Основные направления и принципы государственного регулирования товарного обращения.
Введение
Основные вопросы:
Основные направления и принципы государственного регулирования товарного обращения.
2. Методы государственного регулирования товарного обращения: экономические, информационно - ориентирующие, законодательные. Административный надзор со стороны государства.
Зарубежный опыт государственного регулирования сферы товарного обращения.
Выводы (10 мин)
Основные понятия: обращение, товарный обмен, торговый посредник, рынок, конъюнктура рынка.
Литература:
Основная:
1. Трофимова А.Н. Бухгалтерский учет в сфере товарного обращения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Трофимова А.Н.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2014.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35470.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность [Электронный ресурс]: учебник/ Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 500 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24790.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная:
1. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит [Электронный ресурс]: учебник/ Нешитой А.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 640 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11004.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Щеголева Н.Г. Деньги и денежное обращение [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Щеголева Н.Г., Васильев А.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2011.— 184 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17014.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Экономика торговли [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Н.С. Шелег [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2012.— 559 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20303.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Основные направления и принципы государственного регулирования товарного обращения.
Система товарного обращения, как и другие отрасли современной экономики, развивается на основе взаимодействия двух начал, в соответствии с которыми различают два типа ее регулирования: рыночное и нерыночное, последнее включает государственное и негосударственное регулирование (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Типы регулирования товарного обращения
Рыночный тип регулирования эпохи свободной конкуренции основывался на деятельности единоличных предпринимателей в условиях неограниченной конкуренции множества небольших предприятий. Саморегулирование единоличных предпринимателей осуществлялось без вмешательства государства (не считая того, что князь или царь брали подать, чеканили монету и др.). Саморегулирование на основе законов свободного рынка («невидимой руки», по выражению Адама Смита) — величайшее достижение рыночной системы. Однако по мере концентрации и централизации капитала свободная конкуренция сменялась монополией, которая, как известно, подрывает свободную конкуренцию на рынке. Поэтому чтобы обеспечить необходимый уровень конкуренции на рынке, смягчить негативные последствия его стихийного саморегулирования с конца XIX в. и особенно после кризиса 1929-1933 гг. активно применяются методы нерыночного регулирования экономического деятельности.
Государственное регулирование представляет собой совокупность принципов и методов воздействия государственных и муниципальных органов власти на организацию и экономику отраслей товарного обращения в целях решения задач экономического и социального развития страны и её отдельных регионов. Оно осуществляется по следующим основным направлениям:
1) разработка мер, направленных на обеспечение здоровой конкуренции;
2) государственное регулирование в областях, где отсутствует конкуренция;
3) разработка и осуществление государственной политики перераспределения доходов.
Разработка мер, направленных на обеспечение здоровой конкуренции базируется на следующих принципах:
• взаимодействие рыночной конкуренции и государственного регулирования рынка;
• исключение прямого вмешательства государства в хозяйственную деятельность участников рынка при допущении прямого контроля государственных органов за соблюдением установленных правовых норм;
• исключение негативных последствий конкуренции для экономики страны, когда рыночный механизм не в состоянии справиться с ними;
• воздействие на результаты взаимодействия партнеров на рынке в виде ущерба или выгоды для третьей стороны, которая не участвует в рыночных отношениях и интересы которой не учитываются при формировании цен. Эти принципы формировались в процессе более чем векового развития государственного регулирования рыночных отношений в развитых странах. Применительно к отечественной экономике вопрос заключается, прежде всего, в обосновании необходимого соотношения между рыночным самофинансированием и государственным регулированием с учетом конкретных условий организации товарного обращения. В тех областях, где конкуренция отсутствует или нецелесообразна, государственное регулирование становится единственным инструментом организации хозяйственной деятельности. Например, в современных условиях особо острой стала проблема охраны окружающей среды. Применительно к отраслям товарного обращения, пищевой промышленности и транспорта она связана, например, с применением в промышленных и бытовых холодильниках запрещенных с 2000 г. Всемирной организацией здравоохранения взрывоопасных и озоноразрушающих фреонов.
Создаются также системы государственного регулирования и контроля субъектов естественной или государственной монополии. Естественные монополии формируются в отраслях, где конкурентная среда на товарном рынке невозможна или экономически неэффективна при существующем уровне научно-технического прогресса.
Государственные монополии создаются согласно действующему законодательству, определяющему товарные границы монопольного рынка, формы контроля и регулирование его деятельности.
Разработка государственной политики перераспределения доходов осуществляется в соответствии с национальными, социальными, экологическими и другими особенностями развития страны. В современных условиях это имеет особое отношение к тем предприятиям торговли и общественного питания в нашей стране, которые обслуживают социально незащищенные слои населения. Такие предприятия нуждаются в льготах со стороны государственных и местных органов в части налогообложения, оплаты аренды помещений и коммунальных услуг.
Государственное регулирование рынка в развитых странах, несмотря на известные тенденции либерализации внешнеторговой деятельности в последние годы, направлено на защиту собственного рынка. Для ограничения доступа импортных товаров на внутренний рынок устанавливаются количественные квоты, тарифные пошлины, регулируются цены, субсидируются собственные товаропроизводители. Внутренняя политика государств с рыночной экономикой направлена на создание такой системы отраслей товарного обращения, которая способствовала бы решению общеэкономических задач. На первый план выходят задачи соблюдения интересов потребителей и достижение целей структурной политики в экономике в целом.
