то, чтобы уменьшить остроту кризисных проявлений, поддержать существующие темпы развития и стимулировать экономический рост.
В финансовой системе американской модели дублируется существующая система власти, которая представлена федеральным, штатным и местным бюджетами. Федеральные расходы находятся в приоритете, поскольку на них рассчитано около 60% всех имеющихся средств.
В современной экономике США роль государства укрепляется, и оно постепенно готовится к переходу на новую ступень развития, которая будет соответствовать достижениям современной науки и технологиям. Для воплощения этой цели в бюджете предусмотрена специальная графа расходов, которая с каждым годом планово возрастает.
На всех ступенях налоговой системы предусмотрены следующие типы налогов:
· Индивидуальные (подоходные).
· Налоги на корпорационнуюприбыль.
· Налоги и различные взносы, которые направляются насоциальное страхование личности.
· Дарственные и наследственные налоги.
· Акцизы.
· Таможенные выплаты.
Американская модель характеризуется прогрессивной кредитной системой. ФРС – это ее главный государственный элемент, наделенный полномочиями центрального банка страны. ФРС координирует кредитно-денежный вектор США, воздействуя на экономическую ситуацию через сектор кредита и денежного оборота.
Японская модель
Особенностью регулирования экономики Японии является комплексное применение социально-адаптированных экономических планов и научных программ, которые выступают основными стабилизационными инструментами правительства.
По своему характеру социально-экономические планы индикативны, то есть, направлены на общенациональные цели посредством реализации совокупных государственных программ. Подобный подход позволяет спрогнозировать вероятный путь дальнейшего экономического развития, своевременно обнаружить потенциальные проблемы, а также найти обоснованные рекомендации, позволяющие разрешить или предотвратить надвигающиеся трудности.
За счет эффективно действующих планов-прогнозов правительство и предпринимательский сектор имеет общую ориентировку, которая позволяет в будущем координировать и совершенствовать отдельные отрасли хозяйства и поддерживать отстающие регионы страны.
Экономическую стратегию Японии формируетМинистерство финансов вместе с отдельными министерствами и управлениями. Помимо всего финансового сектора на Министерство финансов возложена функция контроля национального бюджета.
На Министерство промышленности и внешней торговли возложена обязанность детальной разработки стратегических планов в каждом отраслевом секторе промышленности. Чтобы составить эффективный план необходимо скрупулезно изучить статистику, рыночный спрос на продукт, предложение, а также уровень внешней и зарубежной конкуренции. После сбора всей информации делается детальный, научно обоснованный анализ, который дает возможность максимально точно предугадать дальнейшее развитие, как отдельного промышленного сектора, так и в целом всей экономики.
Для поддержания жизнеспособности японской модели правительство выделяет немало ресурсов на фундаментальные исследования и подготовку квалифицированных специалистов. Связано это с методом достижения поставленных экономических целей, который ориентирован на технологическое развитие всей отраслевой структуры промышленности. Эта особенность делает японский продукт конкурентным на всей рыночной арене.
Правительство Японии заинтересовано в поиске новых экономических стимулов и рычагов. Для этой цели разработана целая программа льготного кредитования, которая дает шанс инновационным проектам развиваться и активно дополнять существующую модель. Подобный подход позволил Японии быстро преодолеть кризисные явления в 1973 и 1985 гг., а сейчас стимулирует экономику страны на ежегодный рост.
Шведская модель
Прогрессивный рост экономики в сочетании с комплексом массовых реформ и социально-стабильным обществом еще в шестидесятых годах привлек внимание всего мира к шведской модели экономики и развития государства.
Экономическая тактика Швеции в первоочередном порядке направлена на воплощение двух базовых целей:
· Создание условий для занятости всего населения.
· Выравнивание черты доходов.
Шведской модели присуща политическая и экономическая устойчивость, высокий уровень жизнеобеспечения граждан и прогрессивный рост. Такие итоги стали возможны после внедрения на государственном уровне следующих принципов:
· В стране реально действует высокая корпоративная и политическая культура, которая позволяет разрешать даже самые острые разногласия в границах закона, опираясь на переговоры и систему взаимных уступок.
