Методические рекомендации по разработке анкеты.
Анкета - система вопросов, направленных на выяснение существующей проблемы и позволяющей обеспечить сбор первичной информации.
Правила графического оформления анкеты:
* Шрифт должен быть ясным, достаточно крупным.
* Текст вопросов, пояснения к вопросам и возможные варианты ответов лучше печатать разными шрифтами.
* Для ответа на открытые и полузакрытые вопросы должно быть достаточно чистых строк.
* Нельзя допускать переноса половины ответов на вопрос на другую страницу.
Составление анкеты - задача сложная, поскольку важна не механическая последовательность вопросов, а их тесная взаимосвязь.
Анкета состоит из трех частей:
• Вводная часть.
• Основная часть.
• “Паспортичка”.
Вводная часть. Главная ее задача - побудить респондента дать ответы на поставленные вопросы. Вводная часть начинается с вступления (обращения к респонденту), где указываются:
* Данные организации или лица, проводящего опрос.
* Цель и задачи исследования.
* Значимость роли респондента.
* Гарантия анонимности анкеты (если анкета не анонимная).
* Техника заполнения анкеты.
* Выражение благодарности, высказываемое респонденту авансом, которое побуждает его заполнить анкету.
Вводная часть должна быть ясной, краткой.
Основная часть.Ее основная цель - сбор информации. В разработке основной части следует правильно располагать разные типы вопросов. Логика построения вопросов основной части: от простых вопросов к сложным, а затем от сложных снова к простым. Переход от простых к сложным вопросам носит название правила воронки.
Первыми идут контактные вопросы. Их цель - заинтересовать респондента, настроить его на контакт. Эти вопросы должны быть просты _в формулировке, и ответы на них должны быть краткими.
После контактных вопросов идут основные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам исследования.
На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. Главная их функция - снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа.
“Паспортичка”.В данной части анкеты содержатся вопросы по профессии, образованию, возрасту, семейному положению, полу и др. социальным критериям.
В конце анкеты следует обязательно поблагодарить респондентов за участие в опросе.
В процессе разработки анкеты следует помнить о большом разнообразии вопросов и о сфере их применения. Вопросы - это все речевые высказывания социолога к респонденту, которые могут иметь не только вопросительную, но и утвердительную или отрицательную формулировку. Это могут быть собственно вопросы, высказывания, таблица, незаконченные предложения.
Один и тот же вопрос можно задать по-разному. Например, для выяснения пола респондента можно использовать такие варианты вопросов:
1. Пол - мужской, женский (ненужное зачеркните).
2. Ваш пол? (подчеркните)
а) мужской
б) женский
3. Ваш пол? (обведите соответствующий код)
мужской 1 женский 2
4. Ваш пол? (напишите) “ “.
В табл. 1 представлена классификация вопросов.
Таблица 1. Классификация вопросов
Классификация вопросов по форме | по конструкции ответов | по целям | по содержанию |
•закрытые •открытые •полузакрытые •прямые •косвенные | •дихотомические: “да - нет” альтернативные •поливариантные: вопросы-меню •шкальные вопросы •вопросы-диалоги | •содержательные •функциональны: функционально-психологические (контактные, буферные, вопросы диалоги) вопросы-фильтры контрольные вопросы (тесты, ловушки) | •вопросы о фактах •вопросы о знаниях •вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отношениях, мотивах и т.д.) |
Рекомендуется в анкете использовать разные типы вопросов.
Творческое задание 2. Составление конспекта статьи управленческой тематики
Цель задания:приобретение навыков работы со статьями.
Темы для повторения:
• Методология и технология учебной исследовательской работы.
Ключевые термины:
Структура исследовательской работы.
Виды научных работ.
Этапы исследовательской работы.
Научная информация.
Научное знание.
Исходная информация.
Cтуденты выбирают статью управленческой тематики. Рекомендуется использовать статьи из таких журналов, как «Секрет фирмы», «Компания», «Бизнес», «Деньги», «Управление компанией», «Генеральный директор» и т.д.
Конспект – универсальная форма анализа содержания статей. Он объединяет все другие формы: план, тезисы, резюме. К составным элементам конспекта относят:
• план источника информации;
• изложение основных мыслей источника;
• оценочные характеристики основных положений источника тем, кто конспектирует.
В тексте конспекта уместны цитаты, схемы, таблицы, доказательства. Желательно составление справочного словарика категорий и терминов, используемых в источнике.
Конспект не должен быть чрезмерным по объему, т.к. конспектирование – это не тиражирование источника, а краткое творческое его осмысление.
Логическим завершением конспекта являются структурно-логические схемы.
Задание.
1. Внимательно изучить содержание статьи.
2. Представить план статьи с краткими тезисами.
3. Высказать собственную оценку (отразить актуальность, новизну, практическую значимость статьи и т.д.).
4. Составить структурно-логическую схему статьи.
5. Дать библиографическое описание статьи.
Критерии и шкала