В процессе государственного регулирования рыночной экономики отрасли товарного обращения рассматриваются в качестве одной из крупнейших ее подсистем, ориентированных на решение социальных и общеэкономических задач, которые постоянно усложняются под влиянием стремительного развития научно-технического прогресса.
Государственное регулирование рынка и товарного обращения способствует формированию хозяйственных связей и пропорций на конкурентной основе, координации экономических процессов и увязке частных и общественных интересов, а, следовательно, цивилизованному эволюционному развитию экономики.
2. Методы государственного регулирования товарного обращения: экономические, информационно - ориентирующие, законодательные, административный надзор со стороны государства
Государственное регулирование товарного обращения осуществляется разнообразными прямыми и косвенными методами, которые в зависимости от характера воздействия можно объединить в четыре группы: экономические, информационно-ориентирующие, законодательные и административные (см. рис. 2.2). Все они имеют институциональный характер, поскольку так или иначе связаны с проводимыми органами государственной власти, корпорациями, ассоциациями промышленников и торговцев, профсоюзами и другими аналогичными институтами мерами, направленными на обеспечение устойчивости и эффективности функционирования системы товарного обращения, и подчиняются соответствующим правовым нормам (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Основные группы методов государственного регулирования товарного обращения
Экономические методы, если они не противоречат требованиям законов рынка, принято считать наиболее тонким инструментом согласования механизма рыночного саморегулирования с интересами народного хозяйства и его отраслей. Это методы воздействия на спрос и предложение товаров, на условия формирования экономических ресурсов, затрат и результатов в системе товарного обращения.
В составе экономических методов один из центральных — государственное регулирование цен. Рыночная экономика предполагает свободу установления предприятиями цен на свои товары и услуги. Однако такая свобода относительна, поскольку законодательство о контроле над ценами разрешает правительству издавать распоряжения о регулировании цен на товары и услуги. Во всех странах с развитой рыночной экономикой существуют законы о ценообразовании, органы, обеспечивающие их выполнение, и практика государственного регулирования.
Конкретные методы государственного регулирования цен принято рассматривать с исторической и логической точек зрения в такой последовательности:
• наблюдение за ценами, которое проводится в целях выявления роста стоимости жизни, издержек производства и обращения;
• косвенное воздействие на цены путем изменения учетной ставки процента, курса национальной денежной единицы, таможенных пошлин и т. п.;
• государственное вмешательство в процесс ценообразования, например в виде повышения издержек производства и обращения при введении более высоких норм амортизации, минимального размера оплаты труда и т.п.;
• прямое воздействие государственных органов на цены, которое принимает разнообразные формы, например в виде государственных субсидии, изменения ставок налога на добавленную стоимость или акцизного налога, экспортных субсидий, таможенных пошлин и ограничений;
• правительственный контроль в форме фиксации цен или установления пределов их повышения. Применяется в кризисных ситуациях, при обострении социальной напряженности в стране или регионе.
Под административным надзором со стороны государства находятся товары, имеющие особую социальную значимость (энергетические товары, медикаменты, почтово-телеграфные, транспортные тарифы и др.). Сложившаяся в некоторых странах система регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию направлена на защиту интересов как потребителей, так и производителей-фермеров. Свободное колебание цен на продукты питания допускается только в пределах коридора между верхним пределом и нижним. При этом верхний предел защищает интересы потребителей этой продукции, а нижний — призван сохранить гарантированный минимальный доход фермеру в условиях возможного понижения закупочных цен. Регулирование цен позволяет государству сдерживать их неоправданный рост, ставить их в зависимость от изменения конкретных экономических условий в народном хозяйстве, смягчать негативное воздействие инфляции на жизненный уровень населения. Масштаб государственного регулирования цен зависит от конкретной экономической ситуации в стране, от складывающейся структуры потребления и национальных привычек населения.
Информационно-ориентирующие методы участников рынка стали активным инструментом его регулирования в условиях стремительного развития научно-технического прогресса второй половины XX в. В современных условиях их роль возрастает по мере усложнения системы товарного обращения, внедрения современных технологий товародвижения и обработки экономической информации. Они ориентированы на обеспечение производственных и торговых предприятий коммерческой информацией, позволяющей им выбирать оптимальные пути реализации текущих и перспективных задач. При этом используются следующие виды информации:
• конъюнктурная информация об ассортименте, качестве и ценах товаров, а также тарифах на услуги, процентных ставках банков, курсах валют и др., с помощью которой решаются конъюнктурные и маркетинговые задачи;
• статистическая информация, позволяющая получать обобщающие оценки состояния национального и регионального рынков, отраслей товарного обращения и тенденций их развития;
• прогнозная информация, применяемая при разработке стратегий развития торговых предприятий, концепций и программ развития отраслей товарного обращения;
• научно-техническая информация, необходимая торговым предприятиям для совершенствования организации и технологии товародвижения;
• информация о среднеотраслевых показателях, а также показателях деятельности современных отечественных и зарубежных систем товародвижения, с помощью которых осуществляется мониторинг платежеспособности и конкурентоспособности торговых предприятий.
Законодательные методы регулирования обеспечивают правовые основы обращения товаров, включающие защиту прав собственности, предпринимателей, наемных работников и потребителей. В современной рыночной экономике особое значение имеют специальные законодательные акты, обеспечивающие равные возможности для соперничества на рынке.