· Конкурентоспособность промышленности, которая одновременно взаимодействует с научными, частными и государственными институтами. Крупные и малые сегменты экономики тесно контактируют, поддерживают постоянную связь и заинтересованы во взаимном процветании.
· Весомая поддержка правительства в сфере развития инновационных технологий, направленных на оптимизацию экономических процессов.
· Увеличение значимости человеческого фактора – развитого и инновационного работника, который способен трудиться, применяя не только свои знания, но творческий потенциал.
На основе этих принципов формируется шведский тип общества, которому присущи экономическая эффективность, высокие стандарты в производстве, экологии и уровню жизни отдельно взятого гражданина.
В Швеции государственные органы серьезно воздействуют на все важнейшие отрасли экономической жизни общества:
· Контролируются не только доходы населения, но и уровень использования капитала.
· Через антимонопольный механизм государство способно влиять на сформировавшийся уровень цен.
· В шведской модели государство является крупнейшим работодателем, который обеспечивает занятость более трети всех трудящихся.
Постоянно изменяющаяся динамика рынка потребует от шведской модели новых методов для сохранения основных приоритетов правительства (высокой занятости и развито-равного экономического общества). В текущих условиях специфические характеристики шведской системы доказывают свою продуктивную экономическую прогрессивность.
Германская модель
Особенность этой модели проявляется в том, что государство самостоятельно не устанавливает экономические задачи. Подобная деятельность должна вытекать из плоскости индивидуальных решений, которые обосновываются потребностями рынка. Роль государственного аппарата сводится к созданию комплекса административно-правовых условий, поддерживающих реализацию экономической инициативы всех субъектов рынка.
Отличительными характеристиками германской модели являются:
· Индивидуальная предпринимательская свобода и государственная поддержка здоровой конкуренции.
· Социальное равенство, проявляемое в активном участии государства в поиске компромиссов между разнообразными слоями населения; весомый вклад правительства в действующий комплекс социальных благ.
· Поддержка инноваций и технологических разработок, способных стимулировать рост всего экономического сектора страны.
· Органическое единство государства и внутреннего рынка.
· Мощный банковский сектор, который сильно влияет на стратегическое развитие национальной экономики и весьбизнес-сегмент.
В настоящее время германская модель переживает не лучшие времена и нуждается в модернизации. Связано это с целым комплексом проблемных обстоятельств, основными среди которых являются:
· Высокие налоги.
· Отсутствие действенных программ по привлечению и работе с иностранными инвестициями.
· Прогрессивно растущий уровень расходов, провоцирующий бюджетный дефицит и внешнийдолг.
· Затянувшаяся консолидациягерманских земель.
Действующая германская модель нуждается в комплексном реформировании. Больше всего ей подойдет американский консервативный шаблон реформ, направленный на либерализацию экономики страны.
Китайская модель
В настоящий момент Китай активно переходит к смешанной экономической модели. В государстве формируются новые взгляды на возведение социалистического общества, где экономические отношения базируются на равноправном признании национальной и частной собственности.
Особенность китайской модели связана с мощной поддержкой иностранного капитала. В скором будущем Китай планирует представить миру новейшую экономическую модель, где стратегический государственный план будет гармонично интегрирован в мировой рыночный механизм.
Латиноамериканская модель
Характерными чертами этой модели экономики являются следующие:
· активная эксплуатация щедрых природных ресурсов без затрат на их восстановление;
· использование дешевой рабочей силы;
· криминализация экономики и высокий уровень коррупции;
· низкая эффективность экономических процессов;
· значительное социальное неравенство;
· высокая внешняя задолженность.
Африканская модель
Африканскую модель характеризует:
· патриархальное ведение хозяйства;
· многообразие различных форм собственности;
· низкая производительность;
· жесткая эксплуатация низкоквалифицированного наемного труда.