Основные направления и принципы государственного регулирования товарного обращения.

Введение

Основные вопросы:

Основные направления и принципы государственного регулирования товарного обращения.

2. Методы государственного регулирования товарного обращения: экономические, информационно - ориентирующие, законодательные. Административный надзор со стороны государства.

Зарубежный опыт государственного регулирования сферы товарного обращения.

Выводы (10 мин)

Основные понятия: обращение, товарный обмен, торговый посредник, рынок, конъюнктура рынка.

Литература:

Основная:

1. Трофимова А.Н. Бухгалтерский учет в сфере товарного обращения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Трофимова А.Н.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2014.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35470.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность [Электронный ресурс]: учебник/ Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 500 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24790.— ЭБС «IPRbooks», по паролю


Дополнительная:

1. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит [Электронный ресурс]: учебник/ Нешитой А.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 640 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11004.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Щеголева Н.Г. Деньги и денежное обращение [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Щеголева Н.Г., Васильев А.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2011.— 184 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17014.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Экономика торговли [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Н.С. Шелег [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2012.— 559 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20303.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Основные направления и принципы государственного регулирования товарного обращения.

Система товарного обращения, как и другие отрасли современной экономики, развивается на основе взаимодействия двух начал, в соответствии с которыми различают два типа ее регулирования: рыночное и нерыночное, последнее включает государственное и негосударственное регулирование (рис. 2.1).


Основные направления и принципы государственного регулирования товарного обращения. - student2.ru
Рис. 2.1. Типы регулирования товарного обращения


Рыночный тип регулирования эпохи свободной конкуренции основывался на деятельности единоличных предпринимателей в условиях неограниченной конкуренции множества небольших предприятий. Саморегулирование единоличных предпринимателей осуществлялось без вмешательства государства (не считая того, что князь или царь брали подать, чеканили монету и др.). Саморегули­рование на основе законов свободного рынка («невидимой руки», по выражению Адама Смита) — величайшее достижение рыночной системы. Однако по мере концентрации и централизации капитала свободная конкуренция сменялась монополией, которая, как из­вестно, подрывает свободную конкуренцию на рынке. Поэтому чтобы обеспечить необходимый уровень конкуренции на рынке, смягчить негативные последствия его стихийного саморегулирования с конца XIX в. и особенно после кризиса 1929-1933 гг. активно применяются методы нерыночного регулирования экономического деятельности.

Государственное регулирование представляет собой совокупность принципов и методов воздействия государственных и муниципальных органов власти на организацию и экономику отраслей товарного обращения в целях решения задач экономического и социального развития страны и её отдельных регионов. Оно осуществляется по следующим основным направлениям:

1) разработка мер, направленных на обеспечение здоровой кон­куренции;
2) государственное регулирование в областях, где отсутствует конкуренция;
3) разработка и осуществление государственной политики пе­рераспределения доходов.

Разработка мер, направленных на обеспечение здоровой конку­ренции базируется на следующих принципах:

• взаимодействие рыночной конкуренции и государственного регулирования рынка;
• исключение прямого вмешательства государства в хозяйственную деятельность участников рынка при допущении прямого контроля государственных органов за соблюдением установ­ленных правовых норм;

• исключение негативных последствий конкуренции для эко­номики страны, когда рыночный механизм не в состоянии справиться с ними;

• воздействие на результаты взаимодействия партнеров на рынке в виде ущерба или выгоды для третьей стороны, которая не участвует в рыночных отношениях и интересы которой не учитываются при формировании цен. Эти принципы формировались в процессе более чем векового развития государственного регулирования рыночных отношений в развитых странах. Применительно к отечественной экономике вопрос заключается, прежде всего, в обосновании необходимого соотношения между рыночным самофинансированием и государст­венным регулированием с учетом конкретных условий организации товарного обращения. В тех областях, где конкуренция отсутствует или нецелесообразна, государственное регулирование становится единственным инструментом организации хозяйственной деятель­ности. Например, в современных условиях особо острой стала про­блема охраны окружающей среды. Применительно к отраслям товарного обращения, пищевой промышленности и транспорта она связана, например, с применением в промышленных и бытовых холодильниках запрещенных с 2000 г. Всемирной организацией здравоохранения взрывоопасных и озоноразрушающих фреонов.

Создаются также системы государственного регулирования и контроля субъектов естественной или государственной монополии. Естественные монополии формируются в отраслях, где конкурент­ная среда на товарном рынке невозможна или экономически неэффективна при существующем уровне научно-технического прогресса.

Государственные монополии создаются согласно дейст­вующему законодательству, определяющему товарные границы монопольного рынка, формы контроля и регулирование его дея­тельности.

Разработка государственной политики перераспределения дохо­дов осуществляется в соответствии с национальными, социальными, экологическими и другими особенностями развития страны. В современных условиях это имеет особое отношение к тем пред­приятиям торговли и общественного питания в нашей стране, которые обслуживают социально незащищенные слои населения. Такие предприятия нуждаются в льготах со стороны государствен­ных и местных органов в части налогообложения, оплаты аренды помещений и коммунальных услуг.

Государственное регулирование рынка в развитых странах, не­смотря на известные тенденции либерализации внешнеторговой деятельности в последние годы, направлено на защиту собствен­ного рынка. Для ограничения доступа импортных товаров на внут­ренний рынок устанавливаются количественные квоты, тарифные пошлины, регулируются цены, субсидируются собственные това­ропроизводители. Внутренняя политика государств с рыночной экономикой направлена на создание такой системы отраслей то­варного обращения, которая способствовала бы решению обще­экономических задач. На первый план выходят задачи соблюдения интересов потребителей и достижение целей структурной политики в экономике в целом.

