Методы контроля качества, анализа дефектов и их причин
Технический контроль – это проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям, составная и неотъемлемая часть производственного процесса. Контролю подвергаются: поступающие на предприятие сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, комплектующие изделия;производимые заготовки, детали, сборочные единицы;готовые изделия; оборудование, оснастка, технологические процессы изготовления продукции. Основные задачи технического контроля заключаются в обеспечении выпуска качественной продукции, в соответствии со стандартами (ГОСТ 16504-81 «Испытания и контроль качества продукции») и ТУ, выявлении и предупреждении брака, проведении мер по дальнейшему улучшению качества изделий [15, с. 74-76].
К настоящему времени сложились разнообразные методы контроля качества, которые можно разбить на две группы:
1. Самопроверка или самоконтроль – персональная проверка и контроль оператором с применением методов, установленных технологической картой на операцию, а также с использованием предусмотренных измерительных средств с соблюдением заданной периодичности проверки.
2. Ревизия (проверка) – проверка, осуществляемая контролером, которая должна соответствовать содержанию карты контроля технологического процесса.
Организация технического контроля заключается в: проектировании и осуществлении процесса контроля качества; определении организационных форм контроля; выборе и технико-экономическом обосновании средств и методов контроля; обеспечении взаимодействия всех элементов системы контроля качества продукции;· разработке методов и систематическом проведении анализа брака и дефектов.
В зависимости от характера дефектов брак может быть исправимым или неисправимым (окончательным). В первом случае изделия после исправления могут быть использованы по назначению, во втором –исправление технически производить невозможно или экономически нецелесообразно. Устанавливаются виновники брака и намечаются мероприятия по его предупреждению. Виды технического контроля показаны в таблице 1.
Таблица 1
Виды технического контроля
№ п п | Классификационный признак | Виды технического контроля |
По назначению | Входной (продукции от поставщиков); производственный; инспекционный (контроль контроля). | |
По стадиям технологического процесса | Операционный (в процессе изготовления); приемочный (готовой продукции). | |
По методам контроля | Технический осмотр (визуальный); измерительный; регистрационный; статистический. | |
По полноте охвата контролем производственного процесса | Сплошной; выборочный; летучий; непрерывный; периодический. | |
По механизации контрольных операций | Ручной; механизированный; полуавтоматический; автоматический. | |
По влиянию на ход обработки | Пассивный контроль (с остановкой процесса обработки и после обработки); активный контроль (контроль во время обработки и остановка процесса при достижении необходимого параметра); активный контроль с автоматической подналадкой оборудования. | |
По измерению зависимых и независимых допустимых отклонений | Измерение действительных отклонений; измерение предельных отклонений с помощью проходимых и непроходимых калибров. | |
В зависимости от объекта контроля | Контроль качества продукции; контроль товарной и сопроводительной документации; контроль технологического процесса; контроль средств технологического оснащения; контроль технологической дисциплины; контроль квалификации исполнителей; контроль прохождения рекламаций; контроль соблюдения требований эксплуатации. | |
По влиянию на возможность последующего использования | Разрушающий; неразрушающий. |
При контроле качества продукции используются физические, химические и другие методы, которые можно разделить на две группы: разрушающие и неразрушающие.
К разрушающим методам относятся следующие испытания: испытания на растяжение и сжатие; испытания на удар; испытания при повторно-переменных нагрузках; испытания твердости.
К неразрушающим методам принадлежат:
– магнитные (магнитографические методы);
– акустические (ультразвуковая дефектоскопия);
– радиационные (дефектоскопия с помощью рентгеновских и гамма- лучей);
Смысл статистических методов контроля качества заключается в значительном снижении затрат на его проведение по сравнению органолептические (визуальные, слуховые и т.п.).
Таким образом, контроль призван обеспечить проверку исполнения управленческих решений на всех уровнях управления на соблюдение установленных нормативов и условий хозяйственной деятельности предприятия.