В процессе государственного регулирования рыночной эконо­мики отрасли товарного обращения рассматриваются в качестве одной из крупнейших ее подсистем, ориентированных на решение социальных и общеэкономических задач, которые постоянно услож­няются под влиянием стремительного развития научно-техничес­кого прогресса.

Государственное регулирование рынка и товарного обращения способствует формированию хозяйственных связей и пропорций на конкурентной основе, координации экономических процессов и увязке частных и общественных интересов, а, следовательно, цивилизованному эволюционному развитию экономики.

2. Методы государственного регулирования товарного обращения: экономические, информационно - ориентирующие, законодательные, административный надзор со стороны государства

Государственное регулирование товарного обращения осущест­вляется разнообразными прямыми и косвенными методами, кото­рые в зависимости от характера воздействия можно объединить в четыре группы: экономические, информационно-ориентирующие, законодательные и административные (см. рис. 2.2). Все они имеют институциональный характер, поскольку так или иначе связаны с проводимыми органами государственной власти, корпорациями, ассоциациями промышленников и торговцев, профсоюзами и другими аналогичными институтами мерами, направленными на обеспечение устойчивости и эффективности функционирования системы товарного обращения, и подчиняются соответствующим правовым нормам (рис. 2.2).


Основные направления и принципы государственного регулирования товарного обращения. - student2.ru
Рис. 2.2. Основные группы методов государственного регулирования товарного обращения


Экономические методы, если они не противоречат требованиям законов рынка, принято считать наиболее тонким инструментом согласования механизма рыночного саморегулирования с интере­сами народного хозяйства и его отраслей. Это методы воздействия на спрос и предложение товаров, на условия формирования эко­номических ресурсов, затрат и результатов в системе товарного обращения.

В составе экономических методов один из центральных — госу­дарственное регулирование цен. Рыночная экономика предполагает свободу установления предприятиями цен на свои товары и услуги. Однако такая свобода относительна, поскольку законодательство о контроле над ценами разрешает правительству издавать распоряжения о регулировании цен на товары и услуги. Во всех странах с развитой рыночной экономикой существуют законы о ценообразовании, органы, обеспечивающие их выпол­нение, и практика государственного регулирования.

Конкретные методы государственного регулирования цен принято рассматривать с исторической и логической точек зрения в такой последователь­ности:

• наблюдение за ценами, которое проводится в целях выявле­ния роста стоимости жизни, издержек производства и обра­щения;

• косвенное воздействие на цены путем изменения учетной ставки процента, курса национальной денежной единицы, таможенных пошлин и т. п.;

• государственное вмешательство в процесс ценообразования, например в виде повышения издержек производства и обра­щения при введении более высоких норм амортизации, ми­нимального размера оплаты труда и т.п.;

• прямое воздействие государственных органов на цены, кото­рое принимает разнообразные формы, например в виде государственных субсидии, изменения ставок налога на до­бавленную стоимость или акцизного налога, экспортных суб­сидий, таможенных пошлин и ограничений;

• правительственный контроль в форме фиксации цен или уста­новления пределов их повышения. Применяется в кризисных ситуациях, при обострении социальной напряженности в стране или регионе.

Под административным надзором со стороны государства нахо­дятся товары, имеющие особую социальную значимость (энерге­тические товары, медикаменты, почтово-телеграфные, транспортные тарифы и др.). Сложившаяся в некоторых странах система регули­рования цен на сельскохозяйственную продукцию направлена на защиту интересов как потребителей, так и производителей-фермеров. Свободное колебание цен на продукты питания допускается только в пределах коридора между верхним пределом и нижним. При этом верхний предел защищает интересы потребителей этой продукции, а нижний — призван сохранить гарантированный минимальный доход фермеру в условиях возможного понижения закупочных цен. Регулирование цен позволяет государству сдерживать их неоправ­данный рост, ставить их в зависимость от изменения конкретных экономических условий в народном хозяйстве, смягчать негативное воздействие инфляции на жизненный уровень населения. Масштаб государственного регулирования цен зависит от конкретной эко­номической ситуации в стране, от складывающейся структуры потребления и национальных привычек населения.

Информационно-ориентирующие методы участников рынка стали активным инструментом его регулирования в условиях стремитель­ного развития научно-технического прогресса второй половины XX в. В современных условиях их роль возрастает по мере услож­нения системы товарного обращения, внедрения современных технологий товародвижения и обработки экономической инфор­мации. Они ориентированы на обеспечение производственных и торговых предприятий коммерческой информацией, позволяющей им выбирать оптимальные пути реализации текущих и перспек­тивных задач. При этом используются следующие виды информации:

• конъюнктурная информация об ассортименте, качестве и ценах товаров, а также тарифах на услуги, процентных став­ках банков, курсах валют и др., с помощью которой решаются конъюнктурные и маркетинговые задачи;

• статистическая информация, позволяющая получать обоб­щающие оценки состояния национального и регионального рынков, отраслей товарного обращения и тенденций их раз­вития;

• прогнозная информация, применяемая при разработке стра­тегий развития торговых предприятий, концепций и про­грамм развития отраслей товарного обращения;
• научно-техническая информация, необходимая торговым предприятиям для совершенствования организации и техно­логии товародвижения;

• информация о среднеотраслевых показателях, а также по­казателях деятельности современных отечественных и зару­бежных систем товародвижения, с помощью которых осу­ществляется мониторинг платежеспособности и конкуренто­способности торговых предприятий.
Законодательные методы регулирования обеспечивают правовые основы обращения товаров, включающие защиту прав собствен­ности, предпринимателей, наемных работников и потребителей. В современной рыночной экономике особое значение имеют специальные законодательные акты, обеспечивающие равные возможности для соперничества на рынке.

Наши рекомендации